Каталог статей

Сорокина И.Э.

Оценка конкурентоспособности торговых организаций потребительской кооперации

       Рыночные преобразования российской экономики, интегрирование ее в систему мировых экономических отношений привели к развитой конкурентной среде на потребительском рынке товаров и услуг. Возникла необходимость оценки занимаемых рыночных позиций хозяйствующих субъектов страны для формирования и упрочения их конкурентных преимуществ. Особую значимость обозначенная проблема имеет для организаций потребительской кооперации, осуществляющих торговое обслуживание сельского населения[1]. Неразвитость конкурентной среды в зоне деятельности организаций (предприятий) розничной торговли данной системы, невозможность использования современных торговых технологий в силу изношенности материально-технической базы и дефицита собственных ресурсов не позволяют кооперативным торговым предприятиям использовать передовые методы и средства ведения конкурентной борьбы за потребителя. Кроме того, отсутствуют методические подходы к оценке конкурентоспособности предприятий розничной торговли, учитывающие специфику содержания их деятельности, что снижает объективность и достоверность результатов оценки занимаемого рыночного сегмента.

       Формирование конкурентоспособности предприятий розничной торговли потребительской кооперации обусловлено наличием системных конкурентных преимуществ (многоотраслевое хозяйство на основе коллективной собственности; участие в реализации государственных программ и приоритетных национальных  проектов; свой целевой рынок – пайщики и обслуживаемое сельское население; ценности и принципы; этика, определяющая самобытность системы; имидж организаций потребительской кооперации; наличие организационного единства системы и общность экономических интересов хозяйствующих субъектов, позволяющих снизить предпринимательский риск; использование в развитии концепции социально-этического маркетинга), проявляется в способности предоставлять услуги, удовлетворяющие потребности и желания лучше конкурентов, а также воздействием факторов внутренней среды розничной торговли, что представлено на рисунке 1.


        


 

          

Факторы конкурентоспособности, определяемые внутренней средой функционирования розничной торговли   

       Конкурентоспособность предприятий розничной торговли по


Рисунок 1 – Формирование конкурентоспособности предприятий розничной

торговли потребительской кооперации

       Внутренняя конкурентоспособность обусловлена характеристиками торговых предприятий, направленными на создание и поддержание определенного набора услуг с более низкими издержками, чем у конкурентов,  базирующихся на внутренних конкурентных преимуществах.

Для управления конкурентоспособностью розничных торговых предприятий потребительской кооперации необходим объективный инструмент ее оценки. Конкурентоспособность как оценочная величина отражает отличия данного предприятия от предприятия-конкурента по степени удовлетворения своими товарами (услугами) конкретной личной потребности, а также эффективности торговой деятельности. Применить имеющиеся методы оценки  конкурентоспособности [2,3,4] к предприятиям розничной торговли потребительской кооперации представляется почти невозможным, так как они не учитывают отраслевую специфику деятельности кооперативных организаций. 

  Анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности предприятий, учет специфики торговой отрасли потребительской кооперации позволили разработать методику количественной оценки конкурентоспособности розничных торговых предприятий потребительской кооперации. Ее алгоритм сводится к следующему: 1) формулировка цели оценки конкурентоспособности предприятия розничной торговли потребительской кооперации; 2) обоснование групп показателей, характеризующих различные аспекты деятельности предприятия розничной торговли потребительской кооперации в зависимости от конкретной рыночной ситуации; 3) обоснование критериев отбора и проверка соответствия им выбранных показателей оценки конкурентоспособности предприятия розничной торговли потребительской кооперации; 4) выбор частных показателей оценки; 5) обоснование и расчет интегрального показателя конкурентоспособности предприятия розничной торговли потребительской кооперации; 6) оценка изменений конкурентоспособности предприятия розничной торговли потребительской кооперации; 7) формулировка выводов; 8) разработка концептуальных положений и практических рекомендаций по повышению конкурентоспособности розничных торговых предприятий потребительской кооперации.

Особенность предлагаемой методики состоит в том, что конкурентоспособность предприятий розничной торговли рассматривается в динамике, определяется факторами формирования конкурентоспособности, базируется на расчете показателей, отражающих специфику торговой отрасли  потребительской кооперации. Методика предполагает расчет системы показателей по оценке конкурентоспособности предприятий розничной торговли потребительской кооперации, объединенных в пять групп: характеризующих эффективность услуг розничной торговли (Кэу); характеризующих социальную результативность деятельности (Кср); характеризующих финансово-экономическую результативность деятельности (Кфэр); характеризующих эффективность использования ресурсов (Кир); характеризующих эффективность маркетинговой деятельности (Кэм).

В качестве обобщающего показателя оценки конкурентоспособности предприятий розничной торговли потребительской кооперации предложен комплексный коэффициент, рассчитываемый как среднее арифметическое всех критериев конкурентоспособности:

 ( +  +  +  +  ) / 5

где n, m, x, y, z – количество показателей в каждой группе показателей оценки конкурентоспособности;

Кк             –      комплексный коэффициент конкурентоспособности предприятия розничной торговли потребительской кооперации;

Кэу        –       показатели эффективности услуг розничной торговли;

Кср        –       показатели социальной результативности деятельности;

Кфэр     –       показатели финансово-экономической результативности деятельности;

Кир      –        показатели эффективности использования ресурсов;

Кэм      –        показатели эффективности маркетинговой деятельности.

       Возможность расчета комплексного показателя как средней арифметической обусловлена единой размерностью показателей, то есть их приростным характером, направлена на выявление внутрисистемных лидеров и аутсайдеров среди магазинов кооперативной организации. 

Таким образом, конкурентоспособность – это характеристика, которую нельзя выразить односложно, в виде одного показателя. Основу ее составляют многочисленные факторы, каждый из которых в отдельности не дает полного представления о данном явлении. Поэтому в рыночном механизме управления предприятиями розничной торговли потребительской кооперации необходимо использовать систему показателей, учитывающих особенности рыночной ситуации, специфику хозяйствующего субъекта как элемента рынка, конкурентные преимущества потребительской кооперации как третьего сектора экономики в целом.

Литература:

1. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 г. – М.: Центросоюз РФ, 2008. 

2. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учебное пособие / Р.А.   Фатхутдинов. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. 

3.  Paley N. The Manager,s guide to compatitive marketing strategies. Liverpool, 1992. P.31.

4. Баканов  М.И.  Теория    экономического  анализа  /  М.И.  Баканов, А.Д. Шеремет. – М.: Финансы и статистика, 2002.