Каталог статей

Жовнир С.М.

Создание новых рабочих мест в Украине: социально-экономические основы и механизмы регулирования занятости населения

Освещены изменения социально-экономических основ занятости в условиях перехода от командно-административной к рыночной системе. Разработаны мероприятия по решению задач повышения занятости населения в Украине. Исследование выполнено при поддержке НАН Украины в рамках НИР «Развитие социально-трудовой сферы: приоритеты, детерминанты и векторы модернизации»

Переход Украины к рыночной системе сопровождается изменением видов и принципов занятости, которые были присущи предыдущей командно-административной системе отношений. Как свидетельствует исторический опыт, плановая командно-административная система позволяет обществу активно влиять на процесс формирования трудовых ресурсов, пропорции их распределения по секторам национального хозяйства и сферам занятости, обеспечивать рациональное использование трудового потенциала. Осуществлялось это на основе разработки балансов трудовых ресурсов, предусматривающих полную занятость населения.

Рыночные отношения основаны на свободном выборе человеком сферы занятости, профессии и места работы в соответствии с его наклонностями, способностями, предпочтениями, предполагают добровольную незанятость граждан, не допускают принудительного труда в любой форме, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством страны (в местах лишения свободы, как вид административного наказания). В рыночных условиях содержание полной занятости приобретает новые черты. С учетом принципа добровольности труда, полная занятость населения в рыночной экономике характеризуется не максимальным привлечением к работе трудоспособного населения, как это имело место в командно-административной системе, а достатком рабочих мест для тех, кто желает работать.

Механизм регулирования занятости в условиях, когда доминирующим в сфере производства товаров и услуг стал частный капитал, достаточно сложен. Он должен сочетать рыночный механизм саморегулирования экономических процессов и систему мер государственного содействия занятости – соответствующих инфраструктурных элементов, конкретного набора мер, определенной последовательности и согласованности их внедрения.

Регулирования занятости является разноплановым процессом по своим последствиям. Поэтому целевые ориентиры механизма регулирования занятости должны исходить из многих принципов, основными из которых являются:

− экономическая целесообразность достижения определенного уровня занятости и выбора соответствующих регулирующих мер;

− достаточная и стабильная эффективность распределения ресурсов труда;

− утверждение гуманистических и демократических черт общества.

В Украине государственная социальная политика в сфере регулирования ринка труда направлена на стимулирование экономической активности и содействие продуктивной занятости населения, предотвращение массовой безработицы и социальную защиту лиц, потерявших работу.

Глобальный экономический кризис, по определению Международной организации труда (МОТ), оставил разрушительные последствия на рынках труда. В условиях сужения пространства продуктивной занятости на глобальном рынке труда усилился ряд негативных тенденций, приведших к росту диспропорций в развитии ринка труда, деформализации занятости, разрушению человеческого капитала вследствие длительной безработицы, а также другим негативным последствиям, среди которых снижение темпов глобального роста реальной средней заработной платы, распространение низкооплачиваемой занятости, незащищенной занятости, рост неравенства и поляризации общества, сокращение потоков трудовых мигрантов в развитые страны и денежных переводов мигрантов.

Уменьшение спроса на труд вследствие глобального финансово-экономического кризиса, и как следствие значительное ограничение доступа желающих работать к источникам повышения благосостояния, привело к тому, что многие люди, оказавшись без работы и заработка, без средств существования, попали в «ловушки» социального исключения: безработицы, бедности, неверия в собственные силы и безразличия к окружающему миру. В контексте социального исключения отсутствие реального доступа к эффективной занятости выступает не только фактором сокращения потребительских возможностей человека, но и изъятием его из сферы труда.

В условиях, когда мировая безработица четвертый год подряд сохраняется на рекордно высоком уровне и на ближайшую перспективу не проявляет признаков снижения (а по пессимистическим прогнозам будет расти), распространение массовой безработицы уже не кажется временным явлением, а приобретает хроническую форму. Анализ динамики длительной безработицы свидетельствует, что в 35 странах мира, по которым имеются соответствующие данные, почти 40% тех, кто ищет работу, являются безработными более года. В ІІІ квартале 2011 р. наибольшее количество лиц, остававшихся безработными 12 месяцев и больше, насчитывалось в США − 4,4 млн. человек, Южной Африке − 3 млн. человек, Испании − 2,1 млн. человек, Российской Федерации − 1,5 млн. человек, Германии − 1,2 млн. человек, Франции − 1,1 млн. человек [1]. Государственная статистическая служба Украины [2] также зафиксировала в 2010 году существенный рост доли безработных, продолжительность незанятости которых была 12 месяцев и больше (рис. 1).

Рис. 1. Безработное население (по методологии МОТ) по продолжительности незанятости в 2008−2010 гг., в процентах к итогу

Неравномерный характер экономического развития и высокая степень неопределенности перспектив восстановления разных стран в значительной степени дестабилизирует экономическую активность, усиливает риски новой волны кризиса, что так или иначе влияет на развитие большинства стран мира. И чем продолжительнее будет период рецессии на ринке труда, тем более сложно будет найти работу тем, кто ее ищет, ведь у безработных значительно усиливаются риски деморализации, снижения самооценки, потери квалификации, развития психологических проблем. Про опасность застойной безработицы говорит также и МОТ, подчеркивая, что много миллионов людей во всем мире просто выпали из рабочей силы, прекратив поиски работы.

Высокая доля застойной безработицы свидетельствует о наличии проблем на рынке труда у определенных категорий (прежде всего молодежь, лица старшего возраста, неквалифицированные рабочие), а также о неудовлетворительных показателях создания новых рабочих мест. Поэтому сокращение продолжительности безработицы является ключевым элементом стратегий эффективной занятости и социально-экономического развития.

Динамика основных показателей безработицы на национальном рынке труда (для безработных в возрасте 15−70 лет по методологии МОТ) свидетельствует о том, что в І полугодии 2011 года по сравнению с І полугодием 2010 года сформировались следующие тенденции:

Ø снизился уровень безработицы населения на 0,3 п.п., при этом уменьшение этого показателя зафиксировано в городах в отличие от сельской местности, где уровень безработицы вырос;

Ø самый высокий уровень безработицы наблюдался среди молодежи в возрасте 15–24 лет (19,4%);

Ø произошли структурные изменения среди безработных по причинам незанятости, в частности, удельный вес нетрудоустроенных после окончания учебных заведений увеличился на 3,7 п.п и составил 17,4% от общей численности безработных.

По результатам анализа состояния рынка труда в Украине [3] можно говорить о существенных пространственных различиях в показателях напряжения на региональных рынках труда (рис. 2).

Рис. 2. Показатели напряжения на рынках труда (уровни безработицы и вынужденной неполной занятости, потребность в работниках) по регионам Украины в 2010 году

Это дает основания говорить о целесообразности определения территорий с наиболее критической ситуацией, разработки для каждой из таких территорий программы создания новых и дополнительных рабочих мест с обоснованием их оптимального количества.

Необходимыми мерами для решения задач повышения занятости населения в нынешних условиях должны стать:

Ø Разработка государственных программ занятости на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу с конкретным их финансированием.

Ø Сокращение импорта продуктов питания и товаров широкого потребления за счет увеличения их собственного производства и внутреннего потребления.

Ø Усиление контроля за использованием прибыли частным капиталом, стимулируя его налоговыми рычагами к увеличению доли накопления и создание на этой основе новых рабочих мест, и одновременно уменьшения доли личного потребления владельцами частного бизнеса, прежде всего за счет сокращение иностранных инвестиций (покупка недвижимости, яхт, спортивных клубов и т.п. за пределами страны).

Ø Ограничение экономическими мерами вывоза капитала в оффшорные зоны.

Ø Предоставление большей свободы для малого и среднего бизнеса в его самоорганизации, стимулирование форм инновационно-инвестиционной деятельности путем установления налоговых каникул для субъектов хозяйствования.

Ø Содействие привлечению инвестиционных проектов, которые в короткие сроки способны обеспечить создание качественных новых и дополнительных рабочих мест.

Ø Активизация деятельности органов местного самоуправления по усилению их сотрудничества с предприятиями разных форм собственности, в т.ч. частного сектора, при формировании политики трудовой активности на местных рынках труда.

Ø Использование при строительстве объектов инфраструктуры собственной, а не иностранной рабочей силы.

Ø Создание временных рабочих мест для выполнения работ в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Ø Усиление роли профсоюзов в отстаивании трудовых прав наемных работников на труд.

Европейский опыт показывает, что в промышленности и услугах положительно зарекомендовала себя такая организационная форма экономической деятельности, как кооперативы. За счет прямого участия работников в организации и стратегии ведения бизнеса, гибкости и емкости, кооперативы создают устойчивую занятость и рост даже в условиях кризиса. Поэтому целесообразно использовать позитивный опыт стран Европы с учетом особенностей национального хозяйства.

Учитывая глобальную тенденцию роста дефицита продуктов питания, среди приоритетных направлений экономической деятельности следует рассматривать развитие агробизнеса. Перспективным является строительство зерно- и овощехранилищ, заводов по переработке сельхозпродукции, животноводческих комплексов по современным технологиям в расчете на будущее увеличение производства сельхозпродукции. Следует содействовать развитию сельскохозяйственной кооперации, организации сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов, функционирующих на принципах коммерческого расчета, что также даст возможность более рентабельно осуществлять экспорт сельхозпродукции и ее реализацию на внутреннем рынке.

Особенности секторальной дифференциации последствий мировой рецессии (кризисное положение в секторе финансовых услуг, строительстве, металлургии, машиностроении, предприятия и учреждения которых пространственно тяготеют к городским поселениям, и относительно стабильное развитие агропромышленного комплекса) обусловили разные возможности использования имеющегося профессионально-квалификационного потенциала жителей разных типов поселений с целью адаптации к сложившимся социально-экономическим условиям. Существенное замедление выбытия из сельской местности в процессе внутрирегиональной и межрегиональной миграции свидетельствует о появлении признаков расширения сферы реализации потенциала мобильности именно в сельской местности. Вместе с тем, серьезными препятствиями, сдерживающими положительную динамику в направлении из города в село, является отсутствие надлежащих жилищных условий и недостаточное развитие социальной инфраструктуры в большинстве сельских поселений.

Мобильность работников является одним из главных требований современной экономики, поэтому следует разработать меры стимулирования внутренней трудовой миграции и привлечения местного населения в перспективные виды экономической деятельности, оказания поддержки сельским товаропроизводителям по созданию новых рабочих мест, создания информационно-поисковой системы рынка доступного жилья и юридического содействия приобретению жилья в населенных пунктах для внутренних трудовых мигрантов и социально незащищенных участников рынка труда.

Обеспечение потребностей национальной экономики в иностранной рабочей силе должно происходить с учетом интересов отечественных работников и может быть достигнуто за помощью гибкого государственного регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Оптимизация привлечения иностранных работников должна предусматривать:

− формирование банка данных организаций, нуждающихся в привлечении иностранной рабочей силы;

− регистрацию и учет сведений от работодателей о заключении трудовых договоров с иностранными работниками;

− приоритетное право на трудоустройство граждан Украины при рассмотрении вопросов о выдаче разрешений на привлечение и использование иностранной рабочей силы.

Следует отметить, что обеспечить продуктивную занятость и достойный труд нельзя лишь с помощью отдельных разрозненных действий. Необходимы комплексные меры по формированию государственной политики на рынке труда, нацеленной как на создание новых рабочих мест с учетом перспектив социально-экономического развития страны, так и целевых мероприятий для помощи более уязвимым слоям населения на рынке труда (молодежь, лица в возрасте старше 45 лет, инвалиды, многодетные родители).

Конкретными мерами по созданию рабочих мест среди молодежи могут быть:

− разработка механизма привлечения молодежи к подготовке местных инвестиционных программ и проектов;

− разработка механизма государственного паевого софинансирования молодежных инициатив, направленных на создание рабочих мест;

− активизация заключения соглашений между учебными заведениями и работодателями о прохождении практики с последующим трудоустройством молодежи.

Для решения задач повышения занятости среди лиц в возрасте свыше 45 лет, следует поддерживать инвестиции в модернизацию существующих знаний и навыков и их приспособление к современным потребностям рынка труда. В рамках политики в области повышения квалификации следует учитывать накопленный предыдущий опыт и навыки, проводить профессиональную диагностику и консультирование, определять возможности деятельности этих лиц в сфере предпринимательства, самостоятельной занятости. Следует обеспечить возможность профессионального обучения желающих, ищущих работу, по направлению «Предпринимательская деятельность», ведь одной из острейших проблем развития предпринимательства является отсутствие у предпринимателей необходимых базовых знаний в области бизнеса и квалифицированной консультационной поддержки. Учитывая ограниченность ресурсов представителей малого и среднего бизнеса, а также тех, кто желает начать свое дело, актуальность оптимизации их усилий по организации бизнеса путем предоставления необходимых знаний стоит очень остро и требует бюджетного финансирования. Важным для начинающих собственное дело является предоставление им правовой, финансовой, организационной поддержки, информационно-рекламного обслуживания вновь созданных предпринимательских структур, в частности, включение в местные рекламно-информационные справочники и т.п.

Повышению конкурентоспособности и расширению возможностей занятости молодежи, женщин, лиц старшего возраста, ищущих работу, будет способствовать:

− внедрение упрощенных программ обучения народным промыслам и ремеслам, особенно в отдаленных, горных и приграничных территориях;

− оперативное формирование и обновление банка данных вакантных должностей и свободных рабочих мест, в том числе банка вакансий с гибкими формами занятости.

В условиях угрозы нового кризиса на национальном рынке труда необходимо:

− не увеличивать, а сокращать нагрузку на преподавателей всех уровней образования, развивать новые формы образовательных услуг, предоставляя им налоговые льготы;

− максимально ограничить совместительство, что высвободит рабочие места и будет способствовать трудоустройству молодежи. Наибольшее распространение совместительство получило в образовании, медицине, науке, культуре.

Целесообразно предусмотреть и разработать механизм создания социальных рабочих мест, поскольку существует необходимость прямого создания (или повышения привлекательности) рабочих мест в тех видах экономической деятельности и на территориях, где непрямые методы регулирования неэффективны.

Следует утвердить одним из индикаторов оценки работы местных органов управления количество созданных новых рабочих мест, кроме того, проводить независимый мониторинг новых рабочих мест.

В целом, деятельность в рамках решения задач по улучшению доступа к информации о возможностях и условиях трудоустройства должна быть сфокусирована на максимальном упрощении как для работодателей, так и безработных (или тех граждан, которые хотят сменить работу) доступа к информации о спросе и предложении рабочей силы, а также прогнозов о возможных изменениях этих показателей.

Для удовлетворения потребности рынка труда в профессиональных навыках с точки зрения обеспечения их актуальности и качества, необходимо обеспечить равные возможности доступа к образованию и содействовать непрерывному обучению и профессиональной подготовке всех слоев общества.

Таким образом, государственное регулирование занятости в Украине требует соответствующих инфраструктурных элементов, конкретного набора мер, определенной последовательности и согласованности внедрения их, что в своей совокупности определяет механизм воздействия государства на систему занятости.

Литература:

1. ILO Department of Statistics, December 2011. Режим доступа: [сылка более недоступна}

2. Официальный веб-сайт Государственной статистической службы Украины. Режим доступа: [сылка более недоступна}

3. Рынок труда в І полугодии 2011 года. Статистический доклад. − Официальный веб-сайт Государственной статистической службы Украины. Режим доступа: [сылка более недоступна}

4. World of work report 2011: Making markets work for jobs / International Labour Ofce. – Geneva: ILO, 2011.