Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кошимова М.А.? магистрант Орунбасарова Ж. Управление деловой карьерой: сущность, методы осуществленияНа современном этапе подготовка управленческих кадров является одним из национальных приоритетов развития Республики Казахстан, о чем прямо говорится в недавнем Послании Президента РК – лидера нации народу Казахстана: «Наша важнейшая задача - подготовить квалифицированный политический класс управленцев» [1].В свою очередь, эффективность труда менеджера в рамках организации неразрывно связана с успешностью управления его карьерой. Карьера в переводе с французского истолковывается как «усиленное продвижение в области общественной, служебной, научной и другой деятельности» или как «род занятий, профессия». Точный перевод с итальянского добавляет к этим значениям «бег, жизненный путь, поприще, достижение известности, славы, выгоды» [2]. Общее основание всех современных научных определений понятия карьера - стремление человека достичь положения, позволяющего ему наиболее полно удовлетворить свои потребности. Возможно, наиболее важное решение, которое принимает человек в жизни,— это выбор карьеры. По мнению Джона Холланда, каждый человек в определенной степени относится к одному из шести типов личности: 1) реалистический - предпочитает деятельность, связанную с манипуляциями инструментов и механизмов — машинист; 2) исследовательский - предпочитает быть аналитиком, любознательным, методичным и точным - ученый-исследователь; 3) артистический - экспрессивный, нонконформистски настроенный, оригинальный, внутренне сосредоточенный - декоратор; 4) социальный - любит работать вместе с другими и помогать им, целенаправленно избегает систематической деятельности, включая механическую,- школьный консультант; 5) предпринимательский - любит деятельность, позволяющую ему влиять на других для достижения целей,- адвокат; 6) конвенциональный — любит систематическое манипулирование данными, записями, репродукцирование материалов - бухгалтер [3]. Совершая деловую карьеру, человек проходит через различные, но взаимосвязанные этапы. Причем на разных этапах карьеры он удовлетворяет многообразные потребности (табл. 1). Таблица 1. - Этапы карьеры менеджера и потребности [4]
Управление карьерой затрагивает такие важные проблемы, как удовлетворенность персонала работой в организации и связанную с этим производительность труда; преемственность профессионального опыта и культуры корпорации; обеспечение бесперебойного и рационального замещения ключевых должностей; адаптивность и маневренность в условиях быстрых изменений в содержании и разделении труда, в условиях кризисов; наконец, оно связано с вопросами внутреннего приращения профессионального потенциала и внешнего роста предприятия в среде. Планирование карьеры состоит в определении целей развития карьеры и путей, ведущих к ее достижению. Пути представляют собой последовательность должностей, на которых необходимо поработать, прежде чем занять целевую должность, а также набор средств, необходимых для приобретения требуемой квалификации - курсов, стажировок и др. Планирование деловой карьеры осуществляется исходя из результатов оценки потенциала и индивидуального вклада, возраста работников, производственного стажа, квалификации и наличия вакантных рабочих мест (должностей). Цикл управления карьерой как периодически повторяющаяся последовательность воздействий руководителя и службы управления персоналом на карьеру работника отражает структуру и последовательность задач управления конкретным работником, успешное решение которых обеспечивается не столько руководителем или службой управления персоналом, сколько самим работником. Основой планирования карьеры часто становится так называемая карьерограмма. Карьерограмма - инструмент управления карьерой; описание оптимального развития сотрудника для занятия им желаемой позиции в организации. Карьерограмма дает представление о том, какой путь должен пройти специалист, какие знания, навыки получить. Этот документ составляется на 5-10 лет [3].
Рис.1. Модель управления карьерным циклом менеджера
Достижение целей, реализация функций и технологий планирования и развития карьеры должны происходить на основе определенных принципов, среди которых могут быть: 1) коллегиальность в принятии решений по карьере; 2) совмещение целей организации и индивидуальных интересов менеджера; 3) непрерывность развития и продвижения менеджеров; прозрачность процедур и технологий оценки, механизма должностных перемещений; 4) экономичность развития, отбора и продвижения.
Литература 1. Н.А.Назарбаев. Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана. Январь, 2012 г. 2. Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера. – СПб: ПИТЕР, 2007. – 286 с. 3. Организационное поведение / под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с. 4. Служебная карьера. - М.:РАГС-ЭКОНОМИКА, 2008. – 208 с. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||