Каталог статей

Сычевская Л.А.

Реализация регионального проекта подготовки кадров для развития бизнеса в рамках государственно-частного партнерства

В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос развития новой системы отношений между участниками рынка образовательных услуг, институтами инфраструктуры рынка труда, государственными и рыночными структурами. Государственно-частное партнерство в настоящее время приобретает все большее распространение в различных отраслях экономики, включая транспортную инфраструктуру, сельское хозяйство, энергетику, строительство, промышленность, культуру и др. В основном под ГЧП понимается совместное финансирование государством и частной стороной инфраструктурных проектов.

Как известно, проблема  адаптации молодежи на рынке АПК решается неудовлетворительно, что придает особую актуальность использованию механизма государственно-частного в сфере занятости молодежи на рынке аграрного труда.

В Омской области реализуется проект, целью которого  является разработка для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации методического обеспечения по созданию и развитию механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере занятости молодежи на рынке АПК.

В результате дефицита  бюджетного финансирования  органы государственной власти,  обратившись к частному сектору. В Омской области, в связи с этим, подписано Соглашение о социальном партнерстве на 2010-2012 годы между Правительством Омской области, Территориальным общественным объединением Федерации омских профсоюзов, Региональным объединением работодателей Омской области, в котором зафиксировано, что на основе принципов социального партнерства не только происходит эффективное развитие экономики, но и решаются вопросы в области занятости населения, развития трудовых ресурсов, профессионального образования и подготовки кадров, обеспечение гарантий и учета интересов работников и работодателей.

Сторонами социального партнерства  в области рынка труда и занятости населения, в том числе молодежи определены задачи: развитие кадрового потенциала в муниципальных районах Омской области, осуществление анализа и прогноз потребности отраслей экономики в квалифицированных кадрах, обеспечение и  объемов и профилей подготовки рабочих кадров и специалистов в системе профессионального образования в целях регулирования спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.  

  Социальное партнерство будет содействовать закреплению учреждений начального профессионального образования в качестве  базовых по подготовке рабочих кадров, включая участие работодателей в определении программ и планов обучения, соучредительство и участие в управлении учебными заведениями, независимой оценки качества образования, формировании профессиональных образовательных стандартов. Принимаются  меры по обеспечению трудовой адаптации молодежи, в коллективных договорах предусматривается  финансирование программ обучения, повышения квалификации и переподготовки работников, в том числе за счет внутрипроизводственного обучения. Оказывается поддержка молодым специалистам в процессе трудовой адаптации, в том числе разрабатывается положение о наставничестве. Создаются молодежные комиссии и советы молодых специалистов при профкомах организаций.

 Работодатели в свою очередь   обязуются: осуществлять на договорной основе с учреждениями профессионального образования работу по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, предоставление рабочих мест для трудоустройства выпускников, укрепление материально-технической базы, для создания условий для прохождения в организациях учащимися и студентами производственной практики и стажировки выпускников. Способствовать участию представителей профсоюзных комитетов в выборных коллегиальных органах управления организацией при наделении их соответствующими полномочиями. Ежегодно разрабатывать текущий и среднесрочный прогноз потребности в рабочих и специалистах, направлять предложения о потребности в кадрах и соответствующие отраслевые органы исполнительской власти Омской области, органы местного самоуправления Омской области для формирования заказа на подготовку кадров.

В омском регионе разработана государственная программа и  модель социального партнерства школ, учебных заведений и  предприятий, в том числе сельскохозяйственных по подготовке рабочих и специалистов.(Рис.1)

ПРОГРАММА

Внедрение в образовательный процесс профессиональных учебных заведений  современно-методических и дидактических материалов, новых информационных технологий. Развитие профессионально-педагогических работников мотивации к исследованию инновационной деятельности

Обеспечение соответствия

образовательного процесса

многоуровневого образовательного учреждения современным требованиям  образования и работодателей( рамках концепции модернизации образования на периоды до 2014 года).

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

Обновление системы научно- исследовательской деятельности обучающихся студентов.

Участие работодателей в разработке содержания образовательных программ в соответствии с развивающимся производством

                      

                         

На  реализацию Соглашения о социальном партнерстве на 2010-2012 годы в Омской области предусмотрены государственные инвестиции и средства предприятий. Поскольку основная роль в реализации Соглашения в части содействия внедрения механизма государственно-частного партнерства отведена Правительству Омской области, то часть инвестиций на выполнение задачи по трудоустройству населения, в том числе молодежи области предоставлена Министерству экономики Омской области, а именно подведомственной организации БУ «Омский бизнес-инкубатор».

Система дает возможность решать государственные проблемы, в том числе социальные, связанные с развитием предпринимательства, способствует созданию новых рабочих мест и уменьшает безработицу.

На данном этапе реализация программы государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса  в Омской области государство инвестировало в 2011 году  10123тыс.руб., а учреждением бизнес-инкубатора использованы 1 127 тыс. руб. собственных средств. Предусмотрены инвестиционные вложения и на последующие 2012-2014 годы:

-2012год государственные инвестиции-11 106тыс.руб, собственные средства организации-1 000 тыс.руб.;

-2013 год государственные инвестиции- 11 133 тыс. руб., собственные средства организации-1 000,00 тыс.руб.;

-2014 год государственные инвестиции-11 143 тыс. руб., собственные средства организации- 1 000 тыс.руб.

Государственная поддержка и собственные средства «Бизнес-инкубатора» в течение 2011г, 2012г, 2013г, 2014года  используются на   оказание консультационных услуг предприятиям и гражданам, в размерах:

-в 2011 году оказано 2 897,22ед услуг на за счет государственных средств 10 780 548,56 рублей, за счет собственных средств 1 127 883,10 рублей.;

- в 2012 году планируется оказать услуги в количестве 5 105,14 ед. за счет государственных средств на сумму 10 123 498,74 рублей, за счет собственных средств-1 000 000,00рублей;

- в 2013 году планируется оказать услуги в количестве 5 115,13 ед. за счет государственных средств на сумму 10 143 312,41 рублей, за счет собственных средств-1 000 000,00 рублей.

В рамках государственно-частного партнерства к основным направлениям деятельности Омского бизнес-инкубатора относится:

выполнение консультационных, внедренческих, маркетинговых, проектных, социологических, аналитических и научно-исследовательских работ;

содействие в организации подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации и управленческого уровня руководителей, специалистов и работников БИ через организацию семинаров, тренингов в Омске и Омской области;

обеспечение информационного обмена между членами БИ, содействие в решении проблем региональных бизнес-инкубаторов, создание рынка технологий малого бизнеса, обобщение и распространение опыта работы бизнес-инкубаторов;

защита прав и законных интересов членов партнерства и всех заинтересованных лиц, представление их интересов на всех уровнях государственного и негосударственного управления.                       

Применение механизма государственно-частного партнерства на базе БУ «Омский региональный бизнес-инкубатор» можно представить следующим образом. (Рис.2)

Стабильность внешней среды

Оптимальные площади

Стартовые ресурсы

                                                                                           

Компетентная команда (администрация,

эксперты, консультанты)

Компетентность клиентов Бизнес-инкубатора, строгий отбор клиентов.

                   Рис.2  Механизм работы государственно-частного партнерства.

Сроки деятельности малых предприятий на базе бизнес-инкубатора составляют от трех до пяти лет. Главная задача бизнес-инкубатора — помочь тем, кто открывает собственное дело, особенно на начальной стадии.

Наибольшую пользу предпринимателям в бизнес-инкубаторе приносят полная концентрация на предпринимательских задачах и снижение расходов на управленческий аппарат.

В идеальном варианте это возможность войти в бизнес, используя опыт менеджеров и консультантов бизнес-инкубатора, с одной стороны, и своих коллег по инкубатору — с другой, а также пройти соответствующее обучение.

Наряду со льготными условиями аренды помещений особенностью бизнес-инкубатора является сервисное обслуживание начинающих предпринимателей,  включая следующие моменты:

1) подготовку учредительных документов и регистрацию юридических лиц; 2) централизованное бухгалтерское обеспечение для начинающих предпринимателей;

 3) консультационные услуги, бизнес-планирование;

4) помощь в проведении маркетинговых исследований; 

5) поиск инвесторов и посредничество в контактах с потенциальными деловыми партнерами;

6) поддержку при решении административных и правовых проблем

(составление типовых договоров);

7) приобретение и предоставление информации по актуальным вопросам;

 8) повышение образовательного уровня по проблемам предпринимательской деятельности.

Омский  инновационный бизнес-инкубатор обеспечивает предоставление в пользование нежилых помещений по договору аренды  находящихся в областной государственной собственности и оборудования по договору безвозмездного пользования, оказывает офисные, консультационные и информационные услуги, повышение квалификации и обучение персонала субъектов малого предпринимательства. Отбор субъектов малого предпринимательства по предоставлению им нежилых помещений в Омском  инновационном бизнес-инкубаторе проводится конкурс.

 В целях содействия трудоустройству молодежи созданная структура призвана:

осуществлять маркетинговые исследования рынка труда, прогнозирование и проектирование направлений и уровней подготовки специалистов;

устанавливать с заказчиками договорные отношения на подготовку кадров специалистов;

согласовывать с заказчиками из числа государственных органов, организаций и учреждений перспективные планы по количеству и качеству подготовки и контрольные цифры приема;

привлекать заказчиков на подготовку кадров к проектированию профессиональных образовательных программ, направлений и специальностей;

моделировать квалификации, характеристики специалистов и проектировать профессиональные образовательные программы в соответствии с вызовами рынка труда;

осуществлять целевую контрактную подготовку специалистов;

обеспечивать маркетинговое сопровождение выпуска специалистов с помощью рекламных технологий;

инициировать деятельность общественных органов и организаций по трудоустройству студентов и выпускников;

осуществлять мониторинг деятельности выпускников и поддержку их профессиональной деятельности (консалтинг, повышение квалификации, информационное обеспечение).

В Омской области развитие ГЧП, как инструмент развития образовательных программ- 100 технических идей, предоставления инкубируемым фирмам информационных, консультационных и иных услуг  определено на базе БУ «Омский региональный бизнес-инкубатор».    

Учреждение осуществляет деятельность в области бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управление предприятием; предлагает в наем собственное недвижимое имущество; оказывает прочую деятельность, связанную с использованием вычислительной техники и информационных технологий. на эти цели предусмотрены государственные средства, являющиеся стоимостными показателями оценки потребности в предоставлении государственных услуг.(таб.1)

Таб. 1. Стоимостные показатели оценки потребности в предоставлении государственных услуг.

№ п/п

Наименование статьи расходов

Расходы   по предоставлению услуг тыс. руб.

Отчетный финансовый 2011год

(план)

(руб.)

Текущий финансовый 2012год

(план)

(руб.)

Очередной

финансовый

2013год

(прогноз)

(руб.)

Очередной

финансовый

2014год

(прогноз)

(руб.)

1.

1.1

Заработная плата

3 966 820,80

4 060 339.56

4 060 339.56

4 060 339,56

1.2

Прочие выплаты

1 690,00

14 000,00

14 000,00

14 000,00

1.3

Начисления на выплаты по оплате труда

1 353 583,51

1 226 223,00

1 226 223,00

1 226 223,00

1.4

Услуги связи

262 643,00

228 270,00

238 542,00

248 083,67

1.5

Транспортные услуги

256 266,00

181 194,00

181 194,00

181 194,00

1.6

Коммунальные услуги

799 903,60

1 191 543,21

1 191 543,21

1 191 543,91

1.7

Арендная плата за пользование имуществом

30 000,00

30 000,00

30 000,00

30 000,00

1.8

Услуги по содержанию имущества

532 600,00

659 544,00

659 544,00

659 544,00

1.9

Прочие услуги

1 411 516,82

450 390,00

467 400,00

467 400,00

1.20

Прочие услуги

17 010,00

17 010,00

0,00

0,00

1.21

Налог на имущество организаций

32 932,00

76 000,00

76 000,00

76 000,00

1.22

Транспортный налог

1 575,00

2 100,00

2 100,00

2 100,00

1.23

Земельный налог

200 844,00

0,00

0,00

0,00

1.24

Увеличение стоимости основных средств

1 400 000,00

1 864 800,00

1 864 800,00

1 864 800,00

1.25

Приобретение материальных запасов

357 300,00

57 300,00

57 300,00

57 300,00

1.26

Приобретение ГСМ

61 700,03

64 784,97

64 784,97

64 784,97

Государственная программа по внедрению государствекнно-частного партнерства предусматривает увеличить количество средних, малых предприятий в том числе сельскохозяйственных, с учетом предоставления в аренду нежилых помещений, информационной поддержки, предоставлению периодических изданий, количества консультационных услуг.

По данным годовой отчетности учреждения и планированию деятельности на последующие годы по выполнению государственных услуг «Оказание имущественной,  информационной, консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства», на собственных территориях «Бизнес-инкубатора», общей площадью 2729,7 кв.м размещены в среднем  27 субъектов.

Необходимо также отметить, что малыми инновационными компаниями, размещенными на территории бизнес-инкубатора за период с 2007 года по 3 квартал 2011 года было создано 407 дополнительных  рабочих мест. За этот же период уплачено налогов в бюджет – 46 135 тыс. руб.

При этом семь молодых компаний-резидентов получили дополнительную финансовую поддержку (гранты и субсидии) в общей сумме 10 045 700 руб.

 В 2012, 2013, 2014 годах планируется увеличение субъектов, в том числе  в сельской местности в связи с открытием дополнительных офисов.    

Омский бизнес-инкубатор  изучает и систематизирует накопленный в России опыт развития предпринимательства с использованием механизмов бизнес-инкубации, оказывает консалтинговую поддержку инициативным группам по созданию бизнес-инкубаторов, региональным и муниципальным администрациям.

Опыт последних лет показывает, что в развитии и бизнес-инкубаторов, и малого бизнеса в целом заинтересованы в первую очередь муниципальные власти. Они наиболее восприимчивы к новым формам и методам стимулирования развития малого бизнеса и охотно изучают передовой опыт по этой тематике.

В   2011 году заключены государственные контракты  по оказанию консультационных услуг субъектам малого сельскохозяйственного  предпринимательства в муниципальных районах Омской области: Марьяновский, Щербакульский, Калачинский муниципальные районы на общую сумму (государственные и собственные средства) 724 778,16 руб. с привлечением преподавателей ОмГУ им Ф.М. Достоевского, Сибирский институт бизнеса и информационных технологий», предприятий ООО «Сигма менеджмент групп», НОУ ЦДО «Ваша песперктива», ООО «Бизнес оценка», ООО «Транст-консалтинг», ОАО «Омское машиностроительное КБ», ООО «СВС», ООО «Академия финансов», ООО «Бизнес оценка», ООО «ТИМ_КОНСАЛТИНГ», ООО «Таргетта», АНО «Сибирский центр деловой карьеры, образования и коммуникаций, ООО «Континент -2000».

 Как результат: - сформированы и обучены 24 группы слушателей Азовского, Щербакульского, Калачинского, Любинского муниципальных  районов Омской области общей численностью 1800 человек в общем  объеме 2880 часов.

Особенно актуальными, вызвавшими особый интерес  у  слушателей, стали темы:

-Управление финансами предприятия и личными финансами, а также новые возможности изменения объемов денежных потоков через систему государственных и муниципальных финансов.;

-Технологии публичных выступлений с методами привлечения внешних инвестиций в проекты;

-Управление проектами, применение современных технологий по привлечению внешнего финансирования проектов;

-Основы предпринимательства: затраты и их оптимизация для сокращения предпринимательских накладных расходов и эффективного управления финансами предприятия;

-Разработка бизнес-проектов, с применением современных методик расчетов бизнес-планов для получения дополнительного финансирования ( в т.ч. инвестиций, Грантовой поддержки, субсидий, займов, поручительств, кредитов);

-Затраты и их оптимизация для сокращения предпринимательских накладных расходов и эффективного управления финансами предприятия;

-Технологии эффективного общения в современном бизнес-пространстве и презентации бизнес-проектов инвесторам.

  Система государственно-частного партнерства может быть реально усовершенствована. В данном процессе могут участвовать   негосударственные некоммерческие общественные организации, в том числе представляющие интересы крупного, среднего и малого бизнеса. Новые законодательные акты, разработка мер по созданию механизма регулирования процессов взаимодействия органов власти и бизнеса, обеспечение контроля за выполнением принимаемых договоров и соглашений способствуют развитию государствнно-частного партнерства, причем контрольные функции должны осуществляться совместно органами власти, бизнеса и негосударственными общественными организациями, так как доходы от таких предприятий и учреждений идут в бюджеты соответствующих уровней, и самих предприятий и учреждений.   

                                                Литература.

1.Стукач В.Ф Конкурентоспособность специалистов сельского хозяйства:  Монография/В.Ф.Стукач, А.М.Тетерева.-Омск:ФГОУ ВПО ОмГАУ,2008.-184 с.

2. И.А. Прозорова «О реализации долгосрочной целевой программы Омской области «Развитие системы образования Омской области (2010-2014 годы)»: Отчет Министерства образования Омской области за 2010г.

3. БУ «Омский региональный бизнес-инкубатор»[электронный ресурс].-М,-режим доступа: // www.omrbi.ru //

4. Министерство экономики Омской области. [Электронный ресурс].- М., - режим доступа: //[сылка более недоступна}