Каталог статей |
Сизикин А.Ю. Организационно-экономические основы развития самооценки предприятий в управлении качеством продукции (услуг)Качество сегодня – это необходимая предпосылка для существования в бизнесе и рассматривается как сильное конкурентное преимущество. Оно обеспечивает высокую лояльность потребителей, высокую долю рынка и высокие дивиденды для инвесторов, а также более низкие расходы и меньшую уязвимость в ценовой конкуренции.Ключевым объектом менеджмента качества в современной России является промышленное предприятие (ПП) реального сектора экономики. В отличие от постиндустриальных стран, в большинстве отечественных предприятий системы менеджмента качества (СМК) не стали доминирующими в идеологических и, как следствие, в технологических форматах производственной, финансово-хозяйственной и управленческой деятельности, что и порождает проблему их конкурентоспособности, и зачастую – и просто экономической устойчивости. Современные воззрения на менеджмент качества предприятий и организаций определяют самооценку как важнейший инструмент непрерывного улучшения деятельности. При проведении самооценки происходит выяснение представлений и мотивов предприятия (чего мы хотим), собственных качеств (какие мы есть), положения дел в организации (о чем мы думаем, чему придаем значение) и отношения к основной деятельности (как мы работаем). В рамках действия системной парадигмы управления качеством самооценка менеджмента качества предприятий и организаций трактовалась как постоянное удовлетворение всех требований потребителей за счёт совершенствования своей деятельности [1]. Усиление позиций информационной парадигмы качества, когда признано, что «качество есть информация о свойствах объекта», позволяет расслаивать самооценку как встроенную конструкцию модели организации любого типа хозяйственных систем и, в отличие от других элементов модели, отражает достижение системной прогрессивной динамики количественных и качественных критериев качества [2]. Современный менеджмент направлен на создание таких систем управления, которые должны быть ориентированы, прежде всего, на качество, а также должны быть результативными и эффективными. Большое значение для эффективного функционирования СМК ПП имеют ее входные элементы, такие как качество человеческого ресурса, предметов труда и средств труда. При этом очень важно обеспечить пропорциональность и оптимальное соотношение между этими и другими элементами системы, потому, что непропорциональное повышение качества одного процесса СМК, при неизменном качестве других, может вызвать кратковременное повышение качества продукции/услуги, которое вскоре замедляется и может совсем прекратиться, несмотря на повышение качества одного из элементов. Таким образом, способность ПП достигать своих стратегических целей, обеспечивая конкурентоспособность предоставляемых продукции/услуг, определяется эффективностью действующей на нем модели самооценки СМК (рис. 2).
Схема способов самооценки по повышению запаса устойчивости конкурентоспособности ПП для различных типов стратегии процессов повышения качества продукции/ услуг приведена на рис. 3.
Рис. 3. Схема стратегий самооценки процессов управления качеством ПП: «слабо», «средне», «сильно» - характеристики турбулентности процессов СМК; виолент – виолентная («силовая» (командная) стратегия повышения качества; эксплерент – инновационная стратегия повышения качества; коммутант – приспособительная стратегия повышения процессов качества; патиент – нишевая стратегия повышения качества
Таким образом, стратегия развития самооценки позволяет разрабатывать оперативный план мероприятий, направленный на повышение качества продукции (услуг) предприятий и организаций в соответствии со своими возможностями Литература: 1. Конти, Т. Самооценка
в организациях / Т. Конти ; пер. с 2. Официальный сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт): [сылка более недоступна}
|