Каталог статей | |||||||||||||||||||||
Любанова Т.П., Зозуля Д.М. Концепция бизнес-модели инженерного маркетингаРассматривая сущность понятия «бизнес-модель», обратимся к семантике данного выражения. «Бизнес» (от англ.) – предпринимательская, экономическая деятельность, приносящая доход, прибыль; «модель» (от лат.) – мера, образец, воспроизведение чего-либо.В этом аспекте «бизнес-модель» – это способ ведения предпринимательской деятельности через определенную структурную наполняемость ее воспроизведения. В зарубежной практике широко используются бизнес-модели для описания целей, стратегий, инфраструктуры, потребительского аспекта работы предприятия, организационных структур, операционных процессов и т.д. Краткий экскурс в историю зарубежной практики показывает, что бизнес-модели могут быть созданы в самых различных видах, некоторые из которых представлены в таблице 1. Таблица 1 Виды бизнес-моделей
Помимо приведенных в таблице 1, за рубежом используются также другие виды бизнес-моделей. Их разнообразие объясняется, во-первых, различными способами получения дохода в разных отраслях, во-вторых, гибкостью, возможностями, способностью организации к обновлению, в-третьих, профессионализмом топ-менеджмента и всего персонала, а также прочими условиями. Представляется, что в современных условиях хозяйствования нужно не только действовать, но и думать по-другому, поэтому каждая организация могла бы повысить эффективность деятельности при использовании специально разработанной именно для нее бизнес-модели. Анализируя сущность и виды бизнес-моделей, а также адаптируя предложенные Остервальдером, Чесбрухом, Розенблумом концепции, представляется возможным и эффективным создание концепции бизнес-модели инженерного маркетинга. Бизнес-модель инженерного маркетинга направлена на системное использование комплекса инженерного маркетинга для достижения целей предприятия и предполагает маркетинговое видение у инженеров и их эффективное взаимодействие с маркетологами промышленного предприятия. В этом аспекте конкурентоспособность продукции и предприятия зависят от маркетинговой идеологии инженеров всех уровней, т.е. можно утверждать, что инновационный потенциал предприятия во многом определяется соответствующей компетенцией инженерного персонала – рыночными знаниями. Благодаря использованию бизнес-модели инженерного маркетинга может возникнуть то единство работы инженеров и маркетологов, которое и приведет к достижению ключевых факторов успеха в рыночных условиях хозяйствования. Воспользуемся концепцией одной из известнейших в зарубежной практике бизнес-моделей «приманка и крючок» (“bait and hook”) для раскрытия предлагаемого подхода. Используя бизнес-модель инженерного маркетинга, предприятие, к примеру, может предложить потребителю конкурентоспособный товар по низкой цене и с соответствующими качественными параметрами, что будет «приманкой» для потребителя, а дополнительные услуги могут быть «крючком». Однако в ряде случаев, когда качественные параметры у данного производителя и его конкурентов схожи, можно рассматривать «приманку» как выгодные условия для потребителя, а «крючок» как решающее преимущество производителя перед конкурентами, позволяющее ему расширять количество потребителей и удерживать именно данного конкретного потребителя. Используя данный подход, можно привести характерные для отечественных предприятий примеры по возможному применению бизнес-модели инженерного маркетинга: - благодаря использованию инженерных решений (снижение трудоемкости и улучшение организации производства – production, price) станкозавод предлагает станки более дешевые, чем у конкурентов, – «приманка», с предоставлением дополнительной услуги, например, предложением возможности их инсталляции в автоматическую линию, необходимую промышленному предприятию, – «крючок»; - промышленные предприятия и научно-исследовательские организации предлагают на рынок научно-технических нововведений интеллектуальную и материальную продукцию (product) по более низкой, чем у конкурентов, цене (price) и соответствующего качества (product, public relations) – «приманка», с сопутствующими услугами различных видов: промышленный дизайн, консалтинг, инжиниринг и пр. («крючок»); - предприятие предлагает на рынок научно-технических нововведений товар, предназначенный для конкретного потребителя (people) с помощью инженерных решений через кастомизацию («приманка») и с использованием цифровых технологий (processing) для организации возможности онлайн-выбора (определенных компонентов) изделия («крючок»); - одно промышленное предприятие предлагает другому производить определенные нужные ему детали и комплектующие с улучшенными качественными параметрами, используя аутсорсинг («приманка») с подписанием долгосрочного договора («крючок»). Адаптируя идеи Остервальдера о шаблоне бизнес-модели, Чесбруха и Розенблума о каркасе бизнес-модели, можно предложить бизнес-модель инженерного маркетинга, предполагая, что она содержит следующие блоки и соответствующие им показатели (рисунок 1):
Рисунок 1. Бизнес-модель инженерного маркетинга a) Ориентация на потребителя (people): 1) взаимоотношения с потребителями (долгосрочные связи, кастомизация, персонификация через цифровые и программные технологии, участие потребителя в производстве); 2) создание добавленной ценности для потребителя через инженерные решения, и его удовлетворенность. b) Товары и услуги (product): 1) широкая номенклатура и ассортимент товаров и услуг; 2) возможность выбора товаров и услуг по каталогу; 3) промышленный дизайн; 4) качественные параметры; 5) сервисное обслуживание. c) Технологии, способ и процесс производства (production): 1) предложение научно-технических нововведений на стадиях НИОКР, производства и реализации продукции; 2) организация производственного процесса как бизнес-процесса (постоянное совершенствование для достижения гибкого, способного к обновлению производства). d) Цена продукции, как средство донесения до потребителя ценности полезных свойств товара с более низкими затратами у производителя (price): 1) снижение трудозатрат; 2) улучшение организации производства и реализации продукции; 3) формирование наиболее выгодной (для производителя и потребителя) цены товара на основе снижения затрат на производство с обеспечением соответствующих качественных параметров, в т.ч. снижение затрат в эксплуатации. e) Продвижение продукции (promotion): 1) использование инженерных решений в продвижении товара (онлайн возможности, цифровые и программные технологии, экспертные мнения и оценки и пр.); 2) обеспечение технической составляющей мероприятий по продвижению продукции предприятия, в том числе рекламных мероприятий (организация и участие в проведении онлайн-конференций, форумов, оснащение конференц-залов для презентаций и т.д.). f) Связи с общественностью (public relations): 1) формирование привлекательного имиджа предприятия у существующих и потенциальных потребителей путем производства товаров необходимого качественного уровня (конкурентоспособных) с использованием инженерных решений; 2) участие в проведении мероприятий в области связей с общественностью. g) Место продажи продукции (place): 1) применение методов оптимального оснащения и организации места продажи товаров через инженерные решения с целью соответствия нуждам потребителей. h) Доступ к ресурсам Интернет и другим базам данных (provider): 1) организация доступа и использования сетевых ресурсов и баз данных для разработки лучших предложений, более конкурентоспособной продукции, проведения других операций; 2) создание сайта предприятия. i) Применение информационных технологий и систем в маркетинге (processing): 1) использование информационных технологий и систем при разработке инженерных решений по комплексу инженерного маркетинга; 2) применение программных продуктов CRM (система управления взаимоотношениями с клиентами), CSRP (планирование ресурсов предприятия, ориентированное на потребителя) и т.д. 3) программная поддержка потребителя. Предлагая концепцию бизнес-модели маркетинга инженерных решений, мы предполагаем, что она направлена на: - формализацию взаимосвязанных маркетинговых средств оптимального воздействия предприятия на целевой рынок через инженерные решения; - формирование «рыночного образа мышления и образа действия» посредством повышения профессионального уровня инженеров и привития им маркетинговой идеологии.
Литература: 1. Любанова Т.П., Зозуля Д.М., Мясоедова Л.В., Щерба Л.М., Шумская Н.Н. Инженерный маркетинг как новая парадигма в эволюции маркетинга и инструмент инновационного развития организации: монография/ Т.П. Любанова., Д.М. Зозуля, Л.В Мясоедова. и др. – Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2011. – 164с. 2. Chesbrough, H., Rosenbloom, R. S. The Role of the Business Model in captualue from Innovation: Evidence from XEROX Corporation’s Technology Spinoff Companies. Boston, Massachusetts: Harvard Business School, 2000. – 90 p. 3. [сылка более недоступна} информация бесплатной онлайн энциклопедии.
| |||||||||||||||||||||