главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
К.э.н. Рудакова Т.А. Алтайский государственный университет, Россия Магистрант Рудакова Н.Ю. Алтайская академия экономики и права, Россия Маркетинговое значение участия в выставке-ярмарке для компанииВо всем многообразии средств маркетинга выставки и ярмарки давно зарекомендовали себя наиболее эффективным инструментом. Это не раз подтверждалось результатами исследований, проводимых в ведущих выставочных странах мира. По мнению УФИ – Всемирной ассоциации выставочной индустрии, выставки и ярмарки – больше чем инструмент маркетинга, по сути, они – рынок организаций. Как место личных встреч в своей основе они являются местом достижения главных целей фирм, достижения или усиления их успеха на выставках[4]. Исходя из главных целей предприятий: продвигать продукцию, выводить новые товары на рынок, продавать их, выставки и ярмарки дают возможность напрямую: По мнению менеджера Michelin Company, Франция: «Ярмарки – это привилегированный форум, который предлагает возможность компаниям встретиться не только с заказчиками и потенциальными клиентами, но и с главными лицами фирм, принимающими решения, и с журналистами. В сравнение с рекламой участие в выставках позволяет более убедительно продемонстрировать техническое качество продукции». Кроме того, выставки и ярмарки – наиболее эффективный способ встретиться в одном месте и в одно время с нужным рынком, другими словами – это оценка, знания и взаимодействие. А значит, кроме бизнеса выставки и ярмарки позволяют предприятиям: Еще одно из главных достоинств выставок и ярмарок – они дают возможность получить высокий коэффициент окупаемости вложенных в участие средств. Так, по данным исследований, проведенным во Франции (L'Avenir du Media Salon, Public Systeme/Comexpo/Ipsos, 1999), 65% опрошенных назвали участие в выставках одним из наиболее рентабельных способов использования рекламного бюджета [4]. Участие в торговых ярмарках может принести больший успех предприятиям, поскольку они дают возможность демонстрировать новую продукцию, напрямую контактировать с заказчиками, а посетители выставочных мероприятий всегда находятся в поиске новых поставщиков и в большинстве своем являются лицами, принимающими решения. Выставки/ярмарки также необходимо рассматривать как инструмента маркетинга с возможностью расширения товарооборота предприятий, их экспансии (выхода на новые рынки сбыта), стимулирования деятельности и принятия решений. По данным опроса CEIR (Center of Exhibition Industry Research, США): • затраты на заключение сделки при встрече на выставке в среднем на 40% ниже, чем без участия в выставке; • 90% представителей компаний, ответственных за принятие решений, назвали выставки наилучшим источником информации при совершении закупок; • демонстрация продукции на выставке в 6 раз больше влияет на продажи, чем другие средства продвижения; • визуальный эффект от выставочного образца может длиться до 14 недель. Опрос, проведенный в конце 2007 года социологической службой TNS Emnid (Германия) среди немецких предпринимателей, показал, что для 82% из них именно участие в выставочных мероприятиях является наиболее эффективным способом налаживания бизнес-контактов. Выставки опередили по популярности и рекламу в деловых журналах (54%), и организацию презентаций (39%), и рекламу в Интернет (38%). В свой бизнес-календарь обязательное посещение либо участие в выставках вносят 86% представителей крупнейших немецких компаний. 18% опрошенных бизнесменов ожидают усиления роли выставок в своем бизнесе в течение ближайших пяти лет[4]. Выставки и ярмарки занимают особое место и в системе маркетинговых коммуникаций, так как предоставляют очень широкие возможности демонстрации рекламируемых товаров (услуг) для установления прямых контактов с непосредственными клиентами и потребителями. Выставка объединяет в себе все четыре основные средства коммуникации: рекламу; формирование общественного мнения; персональные продажи; стимулирование сбыта. Более того, на выставке могут быть использованы все существующие способы реализации каждого из этих средств коммуникации. Например, только на выставке возможно использование практически всех рекламных средств: наружная реклама, аудио- и видеореклама, мультимедийные презентации, различные виды директ-мэйл, презентации, в том числе – мультимедийные, промоушн-акции, и, естественно, специальные выставочные рекламные технологии – ,в первую очередь, это выставочный стенд. Выставочный стенд является не просто местом в павильоне, на котором стендисты должны три дня работать, а мощным средством формирования имиджа, представления продукции, привлечения и удержания внимания потенциальных покупателей. К специальным технологиям можно также отнести участие в околовыставочных мероприятиях, участие в рекламной кампании выставки и многое другое[4]. Важнейшим достоинством выставки является возможность непосредственного общения продавца и потенциального покупателя. Важно отметить, что общение на выставке, во-первых, происходит на нейтральной для обеих сторон территории, а во-вторых, является гарантированно двусторонним. Если посетитель пришел на выставку, значит, он уже является лицом, заинтересованным в тематике выставки, то есть потенциальным покупателем. Поэтому, при соответствующей подготовке команды стендистов, общение на выставке исключительно продуктивно: есть возможность не только продвигать свою продукцию, но узнать ее достоинства и недостатки с точки зрения покупателей, оценить популярность и востребованность отдельных наименований, правильность рекламной политики компании, конкурентоспособность продукции и ситуацию в данном сегменте рынка в целом. Главное отличие выставки от других видов маркетинговых коммуникаций – ее уникальная интерактивность, ведь только на выставке можно непосредственно познакомиться с представителями своей целевой группы, узнать ее требования, ее интересы, ее реальную платежеспособность и готовность к приобретению продукции. С помощью выставки можно экономить время и деньги, по сравнению с традиционной рекламой в СМИ. Каждое средство доставки рекламной информации уникально в своей области воздействия. Поэтому размещение не совсем правильного сообщения на таком средстве как ТВ может снизить эффективность рекламы на 80% (и при этом реклама на ТВ – одна из самых дорогих). Интернет, в силу своей «заселенности», требует не меньших вложений, чем реклама в традиционных СМИ. Чтобы быть на виду, необходимы постоянные вложения денежных средств. К тому же, не все на сегодняшний день владеют навыками для эффективного поиска информации в Интернете. Поскольку компаниям приходится работать сразу с несколькими целевыми аудиториями, которые могут быть диаметрально противоположны друг другу, бюджет рекламной кампании делится и одновременно размывается, уменьшается степень воздействия на каждую группу потребителей. Выставки же посещают представители разных социальных, возрастных групп, регионов [3]. Выставки проходят в наиболее актуальные с точки зрения продаж и покупок периоды времени на конкретных рынках, тем самым не происходит «размывания» сообщений о товаре или услуге во времени (нет лишней траты денег и сил). На выставку люди приходят с формированной установкой на результат – познакомиться, выбрать, найти, купить. В сегодняшней ситуации, по признанию самих же издателей, постепенно сокращается количество читателей газет и журналов (уменьшаются корпоративные подписки, розничная продажа, сокращается курьерская доставка изданий), при этом фактически не меняется стоимость рекламной площади. Также потребители часто игнорируют газетную рекламу: у современного читателя мало времени на чтение газет. Он бегло просматривает статьи и мельком – рекламу. Из-за невысокого качества печати, что бывает не так уж редко, теряется качество в передаче информации о товаре. Экспонаты с выставки посетителям запоминаются лучше и долго находятся в памяти, чем рекламные объявления, если, конечно, презентация экспонатов достаточно яркая и интересная, направлена на определенную целевую аудиторию с установленной целью. Визуальная отдача от выставочного образца может длиться до 14 недель, по сравнению с одной неделей для печатной рекламы в журнале. Традиционная реклама в СМИ на специалистов становится все менее эффективной. Об этом свидетельствуют ежегодно проводимые во время выставок социологические исследования. Все меньше респондентов в качестве основных источников получения деловой и профессиональной информации используют печатные СМИ. В этой ситуации самой неэффективной становится реклама в неспециализированных газетах и журналах. Уровень «попадания» рекламы в информационное поле потенциальных клиентов и партнеров в этих СМИ за последние три года упал на 4,6%. По результатам социологического исследования выставки «Строительство. Благоустройство. Интерьер», организатором которой выступило Закрытое акционерное общество «Алтайская Ярмарка» были выявлены изменения внимания посетителей-специалистов к рекламе в традиционных СМИ (Таблица ). Таблица – Динамика отношений посетителей-специалистов к СМИ
Для сравнения: около 80% специалистов считают выставки оптимальной площадкой для получения необходимой информации, обмена опытом и другое. Некоторой проблемой выставочных контактов является их долгосрочность. Если, например, в случае с телемаркетингом, контакт заканчивается на стадии «покупка совершена/отказ от покупки», и в любом случае вряд ли может быть продолжен. С выставочными контактами дело обстоит иначе. Сам факт посещения выставки показывает намерение посетителя совершить покупку, но это намерение может быть существенно растянутым во времени. Если условно разделить все контакты с посетителями на «горячие», «теплые» и «холодные», то «теплые» контакты составляют около 80% и, соответственно, максимально влияют на экономический эффект от участия в выставке. Но если «горячие» контакты или совершают покупку в течение ближайшей недели или не совершают ее вовсе, то «теплым» может потребоваться до шести месяцев для принятия решения о том, что именно купить и у кого. Поэтому необходимо продолжать контакты с заинтересованными клиентами после выставки[3]. Необходимо отметить, что выставка принципиально отличается от любого другого инструмента маркетинговых коммуникаций: во-первых, посетители стенда, оставляя свои координаты, фактически дают согласие на получение новой дополнительной информации и на продолжение контакта. Во-вторых, выставка предоставляет неограниченные возможности информации для продолжения контактов[2]. Кроме этого участникам выставки может предлагаться «Байерская программа» или программа «Профессиональный покупатель», позволяющая получить максимальный эффект от их участия. «Байерская программа» – новое явление для бизнес-среды России. Сначала представители компаний самостоятельно проезжали в регионы страны, но теперь их работу могут выполнять эксперты на местах. Такая форма работы помогает специалистам из регионов быть в курсе событий о выставке в своей отрасли 365 дней в году благодаря тому, что с ними начинает индивидуальную работу представитель этой программы – эксперт [1]. «Байерская программа» позволяет предприятиям: 1. Познакомиться с представителями своего рынка из всех регионов России, а также стран СНГ. 2. Провести переговоры с потенциальными поставщиками в одном месте и в одно время по заранее подготовленному графику встреч. 3. Сэкономить время при регистрации: проводится индивидуальная регистрация участников байерской программы. 4. Получить информационные материалы выставки (каталог, путеводитель, специализированные журналы). 5. Принять участие во всех мероприятиях деловой программы. 6. Воспользоваться услугами Бизнес-центра для проведения деловых переговоров, отдыха и индивидуальной работы. Сегодня выставки приобретают совершенно особый статус, обусловленный нынешней экономической ситуацией. Они становятся лакмусовой бумажкой отрасли, дающей четкое представление, кто из компаний остался «на плаву», а кто ушел с рынка, какие ниши освободились, и как следует планировать свою тактику и стратегию в новых реалиях. Таким образом, выставка занимает особое, уникальное место в системе маркетинговых коммуникаций, охватывает все сферы экономики и предоставляет возможности осуществления обратной связи. Очень важным моментом является правильное понимание значения участия компании в выставке как способа налаживания контактов с потенциальными клиентами. Может способствовать этому правильная и четко спланированная подготовка к представлению продукции и умелая работа персонала на выставке. Литература: 1. «Алтайская ярмарка» предлагает байерскую программу Электронный ресурс] – Загл. с экрана. – Режим доступа: [сылка более недоступна} |