Каталог статей |
Рогожкина О.Е., Внуковская Т.Н. Инновационной экономике - инновационное мышлениеНужны ли сегодня на производстве квалифицированные специалисты? Единственно возможный ответ на этот вопрос – они просто необходимы. Грамотный и всесторонне подготовленный специалист — это «сегодня» и «завтра» любого производства.Основа производства – совокупность объекта труда, средства труда и непосредственно сам труд. В связи с этим, важной задачей, стоящей перед нашей страной, является повышение качества трудовой жизни, способствующей высокопроизводительному труду и инновационному развитию производства. Сегодняшний недостаток квалифицированных кадров - и рабочих профессий, и управленческого звена, возник не только как следствие перекосов в сфере экономики, но и в образовательном пространстве. В настоящий момент уровень подготовки вузовских выпускников входит в противоречие с потребностями производства. Выпускник ВУЗа зачастую полностью не владеет тем минимумом компетенций, которые заложены в требования государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Курс Президента Российской Федерации на модернизацию страны и инновационное развитие, безусловно, требует от высшей школы усиления научной составляющей в подготовке кадров. Этот процесс должен быть обеспечен соответствующим учебно-методическим сопровождением и спектром дисциплин, реально формирующих компетенции специалиста, необходимого конкретному региону. На практике – всё далеко не так. Существует проблема слабой подготовки специалистов и недостаточной связи с производством - будущим работодателем. В итоге мы получаем специалиста, не отвечающего сегодняшним, а тем более, завтрашним запросам того же производства на высокопроизводительный, прогрессивный труд. Для конвертации научно-технических разработок в социально-экономическое богатство страны необходимо осуществить подбор и отбор персонала, обеспечивая профессиональный клиринг, добиваясь оптимального соотношения сотрудников и рабочих мест. Осуществлять его надо еще на этапе обучения в институте, выявляя будущие склонности бакалавров, магистрантов, аспирантов. Высшая школа, по сути, взяв на себя роль системного координатора по обеспечению сквозного цикла от разработки новой технологии до ее внедрения, в состоянии подготовить профессионала нового типа, способного руководить инновационными процессами. Однако, в реальности тысячи ежегодно выпускаемых государственными и негосударственными образовательными учреждениями специалистов зачастую не находят работы по специальности. Весь процесс – от приёма абитуриента до выпуска специалиста, его трудоустройства и сопровождения в период производственного «дозревания» должен стать важнейшей составляющей «экономики знаний». Интегрирование страны в мировую кооперацию и разделение труда требует изменения содержательной части изучаемых дисциплин. Сейчас, например, существенная доля прикладных технических дисциплин ориентирована на изучение материала, отражающего спектр отечественной продукции. В то же время в различных секторах экономики происходит замена отечественных технологий зарубежными, и это требует соответствующей подготовки кадров. С другой стороны, уровень передаваемых нам технологий весьма невысок. Но, как известно, кто обладает технологией тот и завоёвывает рынок. Выход из такой ситуации один - готовить кадры, способные разрабатывать и создавать «прорывные» технологии. Система контроля качества образовательного процесса, существующая сегодня, также не способствует повышению уровня образования. Объективная оценка качества подготовки специалиста должна складываться с учётом оценки будущих работодателей и соответствующих надзорных органов, что и будет в полноте формировать систему подготовки специалиста-профессионала. К сожалению, сегодня производство практически самоустранилось из образовательного процесса, и не является той обратной связью, которая стимулирует, «бодрит» высшую школу в части подготовки высококвалифицированных специалистов, способных не только быстро адаптироваться в условиях конкретного производства, но и стать генератором и воплотителем новых идей. Экономика реально может стать инновационной только тогда, когда процессом будут руководить профессионалы. Переход к государственным образовательным стандартам нового поколения должен развить тенденцию, когда выпускник вуза может легко адаптироваться к любому виду производственной деятельности. Лозунг «Кадры решают всё» в современной экономике трансформировался в: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». В связи с динамичными изменениями, происходящими в обществе в последние годы, знания быстро устаревают, следовательно: - требуется постоянное обновление; - для модернизации и создания инновационной экономики необходимо инновационное мышление; - важен рост качества человеческого капитала, включающего: капитал здоровья + интеллектуальный капитал + духовность. Образовательное учреждение, выполняя функции обучения и воспитания, играет доминирующую роль в формировании интеллектуального капитала, а также верований, традиций и духовных ценностей. Кроме непрерывного мониторинга знаний, умений, навыков и практических компетенций по преподаваемым специальным дисциплинам (техническим, экономическим, управленческим), на наш взгляд, необходимо уделить внимание формированию духовного потенциала, что является частью инновационного мышления. Рекомендуется ввести в образовательный процесс, хотя бы, на первых порах, в виде факультатива дисциплин, связанных с культурой формирования личности, возрождение ценности семьи и её роли в обществе. Комплексный подход создаёт условия для появления специалистов, «заточенных» под инновацию. В реальной практике всё больше востребован человеческий потенциал, доказавший свою состоятельность не суммой оторванных от практики знаний, полученных в вузе, а знанием существа дела и умением это дело делать. Инновационная экономика — инновационное мышление. Успешная реализация приоритетного национального проекта «Образование» - решение комплекса задач по модернизации сферы образования на базе федеральных вузов возможна только при объединении научного, педагогического, технического, финансового потенциалов всех участников проекта. Сформулированные критерии качества человеческого капитала, с точки зрения всех заинтересованных сторон (самой личности, бизнес - сообщества, государства и общества в целом), позволяет создать условия для формирования качественного человеческого капитала. Только активная интеграция образования, науки, производства и бизнеса может реально ускорить процесс модернизации и инновационного развития экономики России.
|