Каталог статей

Овчинникова Т.В., Бербенец Е.И.

Основные направления государственной поддержки венчурных фондов инновационного развития

Становление инновационной модели экономического развития во многом зависит от степени научно-технической активности субъектов хозяйствования, среди которых особая роль принадлежит субъектам венчурного предпринимательства. Характерной особенностью венчурных предприятий является то, что они функционируют в инновационном секторе экономики, что придает их деятельности наиболее рисковый характер по сравнению с деятельностью остальных субъектов хозяйствования.

Позитивная роль венчурных фондов в системе финансирования инноваций неоспорима, и венчурное инвестирование является тем механизмом, от которого выигрывают все:

· предприниматели - инноваторы получают финансирование своих разработок;

· инвесторы достигают высоких прибылей за счет роста капитализации проинвестированных компаний;

· государство выигрывает от роста налоговых поступлений и создания рабочих мест;

· экономика в целом получает возможность своевременного внедрения новых технологий.

Наличие такой инновационной активности обусловило необходимость формирования в Украине системы государственной поддержки венчурного предпринимательства. Таким образом, актуальность выбранной темы обуславливается необходимостью дальнейшей разработки мероприятий по стимулированию развития венчурной индустрии в Украине.

Проблемы развития и функционирования венчурной индустрии  рассматривались в работах О.Зайченко, В.Ильчука, Л.Родзиевской, В.Евтушенко[3]., И.Кузнецовой [4]. и др.  Однако, в их исследованиях остаются недостаточно  изученными направлениями государственной поддержки венчурного предпринимательства в инновационной сфере. В связи с этим целью статьи является изучение проблем развития  венчурного предпринимательства в Украине и обоснование основных направлений государственной поддержки венчурного бизнеса.

Таким образом, венчурный фонд (англ. venture — рискованное предприятие) — инвестиционная компания, работающая исключительно с инновационными предприятиями и проектами (стартапами). Венчурные фонды осуществляют инвестиции в ценные бумаги или предприятия с высокой или относительно высокой степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли. Обычно такие вложения осуществляются в сфере новейших научных разработок, высоких технологий.

Основные проблемы отечественной инновационной сферы фокусируются в дефиците квалифицированных инженерных кадров и грамотных менеджеров, довольно ограниченный круг проектов, способных в будущем принести коммерческую выгоду, пробелы в законодательной сфере, в создании инфраструктуры. [3, с. 56]

         Для решения этой проблемы целесообразно принять специальный закон, регулирующий отношения в сфере венчурного предпринимательства, так как пока принятый в 2001 году Закон Украины «Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды)» [1], под действие которого подпадает и венчурное инвестирование, не отражает в полной мере его специфику, не предусматривает мер государственной поддержки инвестиций вообще и венчурных инвестиций в частности.

Помимо разработки нормативно-правовой базы, регламентирующей правовые отношения в сфере венчурного инвестирования,  также необходимо осуществлять государственную поддержку по таким направлениям:

- организация системы подготовки кадров менеджеров инноваций для венчурного предпринимательства;

- создание насыщенной сети венчурных фондов;

- разработка мер финансового стимулирования деятельности венчурных инвесторов (предоставление налоговых льгот и преференций);

Венчурные фонды являются одним из эффективных источников финансирования инновационной деятельности, и поэтому создание национальной инновационной инфраструктуры становится важнейшей составляющей научно-технического и экономического развития нашей страны

Литература

1. Про інститути спільного інвестування (пайові та корпоративні інвестиційні фонди): закон України від 15 березня 2001 року № 2299 – III, редакція від 07.08.2011 // Законодавство України [Електронний ресурс] / Верхов. Рада України. – Електрон. дані. – К. : Упр. компьютериз. систем Апарату Верхов. Ради України, 1996-2012. – Режим доступу: [сылка более недоступна} екрану.

2. Про інноваційну діяльність: закон України від 4 червня 2002 року № 40-ІУ, редакція від 02.10.2011 // Законодавство України [Електронний ресурс] / Верхов. Рада України. – Електрон. дані. – К. : Упр. компьютериз. систем Апарату Верхов. Ради України, 1996-2012. – Режим доступу: [сылка более недоступна} екрану.

3. Зінченко О,П., Ільчук В,П, Радзієвська Л.Ф., Євтушенко В.М. Стан розвитку організаційних форм венчурного підприємництва і його інфраструктури в країнах сівту та в Україні. - К.: НДІСЕП, - 2004. - 98 с.

4. Кузнецова І.П. Проблеми та перспективи розвитку малого інноваційного підприємництва в Україні // Економіка і прогнозування - 2003. - № 4. - с. 115-122