Каталог статей

Кошимова М.А.? магистрант Орунбасарова Ж.

Управление деловой карьерой: сущность, методы осуществления

На современном этапе подготовка управленческих кадров является одним из национальных приоритетов развития Республики Казахстан, о чем прямо говорится в недавнем Послании Президента РК – лидера нации народу Казахстана: «Наша важнейшая задача - подготовить квалифицированный политический класс управленцев» [1].

В свою очередь, эффективность труда менеджера в рамках организации неразрывно связана с успешностью управления его карьерой. Карьера в переводе с французского истолковывается как «усиленное продвижение в области общественной, служебной, научной и другой деятельности» или как «род занятий, профессия». Точный перевод с итальянского добавляет к этим значениям «бег, жизненный путь, поприще, достижение известности, славы, выгоды» [2]. Общее основание всех современных научных определений понятия карьера - стремление человека достичь положения, позволяющего ему наиболее полно удовлетворить свои потребности.

Возможно, наиболее важное решение, которое принимает че­ловек в жизни,— это выбор карьеры. По мнению Джона Холланда, каждый человек в определенной степени относится к одному из шести типов личности:

1) реалистический - предпочитает деятельность, связанную с манипуляциями инструментов и механизмов — машинист;

2) исследовательский - предпочитает быть аналитиком,    лю­бознательным, методичным и точным - ученый-исследователь;

3) артистический - экспрессивный,   нонконформистски   наст­роенный, оригинальный, внутренне сосредоточенный - декоратор;

4) социальный - любит работать вместе с другими и помогать им,    целенаправленно    избегает    систематической    деятельности, включая механическую,- школьный консультант;

5) предпринимательский - любит деятельность, позволяющую ему влиять на других для достижения целей,- адвокат;

6) конвенциональный — любит систематическое    манипулиро­вание данными, записями, репродукцирование материалов - бух­галтер [3].

Совершая деловую карьеру, человек проходит через различные, но взаимосвязанные этапы. Причем на разных этапах карьеры он удов­летворяет многообразные потребности (табл. 1).

Таблица 1. - Этапы карьеры менеджера и потребности [4]

Этапы карьеры

Возраст лет

Потребности достижения цели

Потребности

моральные

физиологиче­ские и

матери­альные

Предваритель­ный

Становления

До 25

До 30

Учеба, испытания на разных работах

Освоение работы, развитие навыков, формирование квалифицированного специалиста  или руководителя

Начало    самоутверждения

Самоутвержде­ние, начало достижения независимо­сти

Безопасность существования

Безопасность существования, здоровье, нор­мальный уро­вень   оплаты труда

Продвижения

До 45

Продвижение по служебной лестни­це,   приобретение новых   навыков и опыта, рост квали­фикации

Рост самоутверждения, достижение большей  независи­мости, начало   самовыражения

Здоровье, 

высокий уро­вень оплаты труда

Сохранения

До 60

Пик совершенст­вования    квалифи­кации специалиста или   руководителя.

Повышение квалификации.

Обучение молодежи

Стабилизация независимости,   рост самовыражения, начало уважения

Повышение уровня оплаты труда, интерес к другим источ­никам дохода

Завершения

После

60

Приготовление к уходу на пенсию. Подготовка  смены и к новому виду деятельности на пенсии

Стабилизация самовыражения,

рост уважения

Сохранение уровня  оплаты  труда и   повышение интереса к другим источникам дохода

Пенсионный

После

65

Занятие  новым видом деятельности

Самовыражение

в новой сфере деятельности, стабилизация уважения

Размер   пенсии, другие источники   дохода, здоровье

Управление карьерой затрагивает такие важные проблемы, как удовлетворенность персонала работой в организации и связанную с этим производительность труда; преемственность профессионального опыта и культуры корпорации; обеспечение бесперебойного и рационального замещения ключевых должностей; адаптивность и маневренность в условиях быстрых изменений в содержании и разделении труда, в условиях кризисов; наконец, оно связано с вопросами внутреннего приращения профессионального потенциала и внешнего роста предприятия в среде.

Планирование карьеры состоит в определении целей раз­вития карьеры и путей, ведущих к ее достижению. Пути пред­ставляют собой последовательность должностей, на которых необходимо поработать, прежде чем занять целевую долж­ность, а также набор средств, необходимых для приобретения требуемой квалификации - курсов, стажировок и др.

Планирование деловой карьеры осуществляется исхо­дя из результатов оценки потенциала и индивидуального вклада, возраста работников, производственного стажа, квалификации и наличия вакантных рабочих мест (долж­ностей).

Цикл управления карьерой как периодически повторяющаяся последовательность воздействий руководителя и службы управления персоналом на карьеру работника отражает структуру и последователь­ность задач управления конкретным работником, успешное решение которых обеспечивается не столько руководителем или службой управ­ления персоналом, сколько самим работником.

Основой планирования карьеры часто становится так на­зываемая карьерограмма. Карьерограмма - инструмент управления карьерой; описание оптимального развития сотрудника для занятия им желаемой позиции в организации. Карьерограмма дает представление о том, какой путь должен пройти специалист, какие знания, навыки получить. Этот документ составляется на 5-10 лет [3].

Рис.1. Модель управления карьерным циклом менеджера

Достижение целей, реализация функций и технологий планирования и развития карьеры должны происходить на основе определенных принципов, среди которых могут быть: 1)  коллегиальность в принятии решений по карьере; 2)  совмещение целей организации и индивидуальных интересов менеджера; 3) непрерывность развития и продвижения менеджеров;  прозрачность процедур и технологий оценки, механизма должностных перемещений;  4) экономичность развития, отбора и продвижения.

Литература

1. Н.А.Назарбаев. Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана. Январь, 2012 г.

2. Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера. – СПб: ПИТЕР, 2007. – 286 с.

3. Организационное поведение / под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с.

4. Служебная карьера. -  М.:РАГС-ЭКОНОМИКА, 2008. – 208 с.