Каталог статей

Майстренко О.В.

Формирование механизма управления процессами удовлетворения потребностей через социальную инфраструктуру на микроэкономическом уровне

Функции по управлению процессами удовлетворения социальных потребностей населения разделены между такими субъектами как государство, местная власть и предприятие. Поскольку государство на данном этапе развития экономики в период кризиса не уделяет должного внимания социальной политики, а местная власть находится на этапе формирования собственной политики по удовлетворению потребностей населения и пока не обладает достаточными ресурсами и опытом, то основная часть функций по удовлетворению социальных потребностей сегодня вынуждены возлагать на себя предприятия.

Влияние некоторых социально-экономических особенностей  на формирование механизмов управления процессами удовлетворения потребностей населения посредством социальной инфраструктуры  предприятий можно представит в табл. 1.

Таблица 1

Влияние социально-экономических особенностей переходного периода на развитие социальной инфраструктуры предприятий

Способствуют развитию социальной инфраструктуры предприятий

Препятствуют развитию социальной инфраструктуры предприятий

1 . Отказ государства от патерналистской политики в отношении удовлетворения потребностей

1. Отсутствие государственной поддержки имеющихся объектов социальной инфраструктуры

2. Расширение и дифференциация рынка товаров и услуг, удовлетворяю­щих потребности

2. Общее снижение уровня жизни и уровня потребностей населения

3 . Формирование новой категории менеджеров негосударственных пред­приятий, владеющих современными ме­тодами управления персоналом

3. Некомпетентность менеджеров государственных предприятий в вопро­сах управления поведением персонала на основе удовлетворения потребностей

4. Возможность самостоятельного распоряжения средствами на негосударственных предприятиях

4. Нестабильность социально-экономической ситуации и неопределенность правового поля

5. Формирование рынка труда и рыночно ориентированного трудового по­ведения

5. Низкая межрегиональная трудовая мобильность населения

6. Недостаточное развитие системы страхования, низкий уровень доверия к государственной системе пенсионного обеспечения и сбережения средств

6. Отсутствие развитой системы льгот по налогообложению объектов со­циальной инфраструктуры

7. Бесхозность многих объектов соц. инфраструктуры бывших советских предприятий

7. Отсутствие системы государст­венного лизинга и аренды имеющихся объектов социальной инфраструктуры

Итак, из таблицы видно, что методологические проблемы данного уровня решаются на уровне макроэкономических процессов и изменений в социально-экономическом поведении людей.

На микроэкономическом уровне, т.е. уровне конкретных предприятий, можно выделить несколько вариантов и процессов, которые выдвигают ряд новых требований к развитию социальной инфраструктуры предприятий, которые можно объединить. На основе этого можно сформировать методологические принципы механизма управления процессами удовлетворения потребностей через социальную инфраструктуру предприятия, которые изображены на рис. 1.

Литература:

1. Пригожин А. И. Социология организации / А. И. Пригожин – М.: Политиздат, 1983. – 236 с.

2. Толстікова О. В. Особливості класифікації соціальних потреб в умовах розвитку підприємства / О. В. Толстікова // Економіка: проблеми теорії та практики : зб. наук. пр. – Випуск 202: В 4 т. – Дніпропетровськ: ДНУ, 2005. – Том 2. – С. 311 – 316.

3. Управление человеческими ресурсами / [под ред. Н. Уорнера, М. Пула]. – СПб.: Питер, 2002. – 1200 с.

4. Юдин П. А. Социальные ресурсы местного самоуправления: автореф.дис. на стиск. учен. степени канд. соц. наук / П. А. Юдин, – Белгород, 1996. – 16 с.


Рис. 1. Принципы формирования механизма управления процессами удовлетворения потребностей через социальную инфраструктуру предприятия