Каталог статей

Минязев М. Р.

Региональные инвестиционные проекты как инструмент стратегического сотрудничества власти и бизнеса в субъекте РФ

Одной из важнейших задач формирования российской экономики должно стать решение проблемы инвестирования реального сектора российских регионов. Очевидно, именно инвестиции выступают ключевыми факторами экономического роста страны, оказывая прямое влияние на результаты производства не только в данный момент, но и в будущем.

Следует отметить, что существуют различные подходы к категории «инвестиции». Анализ показал разнообразие дефиниций в зависимости от времени, традиций экономических школ, и, как следствие – отсутствие единого мнения о роли реальных и финансовых инвестиций, которое у некоторых исследователей перерастает в противопоставление одного с другим [1,с.3,22; 2,с.17,20; 3; 4; 5,с.14-15; 6,с.121; 7,с.1; 8,п.П.1.1.]. Нами предложен универсальный подход к рассмотрению возможных направлений инвестирования, направленный на решение проблемы корректной идентификации объекта вложений, применимый, в частности, в случае реализации региональных проектов (рис. 1).

Представленная автором на рисунке классификация отражает многоплановость, разнообразие объектов и целей вложений. Так, финансовые вложения «непосредственно не оказывают никакого влияния на экономический рост, хотя и создают условия для него через формирование финансовых ресурсов для инвестиций» [9,с.38]. Данные инвестиции и «высокое развитие институтов финансового инвестирования в значительной степени способствует росту реальных инвестиций…эти две формы являются взаимодополняющими, а не конкурирующими» [7,с.1]. Таким образом, финансовые инвестиции, являясь частью текущей деятельности любого предприятия, используются для накопления капитала (так называемого инвестиционного капитала) с целью последующего его размещения (вложения) в реальные активы.

Рис.1. Классификация возможных направлений и объектов вложений

Составлено автором.

Реальные инвестиции составляют основу инвестиционной деятельности как коммерческих предприятий, так и государственного сектора в форме инвестиций в основной капитал, вложений в оборотные средства и нематериальные активы. Так, значение инвестиций в основной капитал в том, что они непосредственно участвуют в производственном процессе, «…обеспечивают расширение действующего или создание нового капитала», формируя «…часть валового национального продукта, предназначенного для использования в будущем» [2,с.18], «увеличивают национальный доход в будущем» [7,с.1]. Вышесказанное также справедливо, как и тот факт, что практическая реализация инвестиций осуществляется на уровне региона, влияя на его макроэкономические показатели.

Для региона инвестиции в основной капитал «являются инъекцией, увеличивающей товарно-денежный поток конечных товаров кругооборота регионального общественного продукта», когда «объем ВРП увеличивается как непосредственно (через спрос на продукцию машиностроения, строительства и другие капитальные товары и услуги), так и косвенно (за счет увеличения занятости, доходов, спроса на потребительские товары и др.)» [9,с.37].

Перечисленные выше особенности инвестиций обуславливают, необходимость развития инвестиционного потенциала региона, его планомерного и устойчивого развития через реализацию региональных инвестиционных проектов.

Автором проведена систематизация взглядов исследователей, отражающая эволюцию и изменение подходов к понятию «региональный инвестиционный проект» (далее РИП).

Так, в 1999 году при отсутствии самого понятия регионального проекта в тексте Методических рекомендаций (далее МР) введен показатель региональной эффективности, отображающий «финансовую эффективность проекта с точки зрения соответствующего региона». В данном контексте затрагиваются не интересы непосредственных участников проекта, а всего субъекта РФ, относительно «влияния реализации проекта на предприятия региона, социальную и экологическую обстановку в регионе, доходы и расходы регионального бюджета» [8,п.2.1.]. Следовательно, наличие определенного влияния, затрагивающего интересы всего субъекта РФ, нежели непосредственных участников проекта, было признано одним из первых критериев отнесения проекта к региональному.

Позднее (2001) к РИП стали относить проекты, оказывающие «существенное влияние на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в городе, районе, области (проекты строительства новых или расширения и реконструкции действующих предприятий, от которых зависит снижение уровня безработицы, повышения жизненного уровня населения, либо изменение экологической ситуации в данном регионе» [10]. Те же характеристики отнесли РИП к «инвестиционным проектам регионального масштаба» [11,с.328]. Очевидно, данные понятие вытекают из МР, конкретизируя объект инвестиций и конечный возможный результат.

Согласно другим авторам, РИП рассмотрены в составе региональных инвестиционных программ, представляя собой «форму системного перераспределения финансовых ресурсов региона на основе заранее определенных целей, критериев и возможных форм использования данных ресурсов для решения конкретных задач», являясь «…удобным инструментом государственного регулирования экономических и социальных процессов региона» [12,с.62]. В процессе формирования РИП предложено: проводить анализ последствий реализации проектов, обосновать направления вложений и перераспределение инвестиций (как бюджетных, так и частных) в пользу наиболее эффективных проектов; использовать совместное финансирование проектов с помощью бюджета и средств частных инвесторов; учитывать не только экономические, но и социальные результаты инвестирования, а для отбора проектов находить их наилучшее соотношение. Другими исследователями предлагается понятие проектов регионального развития в составе программы регионального развития, как «комплекс взаимосвязанных мероприятий, нацеленных на достижение целей развития региона…». Для управления программами предложено «формирование проектов развития и реализации (то есть ресурсном обеспечении, контроле и т.д.» [13,с.4]. У обоих авторов, проявляется функция РИП, ставящая задачей целенаправленное развитие региона.

Позднее (2004 год) было высказано мнение, что РИП «выступают одним из эффективных инструментов реализации региональной инвестиционной политики, которая, с одной стороны, должна удовлетворять требованиям эффективности, с другой – требованиям территориальной справедливости» [14,c.12]. При ближайшем рассмотрении оказывается, что данное высказывание касается региональной политики, проводимой исключительно федеральной властью в отношении субъектов РФ, то есть относится к «использованию наиболее эффективных путей расходования средств, выделяемых для поддержки конкретных регионов…недопущение дальнейшего увеличения резких пространственных различий в уровнях развития и уровнях жизни населения, реальное обеспечение всем гражданам страны, независимо от места их проживания, минимальных социальных стандартов» [там же]. Следуя сказанному, финансирование РИП должно происходить с помощью средств федерального бюджета в целях выравнивания региональных различий. Мы считаем данный центристский подход, использующий РИП только в качестве инструмента инвестиционной политики федерального центра за счет бюджетных денег, не вполне подходящим. По нашему мнению, он размывает и нивелирует истинные потребности самого субъекта, неправомерно исключает финансирование проектов с помощью собственных средств частных инвесторов и бизнес-инициативы вообще. Попытка идентификации РИП не удалась и была сведена к  классификации инвестиционных проектов [там же, c.21].

Несмотря на фактическое отсутствие определения РИП и вышеизложенную критику, положительным, по нашему мнению, стало понимание «усложнения внешней и внутренней среды ведения бизнеса и организации нормальной жизнедеятельности населения», что обусловило необходимость в управлении РИП как «целенаправленного воздействия на процессы регионального развития через инвестиционные ресурсы, путем применения современных методов и инновационных механизмов, достижения определенных в проекте результатов» [там же,с.34-35]. Это продолжило выявленную ранее управленческую функцию РИП и целенаправленное развития региона.

Более конструктивный и детальный подход предложен в 2005 году, уточняющий, что «региональный инвестиционный проект представляет собой «систему взаимоотношений, возникающих между независимыми субъектами хозяйствования и органами управления региона по поводу использования разнообразных инвестиционных ресурсов и ценностей на территории региона в его стратегических интересах, и реализуемых в виде социальных, экономических, экологического или стратегических эффектов». Среди отличительных признаков РИП были названы: реализация стратегии развития региона, обеспечение максимального учета интересов участников проекта, реализация в интересах всего сообщества региона. Справедливо также,  что при управлении РИП необходимо «учесть существующие и формируемые взаимосвязи между субъектами РИП и обеспечить их взаимодействие в целях увеличения темпов экономического роста и повышения эффективности функционирования региона» [15,с.8-9].

В соответствии с Правилами формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ» (далее «Правила») к РИП относят два вида проектов: проект, имеющий региональное значение, и проект, имеющий межрегиональное значение [16, разделI,п.3]. В дополнение к целям развития, стоимости и места реализации, были установлены и другие характеристики, которые в совокупности составили законодательные критерии принадлежности проектов к РИП [там же, разделIV,п.14], представленные нами в Таблице 1.

Таблица 1

Характеристики РИП, формируемых при участии Инвестфонда РФ

Общие для всех проектов Инвестфонда РФ (включая РИП)

Специфичные для РИП

- наличие реального, готового участвовать, заинтересованного в проекте, инвестора;

- безубыточность проекта;

- достижение проектом социального эффекта (повышение уровня занятости, повышение уровня обеспеченности благоустроенным жильем, улучшение состояния окружающей среды, повышение доступности и качества услуг в сфере транспорта, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры, жилищно-коммунального хозяйства);

- соответствие проекта критериям финансовой и бюджетной эффективности;

- обоснование невозможности реализации проекта без участия бюджетных ассигнований Инвестфонда;

- период, на который предусматриваются бюджетные ассигнования Инвестфонда для реализации проекта, не превышает 5 лет.

- разделение рисков государства и инвесторов;

- учет государственных и частных интересов.

- реализация проекта на территории одного субъекта РФ (2-х и более субъектов РФ);

- общая стоимость проекта не менее 500 млн. рублей;

- соответствие РИП стратегии социально-экономического развития субъекта РФ, утвержденной в установленном порядке;

- регламентация минимального уровня софинансирования проекта за счет средств бюджета субъекта РФ (наряду с бюджетными ассигнованиями Инвестфонда);

- определение максимального размера бюджетных ассигнований Инвестфонда в отношении субъекта РФ для реализации РИП (региональной квоты);

- способность РИП влиять на формирование валового регионального продукта субъекта РФ и обеспечивать динамику экономического роста (экономическая эффективность РИП);

- доля финансирования проекта за счет частного инвестора (инвесторов) составляет не менее 50 процентов.

Составлено автором.

Проведенный выше анализ показал, что в отечественной литературе недостаточно полно отражены методологические подходы к определению регионального инвестиционного проекта. Имеющиеся исследования характеризуются разрозненностью мнений по поводу сущности РИП, их отличительных свойств, характеристик и критериев. При обращении к законодательному аспекту мы также обнаруживаем понятийный вакуум, не находя нормативных документов, содержащих универсальное и развернутое толкование исследуемого нами явления. Несмотря на попытки введения некоторых критериев РИП, их классификация практически отсутствует. Вместе с тем, описанные выше особенности формирования РИП представляет собой не общее руководство к действию, а лишь частный случай формирования инвестиционных проектов с помощью бюджетных ассигнований Инвестфонда РФ.

Кроме того, происходит смешение, а иногда и подмена понятий региональной программы и регионального проекта, что недопустимо ни с позиции масштаба, ни поставленных перед ними задач. Поэтому для продолжения анализа исследуемого явления предлагаем применить проектный подход, основанный на категориях «проект» и «инвестиционный проект».

Прежде всего, раскроем сущность и содержание категории «проект». Исследователи едины в понимании проекта как комплекса или системы взаимосвязанных мероприятий (частей), действий, включающих работы, услуги, операции и решения [6,с.120; 17,с.19; 8,р.П1.1]. Вместе с тем, первый и третий указывают на функцию достижения в течение ограниченного периода времени и при ограниченных денежных и иных ресурсах поставленных целей; второй настаивает на необходимости специальных методик, владение которыми позволяет руководителю эффективно реализовывать проект. В совокупности мы получаем проект как комплект документов, содержащих цели и описывающих необходимые для их достижения действия.

Общепризнано, проект является специфическим видом деятельности, и его признаки (четкая постановка цели, осуществление изменений, ограниченная временная протяженность, комплексность, уникальность, неповторимость и новизна, наличие ограничений, координирование действий и разграничение функций, множественность участников, правовое обеспечение, организационное обеспечение, рискозависимость) присущи всем инвестиционным проектам. Поэтому рассмотрение понятия «инвестиционный проект» также следует логике нашего исследования. Более того, реальные инвестиции, важность которых мы обозначили ранее, оформляются в виде инвестиционного проекта, одной из разновидностью которых является РИП.

Так, в правовых актах РФ инвестиционный проект (далее ИП) понимается как документально оформленное обоснование инвестиций и описание практических действий по их осуществлению, но не сами действия [4,ст.1]. Аналогично, как комплекс решений и обоснований, план мероприятий рассматривают ИП другие исследователи [18]. Вместе с тем, инвестиционный проект не сводится только к набору документов, и рассматривается в экономической литературе как деятельность, последовательность действий, реализация целей, система управленческих решений [1,с.186; 19; 20,c.81]. А также, как совокупность прав собственности, привилегий, имущества, технологий контрактов, которые в совокупности обеспечивают возможность получения дохода [21,с.5].

Как мы отметили ранее, РИП является частным случаем ИП. Вместе с тем, недопустимо его рассмотрение с точки зрения обычного ИП с приставкой региональный. Такой подход подразумевает только лишь привязку проекта к определенной территории, когда основной целью реализации РИП так и остается удовлетворение инвестором лишь собственного интереса, связанного исключительно с получением дохода. Напротив, РИП существует как результат взаимодействия двух самостоятельных категорий: инвестиционного проекта и региона (рис. 2). При этом заметим, если инвестиционный проект рассматривается как «элемент инвестиционной программы, осуществляемой в рамках инвестиционной политики фирмы» [1,с.195], то региональный инвестиционный проект необходимо рассматривать в рамках инвестиционной политики региона, которая базируется на стратегии развития субъекта РФ.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

(комплекс специальных мероприятий, обеспеченных инвестициями)

обладает:

- базовыми признаками категории «проект»;

- другими условиями, ограничениями и особенностями.

является:

- обоснованием и механизмом осуществления инвестиций

Рис. 2. Региональный инвестиционный проект как результат взаимодействия двух самостоятельных категорий: инвестиционного проекта и региона.

Составлено автором.

Далее автор уточняет и систематизирует порядок отнесения инвестиционных проектов статусу РИП, предлагая ввести нижеперечисленную классификацию критериев.

1. Территориальный. Место реализации проекта – субъект РФ.

2. Объектовый. Направление вложения инвестиционных ресурсов в пользу капитальных вложений.

3. Стратегический. Данный аспект имеет двоякое содержание: с одной стороны, РИП направлен на воплощение основных положений стратегии развития региона (корреляция целей РИП с первоочередными потребностями региона, в частности, обеспечение роста экономики региона, повышение производительности труда, увеличение валового регионального продукта, развитие форм малого и среднего бизнеса, обеспечение восприимчивости региона к нововведениям и инновациям), с другой, выражает важность сотрудничества государственного и частного секторов.

4. Составной. Кроме собственно инициатора проекта – представителя негосударственного сектора, участником РИП является носитель региональных интересов – орган власти (управления) субъекта РФ. Этим обусловлено совместное участие государства и бизнеса в формировании, реализации, организации, финансировании и управлении проектом.

5. Стоимостной. Имеет два аспекта: первый отражает законодательно установленный минимум для РИП на федеральном уровне (например, для РИП, финансируемых из средств Инвестфонда РФ – не менее 500 млн. руб.). Второй отражает региональный уровень установления минимальной стоимости РИП, зависящий от индивидуальных особенностей субъектов РФ. Например, в Республике Алтай для инвестиционных проектов регионального значения стоимостной критерий суммарного объема капитальных вложений составляет не менее 100 млн. рублей, что в пять раз меньше федерального уровня [22,п.2.1.].

6. Целевой. Обусловлен стратегической и составной компонентами. Со стороны региона (государства) – окупаемость бюджетных инвестиций и достижение проектом прямо или косвенно положительных социальных эффектов (Таблица 1); со стороны предпринимательского сектора – окупаемость вложенных средств и получение дохода.

7. Лимитированный ограничениями. С одной стороны, невозможность реализации РИП без привлечения средств регионального бюджета (такие случаи обусловлены отсутствием интереса финансово-кредитных учреждений в финансировании проектов с низкой доходностью и большими сроками окупаемости), что требует от государства создания благоприятных условий для инвестора. С другой стороны, невозможность реализации проекта без участия предпринимательского сектора, обладающего необходимым опытом в реализации крупных, стратегически важных проектов, качественными человеческими ресурсами, наконец, достаточным инвестиционным потенциалом, в частности для совместного финансирования РИП. Последнее ограничение объективно присутствует у государства, которое давно заявляет о необходимости стимулирования частных инвестиций, в условиях нехватки средств федерального (регионального) бюджетов. 

8. Паритетный (или партнерский). Данный принцип означает участие в проекте государства и предпринимательского сектора на условиях равноправного сотрудничества. Так, если одна сторона готова вложить собственные ресурсы в общее дело, то от другого партнера ожидают создания условий, формирования благоприятной среды. Это касается также справедливого разделения рисков, учета интересов одной стороны без ущемления интересов другой, применение уступок, договоренностей, механизма компенсаций. В целом необходимо умение региональных властей использовать свои полномочия и обеспечить солидарность действий участников в интересах развития региона, в том числе через системность, гласность, прозрачность и предсказуемость  инвестиционной деятельности.

Исходя из особенностей различных научных подходов к анализу сущности и функций инвестиционных проектов, имеющихся представлений об их региональных особенностях, автор предлагает уточнить определение РИП.

Региональный инвестиционный проект представляет собой инструмент стратегического сотрудничества власти и бизнеса, которое воплощается через реализацию социально-ориентированного комплекса мероприятий на территории региона через систему взаимодействия между органами управления региона и независимыми субъектами хозяйствования, связанную с совместным, целевым, контролируемым использованием различных ресурсов, компетенций и ценностей в интересах стратегического развития региона, достижения социального эффекта (общественных интересов), учета экономической (для региона), бюджетной (с  точки зрения доходов и расходов), финансовой (окупаемости инвестиций и  получения предпринимательской выгоды) эффективностей.

Вместе с тем стратегический аспект понимается не только в плане реализации стратегии развития региона, но выражает саму важность и актуальность сотрудничества и взаимодействия государства и бизнеса.

Литература:

1. Инвестиции: учеб. / С.В. Валдайцев, П.П. Воробьев [и др.]; под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 440 с.

2. Воронцовский А.В. Инвестиции и финансирование: Методы оценки и обоснования. – Издательство С.-Петербургского университета, 1998. – 528 с.

3. Закон "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" от 26.06.1991г.

4. Федеральный закон № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999г.

5. Крушвиц Л. Инвестиционные расчеты / Пер. с нем. под общей редакцией В.В. Ковалева и З.А. Сабова. – СПб: Питер, 2001. – 432 с.

6. Катасонов В.Ю., Морозов Д.С. Проектное финансирование: организация, управление риском, страхование. – М.: «Анкил», 2000. – 272 с.

7. Шарп У., Александер Б, Бэйли Дж. Инвестиции: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2003. – XII, 1028 с.

8. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов от 21.06.1999г. № ВК 477. (Утверждены Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и инвестиционной политике).

9. Региональная экономика: инвестиции, финансовые вложения и экономический рост: монография/Под ред. д-ра экон. наук, проф. И.А. Лиман. Тюмень: Издательство Тюменского госуниверситета, 2007, 336 с.

10. Швандар В.А. Управление инвестиционными проектам: уч. пос. для вузов / В.А. Швандар, А.И. Базилевич. – М.: Юнити-Дана, 2001. 

11. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 416 с. -  (Высшее образование)

12. Якупова Лилия Василовна Оценка эффективности финансирования и реализации региональных инвестиционных проектов Диссертация на соискание ученой степени кэн Башкирский государственный университет Уфа 2001

13. Бурков В.Н., Заложнев А.Ю, Леонтьев С.В., Новиков Д.А., Чернышев Р.А. Механизмы финансирования программ регионального развития. М.: ИПУ РАН, 2002. – 55 с.

14. Золотов Андрей Валерьевич  Управление формированием и реализацией региональных инвестиционных проектов Диссертация на соискание ученой степени кэн Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации Москва 2004г

15. Гончарова Елена Андреевна Управление региональными инвестиционными проектами на основе интеграционного подхода Автореферат на соискание ученой степени кэн, ГОУ ВПО «Орловская региональная академия государственной службы» 2005г.

16. Правила формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 1 марта 2008 г. N 134) (в редакции постановлений Правительства РФ от 23 июня 2008 г. № 468, от 31 декабря 2009 г. N 1189)

17. Пугина Л.И. К вопросу экономического обоснования инновационных программ // Проблемы управления социально-экономическими системами в современных условиях. Ч.1 Межвузовский сборник научных трудов. Иваново: ИГУ, 1997. С 18-24.

18. Инвестиции в России и зарубежных странах / под ред. И.К. Комарова. М.: РАУ-Университет, 2001.

19. Управление проектами / под общей ред. В.Д. Шапиро. – СПб.: «ДваТри», 1996

20. Управление инвестициями: в 2-х т. Т.1 / В.В. Шеремет, В.М. Павлюченко, В.Д. Шапиро и др. – М.: Высшая школа, 1998. – 416 с.

21. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 360с.

22. Положение о придании инвестиционным проектам, реализуемым в Республике Алтай, статуса регионального значения, утв. Постановлением Правительства Республики Алтай от 18 июля 2007 г. № 140