Каталог статей | ||||||||||
Зайцева Е.Г. Международный опыт подготовки специалистов в атомной отраслиСогласно мнению Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), одна из самых главных проблем в мировой атомной энергетике – недостаток квалифицированных кадров на рынке труда. Данный вопрос стоит наиболее остро в Европе, Индии и Китае. Так, например, по мнению специалистов компании Westinghouse Electric Co. (одного из мировых лидеров в проектировании и строительстве АЭС), в ближайшее десятилетие появится необходимость в замене почти половины инженеров в атомной энергетике. В настоящее время в мире вкладывается не один десяток миллионов долларов на развитие научно-исследовательской работы в области ядерных технологий в странах Западной Европы, США, Канады и др. На базе крупнейших университетов миры были созданы так называемые Центры ядерного образования.
Рис. 1. Крупнейшие Центры ядерного образования.
Особенно характерен в данном случае пример США, где уровень заработной платы преподавательского состава достаточно высок. США обладает высокоразвитой атомной промышленностью, которая охватывает все этапы ядерно-топливного цикла за исключением переработки отработанного ядерного топлива (ОЯТ).
Табл. 2. Заработная плата преподавателей в ВУЗах США в 2008-2009 уч.г. В 2008-2009 учебном году более половины всех степеней бакалавра в США (1,6 млн. чел.) было присвоено по 5 научным направлениям: бизнес (22%), история и социальные науки (11%), медицина (8%), образование (6%) и психология (6%). В целом в данный период было присвоено 656800 степеней магистра и 67700 степеней доктора наук, что, соответственно, на 49 и 54% больше, чем, например, в 1998-99 гг. В бюджете НИОКР Массачусетского технологического института финансирование в 2008 г. составляло 643 млн. долл. США на 3600 исследователей, при этом 80% было предоставлено государственными структурами NASA, Министерством обороны и Министерством энергетики. В 2009 г. молодые люди 25-34 лет со степенью бакалавра зарабатывали в два раза больше тех, у кого нет среднего образования, на 50% больше тех, у кого оно есть и на 25% больше тех, кто получил диплом о среднем специальном образовании. В 2009 г. порядка 61% молодых людей той же возрастной категории, работающих неполный рабочий день были приняты на работу в штат. Так, например, 69% молодых людей со степенью бакалавра и выше были приняты на полное рабочее время в штат, в то время как такую же ситуацию можно было бы наблюдать только у 55% молодых людей со средним образованием. В свою очередь, средний заработок у бакалавра в США также выше, чем у менее квалифицированных - специалистов и составил в 2009 г. около 45000 долл. США в год. Для сравнения, заработная плата молодых специалистов без оконченного среднего образования составляла 21000 долл. США. Обладатели аттестата о среднем образовании зарабатывали около 30000 долл. США. Молодые люди со средним специальным образованием получали около 36000 долл. США. Годовой заработок обладателей диплома специалиста и выше уже доходил до 60,000 долл. США, что на 33% больше, чем у бакалавров. Итак, анализ международного опыта подготовки специалистов для атомной энергетики показывает, что отрасли в настоящее время уделяется большое внимание. Руководство стран выделяет реализацию целей подготовки специалистов-атомщиков в качестве одного из приоритетных направлений развития высшего образования. Также заслуживает внимания тот факт, что в атомной отрасли США, например, все чаще делают ставку не только на магистров и докторов наук, но и бакалавров, работа которых, в свою очередь, оценивается также достойно.
Литература: 1. С.В. Киреев, Е.Г. Зайцева. Подготовка кадров для эффективной работы АЭС//КАДРОВИК. КАДРОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. – Москва, № 12 2009. 2. The Condition of Education 2011, National Center for Education Statistics, Institute of Education Sciences, US Department of Education. 3. «Перспективы кадрового обеспечения проектирования, строительства и эксплуатации АЭС», III Международная конференция «АЭС: проектирование, строительство, эксплуатация», 2009 г., В.Н. Блинков, К.Н. Проскуряков. ГОУВПО МЭИ ТУ. | ||||||||||