Каталог статей |
Ольховик И.В. Международный рынок образовательных услугХарактеризуя рынок образовательных услуг, следует отметить, что это весьма перспективный и быстро растущий сегмент национальной и мировой экономики. Под рынком в самом общем смысле понимается совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и услуг. При этом под услугой следует подразумевать некое действие в пользу ее потребителя, которое увеличивает конкурентоспособность последнего. В свою очередь, образовательная услуга – это процесс передачи значимого объема знаний, навыков и умений от производителя (обучающего) к потребителю (обучаемому).Можно выделить основные характеристики образовательных услуг [1, с. 141]: - несохраняемость (процесс производства и потребления этих услуг происходит одновременно, они не могут складироваться для последующей продажи); - изменчивость качества (качество образовательных услуг может существенно различаться в зависимости от того, какое образовательное учреждение и как их оказывает); - неосязаемость услуги (ее невозможно увидеть, убедиться в качестве и целесообразности приобретения до момента потребления); - целостность (для потребителя образовательная услуга будет иметь потребительную стоимость только тогда, когда он получит ее в полном объеме); - длительность потребления (процесс оказания образовательной услуги растянут во времени); - взаимосвязанность с потребителем (от потребителя требуется личное участие и определенный набор навыков, умений, усилий для потребления этой услуги). С учетом этого, под рынком образовательных услуг следует понимать систему экономических связей между субъектами рыночных отношений при формировании соотношения спроса покупателей и предложения продавцов на образовательные услуги. В этом случае продавцами образовательных услуг выступают все виды образовательных учреждений вне зависимости от формы собственности, а потребителем выступает гражданин и государство. К субъектам данного рынка можно отнести государство, все отрасли экономики, вузы, граждан. Одной из особенностей данного рынка является возможное несовпадение плательщика и потребителя этих услуг в одном лице, потому что образовательные услуги – достаточно специфичные товары, так как они являются одновременно как частными, так и общественными благами. Плательщиком образовательных услуг может быть как государство (бюджетное финансирование), так и различные предприятия, фонды, а также сам гражданин. Различают национальный (внутренний) и международный (внешний) рынки образовательных услуг. На внутреннем рынке участвуют производители и потребители одной страны, а на внешнем – представители разных стран. Таким образом, международный рынок образовательных услуг является сферой формирования спроса и предложения на образовательные услуги между производителями и потребителями разных стран. Международная торговля образовательными услугами осуществляется различными способами. Исходя из Генерального соглашения по торговле услугами (GATS – the General Agreement on Trade in Services) существует 4 способа торговли образовательными услугами [2]: 1) потребление услуг за рубежом при посещении страны-поставщика (студенты, обучающиеся за границей); 2) поставка услуг через границу без участия потребителей (студенты, обучающиеся в рамках открытых и дистанционных образовательных программ); 3) коммерческое присутствие поставщиков в стране-потребителе (оффшорные иностранные университеты); 4) присутствие физических лиц из страны-поставщика в стране-потребителе (профессоры и исследователи, работающие за рубежом). Однако большая доля общего объема торговли образовательными услугами приходится на обучение иностранных студентов. В связи с этим образование на Западе в основном развивается как экспортная отрасль [3]. В то же самое время очевидно, что успехи в осуществлении экспорта образовательных услуг определяются, в первую очередь, уровнем развития национального образовательного рынка. Отечественными специалистами определены следующие условия успешного (на равных с технологически развитыми державами) вхождения страны в международный рынок образовательных услуг [1]: 1) разработка стратегии развития международных отношений в рамках взаимодействия национальных систем образования и отдельных вузов путем присоединения к Болонскому процессу; 2) соответствие международным стандартам качества национального образования; 3) создание региональных и межрегиональных образовательных коопераций, «виртуальных» университетов; 4) развитие «он-лайновых» и дистанционных технологий образования; 5) разработка различных предпринимательских подходов при продаже образовательных услуг; 6) оказание содействия появлению на национальных рынках образовательных услуг зарубежных провайдеров; 7) обеспечение доступности национального высшего образования; 8) разработка специализированных программ обучения для иностранных студентов; 9) активизация и всемерное стимулирование инновационного процесса в национальной системе образования. Поскольку усиление конкуренции на внутри- и межгосударственном рынках образовательных услуг становится реальностью сегодняшнего дня, то конкурентоспособность государств на мировом рынке образования требует интенсивного стимулирования инновационного процесса с демонстрацией механизмов обеспечения его качества и развития инновационного менеджмента в высшей школе.
Литература: 1. Почекина В.В., Якубук Ю.П. Международный рынок услуг. Минск: НО ООО «БИП-С», 2004. 264 с. 2. Гедранович А.Б. Рынок международных образовательных услуг // Что дает Беларуси глобализация?: что на данный момент принесли Беларуси процессы глобализации и какие дискуссии ведутся вокруг них?: материалы Междунар. конф. / Минск: Изд. Центр БГУ, 2005. С. 83–100. 3. Галаган А.И. Современное состояние мирового рынка образовательных услуг и положение на нем России // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 3. С. 61–75. |