Каталог статей

Ольховик И.В.

Международный рынок образовательных услуг

Характеризуя рынок образовательных услуг, следует отметить, что это весьма перспективный и быстро растущий сегмент национальной и мировой экономики. Под рынком в самом общем смысле понимается совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и услуг. При этом под услугой следует подразумевать некое действие в пользу ее потребителя, которое увеличивает конкурентоспособность последнего. В свою очередь, образовательная услуга – это процесс передачи значимого объема знаний, навыков и умений от производителя (обучающего) к потребителю (обучаемому).

Можно выделить основные характеристики образовательных услуг [1, с. 141]:

- несохраняемость (процесс производства и потребления этих услуг происходит одновременно, они не могут складироваться для последующей продажи);

- изменчивость качества (качество образовательных услуг может существенно различаться в зависимости от того, какое образовательное учреждение и как их оказывает);

- неосязаемость услуги (ее невозможно увидеть, убедиться в качестве и целесообразности приобретения до момента потребления);

- целостность (для потребителя образовательная услуга будет иметь потребительную стоимость только тогда, когда он получит ее в полном объеме);

- длительность потребления (процесс оказания образовательной услуги растянут во времени);

- взаимосвязанность с потребителем (от потребителя требуется личное участие и определенный набор навыков, умений, усилий для потребления этой услуги).

С учетом этого, под рынком образовательных услуг следует понимать систему экономических связей между субъектами рыночных отношений при формировании соотношения спроса покупателей и предложения продавцов на образовательные услуги. В этом случае продавцами образовательных услуг выступают все виды образовательных учреждений вне зависимости от формы собственности, а потребителем выступает гражданин и государство. К субъектам данного рынка можно отнести государство, все отрасли экономики, вузы, граждан. Одной из особенностей данного рынка является возможное несовпадение плательщика и потребителя этих услуг в одном лице, потому что образовательные услуги – достаточно специфичные товары, так как они являются одновременно как частными, так и общественными благами. Плательщиком образовательных услуг может быть как государство (бюджетное финансирование), так и различные предприятия, фонды, а также сам гражданин.

Различают национальный (внутренний) и международный (внешний) рынки образовательных услуг. На внутреннем рынке участвуют производители и потребители одной страны, а на внешнем – представители разных стран. Таким образом, международный рынок образовательных услуг является сферой формирования спроса и предложения на образовательные услуги между производителями и потребителями разных стран.

Международная торговля образовательными услугами осуществляется различными способами. Исходя из Генерального соглашения по торговле услугами (GATS – the General Agreement on Trade in Services) существует 4 способа торговли образовательными услугами [2]:

1) потребление услуг за рубежом при посещении страны-поставщика (студенты, обучающиеся за границей);

2) поставка услуг через границу без участия потребителей (студенты, обучающиеся в рамках открытых и дистанционных образовательных программ);

3) коммерческое присутствие поставщиков в стране-потребителе (оффшорные иностранные университеты);

4) присутствие физических лиц из страны-поставщика в стране-потребителе (профессоры и исследователи, работающие за рубежом).

Однако большая доля общего объема торговли образовательными услугами приходится на обучение иностранных студентов. В связи с этим образование на Западе в основном развивается как экспортная отрасль [3]. В то же самое время очевидно, что успехи в осуществлении экспорта образовательных услуг определяются, в первую очередь, уровнем развития национального образовательного рынка.

Отечественными специалистами определены следующие условия успешного (на равных с технологически развитыми державами) вхождения страны в международный рынок образовательных услуг [1]:

1) разработка стратегии развития международных отношений в рамках взаимодействия национальных систем образования и отдельных вузов путем присоединения к Болонскому процессу;

2) соответствие международным стандартам качества национального образования;

3) создание региональных и межрегиональных образовательных коопераций, «виртуальных» университетов;

4) развитие «он-лайновых» и дистанционных технологий образования;

5) разработка различных предпринимательских подходов при продаже образовательных услуг;

6) оказание содействия появлению на национальных рынках образовательных услуг зарубежных провайдеров;

7) обеспечение доступности национального высшего образования;

8) разработка специализированных программ обучения для иностранных студентов;

9) активизация и всемерное стимулирование инновационного процесса в национальной системе образования.

Поскольку усиление конкуренции на внутри- и межгосударственном рынках образовательных услуг становится реальностью сегодняшнего дня, то конкурентоспособность государств на мировом рынке образования требует интенсивного стимулирования инновационного процесса с демонстрацией механизмов обеспечения его качества и развития инновационного менеджмента в высшей школе.

Литература:

1. Почекина В.В., Якубук Ю.П. Международный рынок услуг. Минск: НО ООО «БИП-С», 2004. 264 с.

2. Гедранович А.Б. Рынок международных образовательных услуг // Что дает Беларуси глобализация?: что на данный момент принесли Беларуси процессы глобализации и какие дискуссии ведутся вокруг них?: материалы Междунар. конф. / Минск: Изд. Центр БГУ, 2005. С. 83–100.

3. Галаган А.И. Современное состояние мирового рынка образовательных услуг и положение на нем России // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 3. С. 61–75.