Административный процесс
19.1. Понятие, признаки и принципы административного процесса
Юридический процесс – урегулированная правовыми
нормами совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления деятельности следственных,
административных и судебных органов.
Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность
органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.
Признаки административного
процесса: - вид юридического процесса, соотносятся как часть и целое;
- представляет собой разновидность властной деятельности субъектов
государственного управления;
- обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права;
- целью является достижение определенных
юридических результатов и разрешение управленческих дел;
- результаты (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах
(документах);
- регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного
права;
- обладает определенным строением (структурой).
Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе
административного процесса и раскрывающие его сущность. Принцип
законности - реализация материальных административно-процессуальных норм должна
строиться в точном соответствии с административно-процессуальными нормами. Принцип
процессуального равенства означает: во-первых, равенство сторон
независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств перед законом; во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимообусловленных
прав, обязанностей и ответственности.
Принцип материальной истины - решение, принятое в рамках административного процесса, которое должно
основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения.
Принцип
доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным
статусом.
Принцип гласности - административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и
принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса.
Принцип национального языка - процесс ведется на государственном языке Российской Федерации или языке республики – субъекта РФ, автономной области,
автономного округа или большинства населения данной местности. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами
переводчика.
Принцип быстроты {оперативности) - административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных
законом.
Принцип экономичности (малозатратности) - административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты
по его отправлению.
Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса - органы
государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушения административно-процессуальных норм, проявленные при
этом бюрократизм и волокиту.
19.2. Административно-процессуальные нормы и отношения
Административно-процессуальная норма вид административно-правовой нормы, определяющий основания, порядок и условия реализации материальной нормы
административного права. Административно-процессуальная норма регламентирует порядок деятельности органов и должностных лиц государственного управления
(исполнительной власти) по реализации возложенных на них полномочий.
Особенности административно-процессуальных норм: - являются разновидностью
административно-правовых норм;
- выполняют служебную, обеспечивающую роль по отношению к материальным административно-правовым нормам;
- имеют
установленную структуру (строение);
- содержатся в определенных источниках;
- обеспечиваются принудительной силой государства;
- нарушение
административно-процессуальных норм влечет за собой привлечение виновных к юридической ответственности.
По сфере регулирования существуют следующие
виды административно-процессуальных норм: регламентирующие общественные отношения в сфере экономики, регламентирующие общественные отношения в
административно-политической сфере, регламентирующие общественные отношения в социально-культурной сфере, регламентирующие общественные отношения в сфере
межотраслевого управления.
По объему регулирования: общие и специальные нормы.
По юридической силе: нормы законов и нормы подзаконных
актов.
По действию во времени: срочные, бессрочные и специальные нормы.
По действию в пространстве: действующие в пределах Российской
Федерации, действующие в пределах региона (федерального округа), действующие на территории субъекта РФ, действующие в пределах муниципального образования,
локальные, действующие на территории предприятия, учреждения, организации.
По кругу лиц: нормы общего действия и специальные нормы.
По видам
производств: нормы, регулирующие производство административного правотворчества, регулирующие производство по делам о поощрениях, регулирующие
лицензионно-разрешительное производство, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях, регулирующие другие виды административных
производств. Административно-процессуальные отношения вид правовых отношений, основанных на административно-процессуальных нормах, возникающих в сфере
государственного управления, участники которых наделены административно-процессуальными правами и обязанностями.
Характерные черты административно-
процессуальных отношений: - носят управленческий, организационный характер;
- основываются на административно-процессуальных нормах, являются
результатом их воздействия на общественные отношения;
- регулируют деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по реализации
возложенных на них правомочий;
- являются вторичным, производным от материальных административно-правовых отношений.
19.3. Субъекты административного процесса
Субъекты административного процесса лица, участвующие в управленческом
процессе, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью.
Административно-процессуальная правосубъектность - основанная на
административно-процессуальных нормах способность лица быть субъектом административного процесса. Административно-процессуальная правосубъектность включает
в себя административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.
Административно-процессуальная
правоспособность - способность лица иметь в силу административно-процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности.
Административно-
процессуальная дееспособность - способность лица, установленная административно-процессуальными нормами, своими действиями реализовать субъективные права
и юридические обязанности в административном процессе.
Виды субъектов административного процесса: - физические лица (граждане, почетные
граждане, лица с двойным гражданством, граждане СНГ (кроме РФ), иностранные граждане, лица без гражданства);
- государственные органы, предприятия и
учреждения;
- государственные служащие;
- общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения;
- служащие общественных объединений и иных
негосударственных формирований.
Субъекты административного процесса могут выступать в процессе в следующих качествах: - субъекта, возбудившего
управленческое дело;
- субъекта, полномочного рассматривать (разрешать) управленческое дело и принимать другие юридически властные решения, определяющие
движение административного дела;
- стороны административного процесса;
- третьего лица, т. е. лица, заявившего самостоятельное требование на предмет
спора;
- уполномоченного представителя;
- лица, привлекаемого к административной, дисциплинарной ответственности;
- лица, защищающего права и интересы
других лиц;
- лица, содействующего отправлению административного процесса.
19.4. Структура и стадии
административного процесса
Структура
и стадии административного процесса – внутреннее строение административного процесса, совокупность
образующих его административных производств.
Элементами структуры административного процесса служат административно-нормотворческий,
административно-правонаделитель-ный (оперативно-распорядительный), административно-юрисдикци-онный процессы.
Стадии административного процесса –
относительно самостоятельная часть административного производства, для которой характерны конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление
результатов.
Общие стадии административного процесса: - анализ управленческой ситуации;
- рассмотрение дела и принятие решения;
- исполнение
принятого по делу решения.
Черты стадий административного процесса: - регламентируются нормами административно-процессуального
права;
- обусловлены логикой всего производства;
- направлены на решение конкретных задач;
- характерен определенный круг участников;
- определенные
сроки совершения;
- соответствующее процессуальное оформление.
19.5. Административно-нормотворческий процесс:
понятие и черты
Административно-нормотворческий процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность
органов исполнительной власти и их должностных лиц по созданию подзаконных нормативных правовых актов в целях создания правовой базы для реализации
законов.
Общие черты административно-нормотворческого процесса: - является составным элементом (частью) административного процесса;
- ему
свойствен неюрисдикционный (позитивный) характер;
- осуществляется в целях создания правовой базы для реализации законов;
- реализуется ограниченным кругом
уполномоченных субъектов;
- результатом является подзаконный нормативный правовой акт.
19.6. Административно
-правонаделительный процесс: понятие, черты, структура
Административно-правонаделительный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению позитивных управленческих дел.
Общие черты административно-правонаделительного процесса: - является составным элементом (частью) административного процесса;
- направлен на
создание условий для реализации позитивных задач в сфере деятельности исполнительной власти;
- в ходе административно-правонаделительного процесса
разрешаются индивидуально-конкретные управленческие дела;
- правонаделительную деятельность осуществляет широкий круг уполномоченных субъектов;
- состоит
из административных производств;
- результатом правонаделительной деятельности является правоприменительный акт.
Виды производств административно-
правонаделительного процесса: производство по предложениям и заявлениям граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации
принадлежащих им прав в сфере управления, лицензионно-разрешительное производство, учетно-регистрационное производство, производство по делам о поощрениях,
производство по организационным делам в сфере управления, производство по формированию кадров, административно-договорное производство, производство по
приватизации-национализации собственности, другие производства.
19.7. Административно-юрисдикционный процесс:
понятие, черты, структура
Административно-юрисдикционный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них
юрисдикци-онная деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению конфликтов в сфере государственного управления и применению мер
административного принуждения.
Общие черты административно-юрисдикционного процесса: - является составным элементом (частью) административного
процесса;
- регламентирует правоприменительную деятельность юрисдикционного характера;
- направлен на разрешение конфликта (спора) в сфере государственного
управления, применения мер административного принуждения;
- выступает средством реализации охранительной функции административного права;
- характеризуется
множественностью субъектов осуществления;
- состоит из определенных административных производств;
- результатом является принятие административно-юрисдикционного акта.
Виды административно-юрисдикционных производств: производство по жалобам, производство по применению мер административного
предупреждения, производство по применению мер административного пресечения, административно-процессуальное производство (по применению мер административно-
процессуального обеспечения), дисциплинарное производство, производство по делам об административных правонарушениях.
Бахрах Д.Н. Административное право | Звоненко Д.П. Административное право | Костькова О.В. Административное право | Кушнир И.В. Административное право | Макарейко Н.В. Административное право
|