Афонина А.В. Правоведение

Систематизация законодательства

Систематизация законодательства – деятельность компетентных государственных органов с соответствующими полномочиями по упорядочиванию действующих нормативных актов. Формы систематизации:

1)  учет законодательства – необходим для удобства пользования, учету подлежат все нормативно-правовые акты. Для проведения учета необходимо проведение следующих действий:

  • сбор нормативных актов;
  • обработка;
  • систематизация;
  • передача на хранение уполномоченным государством органам.

Производится учет следующих документов:

  • федеральных конституционных законов;
  • федеративных законов;
  • указов Президента;
  • нормативных актов и постановлений Правительства;
  • актов федеральных органов исполнительной власти;
  • законов субъектов Федерации;
  • актов органов местного самоуправления;
  •  разъяснений Пленума Верховного Суда;
  • постановлений Конституционного Суда.

Виды учетов:

  • журнальный учет,
  • картотечный учет,
  • автоматизированный учет – данный вид учета производится с помощью компьютерного учета в программах «Гарант», «Консультант- плюс» и др.;

2)  инкорпорация – объединение правовых норм в своды или сборники законодательства. В зависимости от субъекта, проводящего инкорпорацию, она может быть:

  • официальной – проводится инкорпорация государственных документов и формируется свод законодательства страны;
  • полуофициальной – она производится по принципу объединения всех документов одного ведомства в один сборник;
  • неофициальной – в результате ее производится выпуск сборников законов или иных нормативных актов по инициативе частных лиц;

3)  консолидация – объединение нормативно-правовых актов по принципу общности предмета регулирования. Она осуществляется только уполномоченными на то органами.

Консолидация – вид правотворчества;

4)  кодификация – деятельность по переработке действующих нормативно-правовых актов, связанных общностью общественных отношений, и создание в результате на их основе нового сводного нормативного акта (кодекса, основ законодательства, положений и иных актов). Данный акт имеет сложную структуру, большой объем и играет важную роль в общественно-правовой сфере. Отношение личности к праву называется правосознанием. Оно является составным элементом правовой культуры. В зависимости от ряда факторов правосознание приобретает определенную структуру. В нее входит отношение общества к праву, знания конкретной личности о праве, уровень правовой образованности, система ценностей индивида и желание его соблюдать правовые нормы.

Повышение уровня правосознания предназначено для выполнения следующих функций:

  1. распространение юридической информации в обществе;
  2. позволяет отдельным индивидам верно оценивать правовые явления;
  3. позволяет повысить в обществе уровень правомерного поведения.

Правосознание подразделяется на следующие виды в зависимости от:

  1. субъекта: индивидуальное; коллективное; массовое; общественное;
  2. уровня:  обыденное; профессиональное.


Афонина А.В. Правоведение | Бошно С.В. Правоведение | Кушнир И.В. Правоведение | Шалагина М.А. Правоведение