Каталог статей |
Стыцюк Р.Ю., Артемьева О.А. Туристская инфраструктура как основа функционирования рынка туристских услугПод категорией «рыночная инфраструктура» подразумевается совокупность инструментов, форм, методов и процессов, обеспечивающих общие условия нормального функционирования рыночной экономики. Для успешного функционирования туристского хозяйства необходима оценка уровня развития технологической инфраструктуры. Поэтому сбор и обработка соответствующей информации становится задачей исследователя, работающего в области как экономики, так и географии туризма. Надо отметить, что в настоящее время нужные информационные массивы в этой области попросту отсутствуют. Особенно, если дело касается оценки туристского потенциала целостных территориально-административных образований. Однако, для бизнесмена, работающего в области туризма, такая информация абсолютно необходима, поскольку без нее становится невозможными все расчеты, связанные с определением объемов инвестиций, эксплуатационных затрат, уровня рентабельности туристского проекта. Для сбора такой информации, прежде всего, необходимо выяснить содержание термина «туристская инфраструктура».Само понятие «туристской инфраструктуры» является сейчас весьма неопределенным. Следует отметить, что ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет исследований, хоть в какой-то мере посвященных содержательному смыслу этого термина, хотя он и не является новым. Чаще всего под ним понимают всю совокупность материально-вещественных элементов, обслуживающих туристскую деятельность. Такой подход возможен, но для анализа он является неоперациональным, поскольку содержательный смысл термина становится слишком широким. Он охватывает и культурологические объекты, и ландшафты, и жилищно-коммунальное хозяйство, и транспортную сеть, и социально-бытовую инфраструктуру, и совокупность туристических фирм. При этом получается, что туристская инфраструктура становится тождественной не только общетерриториальной инфраструктуре, но и захватывает значительный сектор всего территориального хозяйственного комплекса. Понятие туристской инфраструктуры можно использовать в двух значениях - «узком» и «широком». В узком значении в нее следует включить объекты, специально созданные для обслуживания туристов, и которыми местное население практически не пользуется. По преимуществу это объекты гостиничного хозяйства, туристские базы, специальный транспорт. В широком смысле туристская инфраструктура выступает как производная от общетерриториальной (муниципальной) хозяйственной инфраструктуры, т.е. от уровня развития всего территориального хозяйственного комплексами собственно туристская инфраструктура («узкий смысл») выступает как его составляющая. Такое разделение в чем-то похоже на рассмотрение отраслей как «чистые» либо «хозяйственные». «Узкий» смысл соответствует «хозяйственному» подходу, «широкий» - «чистому». Ясно, что территориальная энергосистема, например, обслуживает все территориальные объекты, независимо от функциональной роли последних, в том числе и туристические. И в этом смысле она может быть отнесена к туристической инфраструктуре. Вопрос о развитии туристской инфраструктуры в этом случае ставится так: в какой мере мощностей территориальной энергосистемы хватит на обслуживание вновь создаваемых туристических объектов? Однако, на отдаленной туристской базе может функционировать самостоятельный, автономный энергоблок, обслуживающий только данную базу. Первый пример иллюстрирует широкую трактовку термина, второй - узкую. Применимость того или иного подхода зависит от исследовательской позиции. В данном случае мы используем «узкий» подход, поскольку «широкий» не позволяет провести системную демаркационную границу между элементами туристских ресурсов территориального ареала. Таким образом, под туристской инфраструктурой следует понимать часть рыночной инфраструктуры, расположенной на территории какого-либо региона, назначение которой состоит в том, чтобы обеспечить функционирование рынка туристских услуг на соответствующей территории (что должно выражаться в массовом процессе принятия совместных решений продавцами и покупателями о заключении сделок купли-продажи туристских и услуг). Необходимость выделения туристской инфраструктуры в основу формирования и функционирования рынка туристских услуг объясняется тем, что, например, при прочих равных условиях, более высокий уровень развития инфраструктуры не только в стране, но и в каждом регионе предопределяет предпочтительность размещения новых туристских объектов. Территориальная туристская инфраструктура подразделяется на предприятия и организации отраслей производственной, социальной и институциональной инфраструктуры. При этом под социальной инфраструктурой понимается комплекс отраслевых предприятий, структур, связанных с воспроизводством рабочей силы: учреждения здравоохранения, образования в сфере туризма, розничная торговая сеть, предприятия массового питания, структуры пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сферы организации досуга и другие. Производственная инфраструктура сферы туризма – туристские фирмы, агентства, средства размещения и т. д. Институциональная туристская инфраструктура – муниципальные органы, регулирующие сферу туризма, объединения, ассоциации в сфере туризма. Таким образом, инфраструктура туризма обеспечивает тесное единство трёх своих видов: социального (по удовлетворению потребностей туристов), производственного (получение прибыли от турбизнеса) и институционального (регулирование и мониторинг туристской сферы со стороны различных структур). Рассматривая туризм, как вид предпринимательской деятельности, можно выделить следующие основные блоки функционирования территориальной туристской инфраструктуры: · инфраструктура должна обеспечить условия не только для функционирования туристских предприятий, действующих на базе различных форм собственности, но и их эффективное и устойчивое развитие; · инфраструктура должна способствовать возникновению и появлению новых партнёрских связей, взаимодействующих с её составляющими элементами; · инфраструктура должна быть адекватна потребностям туристских предприятий с учётом их функциональной специализации, пропускной способности туристских объектов и др.; · инфраструктура должна быть не только доступна всем предпринимательским структурам туристского рынка (по дислокации, стоимости деловых услуг, информированности о реальных возможностях и т.д.), но и обеспечивать возможности решения важнейших проблем развития туристского бизнеса (доступ к информационным системам, подготовка кадров и повышение квалификации предпринимателей, менеджеров, технического персонала для туристского сектора экономики, финансовое, налоговое, правовое консультирование и др.); · обеспечение достоверными и своевременными статистическими данными, а также мониторинг деятельности субъектов рынка туристских услуг. Проблемы развития территориальной туристской инфраструктуры концентрируются в трех основных направлениях. Во-первых, это специфические проблемы, возникающие в ее отдельных блоках. Во-вторых, это проблемы общего уровня развития территориальной туристской инфраструктуры, который может оказаться недостаточен для полноценного функционирования регионального туристского рынка. В-третьих, это проблемы, связанные с диспропорциями в соотношении уровней развития отдельных блоков региональной туристской инфраструктуры. В последнем случае нужно иметь в виду, что эти блоки взаимно дополняют друг друга, а потому отставание одной из них практически не может быть компенсировано чрезмерным развитием остальных.
Литература: 1. ФЗ от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» 2. Дурович А.П. Маркетинг в туризме. – М.: Инфра-М . 3. Сребник Б. В. Маркетинг. – М.: Высш. шк., 2008 . 4. Юрик, Р.А. Анализ состояния российского рынка туристских услуг / Р.А. Юрик // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. № 2 (46)
|