| Административный процесс
19.1. Понятие, признаки и принципы административного процесса
Юридический процесс – урегулированная правовыми 
нормами совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления деятельности следственных, 
административных и судебных органов. 
Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность 
органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций. 
Признаки административного 
процесса: вид юридического процесса, соотносятся как часть и целое;представляет собой разновидность властной деятельности субъектов 
государственного управления;обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права;целью является достижение определенных 
юридических результатов и разрешение управленческих дел;результаты (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах 
(документах);регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного 
права;обладает определенным строением (структурой).
 
Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе 
административного процесса и раскрывающие его сущность. Принцип 
законности - реализация материальных административно-процессуальных норм должна 
строиться в точном соответствии с административно-процессуальными нормами. Принцип 
процессуального равенства означает: во-первых, равенство сторон 
независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, 
принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств перед законом; во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимообусловленных 
прав, обязанностей и ответственности. 
Принцип материальной истины - решение, принятое в рамках административного процесса, которое должно 
основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения. 
Принцип 
доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным 
статусом. 
Принцип гласности - административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и 
принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса. 
Принцип национального языка - процесс ведется на государственном языке Российской Федерации или языке республики – субъекта РФ, автономной области, 
автономного округа или большинства населения данной местности. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами 
переводчика. 
Принцип быстроты {оперативности) - административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных 
законом. 
Принцип экономичности (малозатратности) - административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты 
по его отправлению. 
Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса - органы 
государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушения административно-процессуальных норм, проявленные при 
этом бюрократизм и волокиту. 
19.2. Административно-процессуальные нормы и отношения
Административно-процессуальная норма вид административно-правовой нормы, определяющий основания, порядок и условия реализации материальной нормы 
административного права. Административно-процессуальная норма регламентирует порядок деятельности органов и должностных лиц государственного управления 
(исполнительной власти) по реализации возложенных на них полномочий. 
Особенности административно-процессуальных норм: являются разновидностью 
административно-правовых норм;выполняют служебную, обеспечивающую роль по отношению к материальным административно-правовым нормам;имеют 
установленную структуру (строение);содержатся в определенных источниках;обеспечиваются принудительной силой государства;нарушение 
административно-процессуальных норм влечет за собой привлечение виновных к юридической ответственности.
 
По сфере регулирования существуют следующие 
виды административно-процессуальных норм: регламентирующие общественные отношения в сфере экономики, регламентирующие общественные отношения в 
административно-политической сфере, регламентирующие общественные отношения в социально-культурной сфере, регламентирующие общественные отношения в сфере 
межотраслевого управления. 
По объему регулирования: общие и специальные нормы. 
По юридической силе: нормы законов и нормы подзаконных 
актов. 
По действию во времени: срочные, бессрочные и специальные нормы. 
По действию в пространстве: действующие в пределах Российской 
Федерации, действующие в пределах региона (федерального округа), действующие на территории субъекта РФ, действующие в пределах муниципального образования, 
локальные, действующие на территории предприятия, учреждения, организации. 
По кругу лиц: нормы общего действия и специальные нормы. 
По видам 
производств: нормы, регулирующие производство административного правотворчества, регулирующие производство по делам о поощрениях, регулирующие 
лицензионно-разрешительное производство, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях, регулирующие другие виды административных 
производств. Административно-процессуальные отношения вид правовых отношений, основанных на административно-процессуальных нормах, возникающих в сфере 
государственного управления, участники которых наделены административно-процессуальными правами и обязанностями. 
Характерные черты административно-
процессуальных отношений: носят управленческий, организационный характер;основываются на административно-процессуальных нормах, являются 
результатом их воздействия на общественные отношения;регулируют деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по реализации 
возложенных на них правомочий;являются вторичным, производным от материальных административно-правовых отношений.
 
19.3. Субъекты административного процесса
Субъекты административного процесса лица, участвующие в управленческом 
процессе, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью. 
Административно-процессуальная правосубъектность - основанная на 
административно-процессуальных нормах способность лица быть субъектом административного процесса. Административно-процессуальная правосубъектность включает 
в себя административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность. 
Административно-процессуальная 
правоспособность - способность лица иметь в силу административно-процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности. 
Административно-
процессуальная дееспособность - способность лица, установленная административно-процессуальными нормами, своими действиями реализовать субъективные права 
и юридические обязанности в административном процессе. 
Виды субъектов административного процесса: физические лица (граждане, почетные 
граждане, лица с двойным гражданством, граждане СНГ (кроме РФ), иностранные граждане, лица без гражданства);государственные органы, предприятия и 
учреждения;государственные служащие;общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения;служащие общественных объединений и иных 
негосударственных формирований.
 Субъекты административного процесса могут выступать в процессе в следующих качествах: субъекта, возбудившего 
управленческое дело;субъекта, полномочного рассматривать (разрешать) управленческое дело и принимать другие юридически властные решения, определяющие 
движение административного дела;стороны административного процесса;третьего лица, т. е. лица, заявившего самостоятельное требование на предмет 
спора;уполномоченного представителя;лица, привлекаемого к административной, дисциплинарной ответственности;лица, защищающего права и интересы 
других лиц;лица, содействующего отправлению административного процесса.
 
19.4. Структура и стадии 
административного процесса
Структура 
и стадии административного процесса – внутреннее строение административного процесса, совокупность 
образующих его административных производств. 
Элементами структуры административного процесса служат административно-нормотворческий, 
административно-правонаделитель-ный (оперативно-распорядительный), административно-юрисдикци-онный процессы. 
Стадии административного процесса – 
относительно самостоятельная часть административного производства, для которой характерны конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление 
результатов. 
Общие стадии административного процесса: анализ управленческой ситуации;рассмотрение дела и принятие решения;исполнение 
принятого по делу решения.
 
Черты стадий административного процесса: регламентируются нормами административно-процессуального 
права;обусловлены логикой всего производства;направлены на решение конкретных задач;характерен определенный круг участников;определенные 
сроки совершения;соответствующее процессуальное оформление.
 
19.5. Административно-нормотворческий процесс: 
понятие и черты
Административно-нормотворческий процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность 
органов исполнительной власти и их должностных лиц по созданию подзаконных нормативных правовых актов в целях создания правовой базы для реализации 
законов. 
Общие черты административно-нормотворческого процесса: является составным элементом (частью) административного процесса;ему 
свойствен неюрисдикционный (позитивный) характер;осуществляется в целях создания правовой базы для реализации законов;реализуется ограниченным кругом 
уполномоченных субъектов;результатом является подзаконный нормативный правовой акт.
 
19.6. Административно
-правонаделительный процесс: понятие, черты, структура
Административно-правонаделительный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению позитивных управленческих дел. 
Общие черты административно-правонаделительного процесса: является составным элементом (частью) административного процесса;направлен на 
создание условий для реализации позитивных задач в сфере деятельности исполнительной власти;в ходе административно-правонаделительного процесса 
разрешаются индивидуально-конкретные управленческие дела;правонаделительную деятельность осуществляет широкий круг уполномоченных субъектов;состоит 
из административных производств;результатом правонаделительной деятельности является правоприменительный акт.
 
Виды производств административно-
правонаделительного процесса: производство по предложениям и заявлениям граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации 
принадлежащих им прав в сфере управления, лицензионно-разрешительное производство, учетно-регистрационное производство, производство по делам о поощрениях, 
производство по организационным делам в сфере управления, производство по формированию кадров, административно-договорное производство, производство по 
приватизации-национализации собственности, другие производства. 
19.7. Административно-юрисдикционный процесс: 
понятие, черты, структура
Административно-юрисдикционный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них 
юрисдикци-онная деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению конфликтов в сфере государственного управления и применению мер 
административного принуждения. 
Общие черты административно-юрисдикционного процесса: является составным элементом (частью) административного 
процесса;регламентирует правоприменительную деятельность юрисдикционного характера;направлен на разрешение конфликта (спора) в сфере государственного 
управления, применения мер административного принуждения;выступает средством реализации охранительной функции административного права;характеризуется 
множественностью субъектов осуществления;состоит из определенных административных производств;результатом является принятие административно-юрисдикционного акта.
 Виды административно-юрисдикционных производств: производство по жалобам, производство по применению мер административного 
предупреждения, производство по применению мер административного пресечения, административно-процессуальное производство (по применению мер административно-
процессуального обеспечения), дисциплинарное производство, производство по делам об административных правонарушениях.
 
 Бахрах Д.Н. Административное право | Звоненко Д.П. Административное право | Костькова О.В. Административное право | Кушнир И.В. Административное право | Макарейко Н.В. Административное право
 |