Каталог статей |
Безрукова Т.Л., Кириллова С.С. Принципиальный подход к классификации инноваций в системе научно-образовательных центровНа современном этапе развития общественного производства прогрессивные нововведения находят реальное воплощение в сложных, наукоёмких продуктах, диверсификации производственной деятельности, энергосберегающих и высоких технологиях. В инновациях, направленных на совершенствование торговой деятельности, ценовой политики, сопутствующих услуг, улучшение условий и характера труда, психологического климата и взаимоотношений, кроме того, в оптимизации организационной структуры, совершенствовании стиля и методов принятия решений, новых средств обработки и анализа информации, в снижении издержек производства, в улучшении конечных финансовых показателей [2].Проблема активизации, увеличения масштаба и совершенствования управления инновационной деятельностью наукоемких промышленных комплексов достаточно широко освещается в многочисленных книгах, монографиях, статьях и диссертационных исследованиях последних лет. Тем не менее, наблюдается низкий уровень активности предприятий и организаций, которые осуществляют разработку и внедрение инноваций, а более 90% вообще не участвуют в инновационной деятельности. Причин тому много, но главные из них – это неэффективные организационные и хозяйственные механизмы управления инновационной деятельностью, отсутствие благоприятных условий для подъема инновационной активности основной массой наукоемких предприятий, сложившийся за последние годы низкий уровень восприимчивости промышленности к активному внедрению новшеств. Одним из реализующих инновации направлений внедрения научных разработок в практику являются научно-образовательные центры (НОЦ). Выполнение инновационной образовательной программы НОЦ основывалось на следующем понимании инноваций. Под инновацией (англ. "innovation" – нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия "новшество", "нововведение", "инновация" нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия. Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание "нововведение" в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным благом. [2] Понятие "инновации" как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций: использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства; внедрение продукции с новыми свойствами; использование нового сырья; изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения; появление новых рынков сбыта. [2] В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. [1] Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций. В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий). По месту инноваций в системе (на предприятии) можно выделить: инновации «на входе» предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.); инновации «на выходе» предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.); инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической). В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации: радикальные (базовые), улучшающие, модификационные (частные). [3] Основными критериями классификации инноваций для научно-образовательных центров, на наш взгляд, должны быть: комплексность набора учитываемых классификационных признаков для анализа и кодирования; возможность количественного и качественного определения критерия; научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации. Предлагаем следующую классификацию инноваций (рисунок 1).
Отметим, что распространенное определение инноваций связано с практическим, преимущественно коммерческим использованием новых знаний и идей, когда конечным результатом инновационной деятельности является коммерческий успех. В этом случае предполагается, что инновация – это материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания, управления. Инновационный продукт выходит на рынок, принимается рынком и в дальнейшем приобретает коммерческую ценность, что в научно-технической сфере определяется широко распространенным термином «коммерциализация» результатов научной деятельности. На наш взгляд, инновация в системе НОЦ – это продукт интеллектуальной деятельности, полученный в результате научно-практических исследований и разработок и позволяющий внедрение в практическую (производственную) деятельность. Исходя из предложенной классификации инноваций для научно-образовательных центров, базисным элементом инновационного процесса НОЦ является достижение нового уровня знаний в различных сферах, которое затем преобразуется через ряд обязательных этапов, таких как мероприятия по охране интеллектуальной собственности, новаций в науке и образовании, вложение капитала и др. в социальные, экологические, экономические блага.
Литература: 1. Безрукова, Т.Л. Создание научно-образовательных центров и их роль в повышении эффективности образовательной деятельности и научных исследований [Текст] / Т.Л. Безрукова, А.Н. Борисов, С.С. Кириллова // «ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия» – 2011. – №9. – С. 7-11. 2. Анисимов Ю.П. Управление устойчивым развитием предприятия на основе инноваций и интрапренерства [Текст] : моногр. / Ю.П. Анисимов, Ю.В. Журавлев, Г.Д. Черткова, А.В. Соломка ; ВГТА. – Воронеж : ВГТА, 2006. – 403 с. 3. Безрукова Т.Л. Горизонтальные интегрированные структуры в малом бизнесе мебельной промышленности в условиях рынка [Текст] / Т.Л. Безрукова Т.Л., С.С. Кириллова // Тезисы к докладу к 15-му Всероссийскому студенческому семинару «Проблемы управления» 25-26 апреля 2007 года С. 57-58. |