главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск | ||
Каталог статей | ||
Магеррамов С. М. Одесский Национальный Политехнический Университет Институт бизнеса, экономики и информационной технологии Сущность инновационного, креативного и эвристического менеджмента и их роль при управленииИнновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов стран СНГ. Именно с 90-х годов прошлого века страны СНГ переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все- от госу-дарственного уровня управления до вновь созданного малого предприятия в сфере малого бизнеса. Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике страны СНГ как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. В литературе насчитывается множество определений, например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление [1-3]. Таким образом, с момента принятия к распространению новшества приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации). Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и тому подобное)[2-4]. Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности. Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс. Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации - это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса [3-5]. Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы: 1) создание новшества и его распространение; 2) диффузия нововведения. Первая фаза - это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями. Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций [6]. Прежде всего необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения– цвета, формы и т. п.). Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций. Развитие технологии в любой сфере человеческой деятельности (материальная, социальная и духовная) сопровождается соответствующим прогрессом техники при взаимных переходах их друг в друга (метаморфозы). Одним из основных направлений менеджмента являются также креативный и эвристический менеджмент. И креативный, и эвристический менеджмент тесно связаны с менеджментом инновационным. Необходимо отметить, что инновационный менеджмент оперирует с интеллектуальным продуктом как объектом целым и неделимым [1,2,7]. В отличие от этого и креативный, и эвристический менеджмент рассматривают данный продукт как сложное структурное образование. Соответственно связанное с ним управление созданием новой системы знаний, умений и навыков должно быть определенным образом разделено на ряд составных элементов, каждый из которых подлежит исследованию и осмыслению в целях осуществления грамотных практических действий. Несколько проще можно сказать: инновационный менеджмент, с одной стороны, креативный и эвристический - с другой, имеют один и тот же объект рассмотрения, но изучают его в одном случае (инновационный) с внешней стороны, как готовый, в другом (креативный и эвристический менеджмент) - с внутренней, как проходящий процесс создания. Далее необходимо разграничение креативного и эвристического менеджмента. Креативный (от английского «creative») - это буквально «творческий, созидательный». Он, в принципе, касается проблем управления коллективом, причем таких, которые относятся к не поддающимся четкой формализации предметным областям и подчиняются подвижным, «дрейфующим» критериям целеполагания. Отличие эвристического (от греческого heuristro, буквально «отыскиваю, открываю») менеджмента от креативного в том, что в его «ведении» управление личностью и ее самоуправление - при тех же условиях отсутствия априори существующей определенности, какие характеризуют и креативный менеджмент. Последний «работает» там, где создаваемый интеллектуальный продукт не может быть однозначно приписан отдельной личности, а безусловно является результатом деятельности коллектива. Эвристический же менеджмент, напротив, связан с индивидуальным целеполаганием и управлением деятельностью личности как решающего участника сотворения интеллектуального продукта. Заниматься проблемами креативного и эвристического менеджмента следует уже потому, что совершенно необходимо добиваться повышения качества управленческих решений и их интенсификации на всех уровнях - от общегосударственного до отдельного рабочего места. Для того чтобы добиться успеха в таком деле требуется, конечно, многое. Начать стоит с того, что необходимо определить и ввести в действие новые, лучше обоснованные с научных позиций и психологически более совершенные методы подготовки исходной информации для лиц, принимающих решения (ЛПР). Такие методы призван дать креативный менеджмент. Особая сложность решения данной проблемы состоит в том, что нужно, с одной стороны, перерабатывать огромный массив исходной информации, с другой, - учитывать специфику ЛПР и характера их деятельности: ведь каждый из них, как и все люди, обладает определенными характером, навыками, стереотипами, и все это надо держать в поле зрения, предлагая исходную для принятия решений информацию. В то же время она должна быть результатом мобилизации всех резервов лиц, причастных к процессу, строиться на полном использовании их творческого потенциала, включая и самые глубинные его пласты, особенно если имеются в виду крупные решения глобально-стратегического масштаба. Способы и формы выявления и лучшего применения потенциала личности, участвующей в процессе создания интеллектуального продукта, - сфера эвристического менеджмента. Совершенствование управления творческим потенциалом личности и коллектива предполагает в современных условиях решение ряда задач. Ниже отмечены некоторые из них, представляющиеся важнейшими. Во-первых, это развитие творческого потенциала. В педагогической и экономической литературе [2,4,7] не раз декларировался переход от репродуктивной системы обучения к креативной (ее еще иногда называют проблемной, целевой и т.п.). В центре здесь «пронизывание» всей системы непрерывного образования линией на усиление способностей к принятию нетривиальных решений (индивидуальных и коллективных). Но этого нельзя добиться без соответствующего менеджмента. Введение в учебный процесс креативного и эвристического менеджемента радикализирует процесс освоения знаний, умений и навыков, так как благодаря применению качественно иного методического аппарата поднимает творческий потенциал на более высокий уровень. Опыт показывает, что использование креативно-эвристических методик в научно-техническом творчестве позволяет увеличить эффективность работы научных и инженерных коллективов в несколько раз. Во-вторых, надлежит добиваться раскрепощения индивидуальности - как в обособленном функционировании личности, так и в участии последней в деятельности коллектива. Здесь проблемы упираются прежде всего в современную систему воспитания личности, - увы, фактически нацеленную на подавление оригинальности, своеобразия, неординарности. Человек, владеющий методами указанных видов менеджмента, осуществляет по определенным правилам мониторинг своей мыследеятельности так, чтобы добиваться адекватности использования имеющегося творческого потенциала выдвигаемым целевым установкам. В-третьих, имеется в виду достижение оптимизации усилий и рессурсо-вложений, направляемых на совершенствование методического аппарата деятельности специалистов. Область, о которой здесь идет речь, как уже отмечалось, неразрывно связана с инновационным менеджментом. Его «первопроходцам» в течение какого-то времени казалось, что он вполне способен решить сложную задачу обеспечения гармонизированного развития науки, производства и социальных процессов в условиях научно-технической революции. Но довольно быстро обнаружилось, что такие надежды чересчур оптимистичны. Дальнейший ход развития показал, что за заполненной, было, нишей есть другая, причем более глубокая и труднопроходимая, изобилующая лабиринтами с непредсказуемыми поворотами. Ниша эта образуется в связи с обращением к творчеству человека, к потенциалу его способностей, который в данных условиях может быть реализован. Пожалуй, первым это наиболее полно осознал А. И. Пригожин, который на интуитивном уровне разделил области инновационного и креативного (эвристического) менеджмента. Это разделение стало отправным для исследования предмета данной статьи, и постепенно сформировалось то понимание креативного и эвристического менеджмента, которое предлагалось выше (хотя оно, конечно, не может считаться исчерпывающим и завершенным). Во всяком случае, примерно такой взгляд на указанные разновидности менеджмента можно считать закрепившимся и в научных обменах мнениями, и в преподавании соответствующих дисциплин в тех пока еще не многочисленных случаях, когда оно ведется. Из приведенных определений вытекает, что креативный менеджмент ближе к дисциплинам «управление кадрами» и «менеджмент персонала», а эвристический - к «личностному менеджменту» и «самоменджменту». В свою очередь креативный менеджмент опирается на креативистику - область знаний о продуктивном коллективном решении творческих задач, эвристический же - на эвристику, т.е. область знаний о продуктивном творческом мышлении личности. Попытки систематизации методов эвристики и креативистики предпринимались еще Р. Декартом и Г. Лейбницем. В последнее время издано уже большое число научных работ, связанных с проблематикой творчества, - как коллективного, так и личностного [2,4,5]. В креативном менеджменте, как и в любой другой науке, выделяют теоретический и прикладной аспекты. Теория креативного (как и эвристического) менеджмента является составной частью теории творчества. Последняя в зависимости от области использования имеет много разновидностей (теория научно-технического, художественного творчества и т.п.), которым соответствуют разновидности креативного и эвристического менеджмента. Прикладные аспекты креативного менеджмента связывают прежде всего с инновациями и нововведениями. Проблемы креативного менеджмента организациионно смыкаются с управлением кадрами, когда требуется создавать так называемые временные творческие коллективы. Как теория, так и практика изучения творчества до середины 80-х годов прошлого века развивались под знаком доминирования тех его сторон, что касаются научно-технического творчества (НТТ). Направления НТТ в конечном счете диктуются наличной системой знаний, структурой производства и социально-экономическими задачами, стоящими перед обществом. В использовании наличного крупного потенциала НТТ креативный и эвристический менеджмент призван сыграть большую роль. Она реализуется, как известно, через деятельность менеджеров. Последняя охватывает взаимопересекающиеся области. Первая - работа с людьми, обязательно нацеленная на укрепление и лучшее непосредственное применение творческого потенциала (креативный менеджмент), а также на то, чтобы они активизировали собственные интеллектуальные способности (эвристический менеджмент). Вторая область - работа с документами. Она ориентирована на учет ассоциативно-генерационных потребностей тех, кто осваивает информацию, содержащуюся в документе (креативный менеджмент), а также на развитие стремления соответствующих участников процесса готовить документы, способные максимально удовлетворить потребителя (эвристический менеджмент). Креативистика и эвристика, подобно любой иной науке, базируются на ряде аксиом. Из них стоит выделить следующие: для реального эффективного творчества необходимо всестороннее проникновение в сущность оказавшейся в поле зрения предметной области (аксиома «глубинность знаний»); творчество требует отказа от сложившихся стереотипов, догм и штампов, зачастую создание нового сдерживается лишь психологической инерцией, отсутствием неординарной точки зрения (аксиома «замыливание глаза»); отторжение сложившихся стереотипов нельзя возводить в абсолют, оно должно быть строго рациональным, взвешенным и продуманным (аксиома «выплескивание ребенка вместе с водой»); какими-либо организационными и иными волевыми мерами, чисто управленческими ухищрениями «произвести» творца невозможно (аксиома «крылья даны от природы»); наука о творчестве и, стало быть, креативный менеджмент, сами по себе творца не порождая, позволяют ему, однако, овладеть более мощным и совершенным инструментарием для своей деятельности. Со всеми прочими отраслями науки креативный и эвристический менеджмент роднит и то, что он преследует достаточно определенные цели. На сегодня в качестве наиболее интересных из них можно выделить такие: оценка творческого потенциала личности; создание творческой атмосферы в коллективе; формирование групп экспертов, призванных оценивать те или иные предварительно разработанные предложения; образование временных творческих коллективов из лиц, способных к эффективному участию в групповом творческом процессе; оценка доминирующих мотивационных установок; определение эвристических методов, операций и приемов. Исследование творческих процессов в связи с созидательной деятельностью человека имеет давнюю историю, восходящую к XVII-XVIII вв. Начиная с 30-х годов ХХ века отмечается появление принципиально новых методов реализации разрабатываемых в этой области идей [7]. В настоящее время литература по творчеству (она относится в основном к инженерии) предлагает несколько десятков подобных методов. Все это многообразие можно, очевидно, сконцентрировать, выделив две группы методов: 1) направленные на усиление креативных и эвристических способностей человека; 2) служащие формализации его логико-аналитической деятельности. Каждый из методов имеет свою область использования, свои особые смысл, сложность, эффективность, ну и разумеется, - приверженцев и противников. Важно, чтобы ни приверженность, ни отторжение не абсолютизировались; столь же важно учитывать, что все методы решения творческих задач являются психологическими инструментами. Какой именно из них в том или ином случае выбрать - решается в рамках креативного и эвристического менеджмента с учетом всей многосложности обстоятельств. Таким образом, креативный и эвристический менеджмент не является методами активизации творческого потенциала, а лишь определяют их оптимальную номенклатуру и наиболее рациональную последовательность исходя из разработок. При этом целевые установки и возможные ограничения креативный и эвристический менеджмент берут из инновационного менеджмента, который в данном ракурсе обеспечивает им жизненно необходимое функционирование инфраструктуры. Необходимо отметить, что креативный менеджмент и эвристический менеджмент в настоящее время, при всех трудностях становления, уже заявили о себе как реально существующие области знания. Более того, они становятся твердо признанными. Весьма ярким свидетельством такого признания обычно служит введение соответствующей дисциплины в учебный процесс. Поэтому считаем целесообразным включить в соответствующие учебные программы для экономических и управленческих вузов стран СНГ, в том числе Азербайджана и Украины. Список литературы 1. Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент. М.:- Банки и биржи, 1997. 2. Герчикова И. Н. Менеджмент: учебник. М., 1994. 3. Донцова Л. В. Инновационная деятельность: состояние, необходимость государственной поддержки, налоговое стимулирование. //Менеджмент в России и за рубежом. №3, 1998. 4. Молчанов Н. Н. Инновационный процесс: организация и маркетинг. Санкт-Петербург, 1995. 5. Инновационный менеджмент, справочное пособие; Наука, Санкт-Петербург, 1997. 6. Скамай Л. Риски в инновационном предпринимательстве.//РИСК.№5-6, 1998. 7. Креативный и эвристический менеджмент. 2002//[сылка более недоступна}
|