Каталог статей

Ткач А.В., Приходченко Я.В.

Инновационные технологии в деловой оценке персонала

Актуальность. В процессе развития рыночных отношений, ужесточения конкуренции в различных сферах деятельности, компании вынуждены заботиться об эффективной работе персонала. Именно поэтому, сегодня так много внимания уделяется деловой оценке, как при приеме на работу, так и в процессе осуществления должностных обязанностей. В последнее время наблюдается переход от различных традиционных методов оценки персонала к более совершенным и более актуальным, к числу которых относятся: assessment – центры, психодиагностика, использование полиграфа, оценка компетенций с помощью экзаменов, деловых игр и других «учебных» технологий. Данной проблемой занимается Кандидат экономических наук Наталия Киршева, которая посвятила свою работу оценки персонала и новым assessment технологиям.

Крупные компании очень часто обращаются в специализированные assessment – центры, которые работают по следующим принципам: моделирование ключевых моментов деятельности, разработка системы критериев оценки для каждой программы, испытание различными взаимодополняющими техниками и упражнениями, оценка каждого участника несколькими наблюдателями, оценка реального поведения. В центрах оценки применяется комплекс методов, причем они могут быть как индивидуальными, так и групповыми; здесь создается всесторонняя оценка работника: его профессионализм, цели и идеи, оценку уровня собственных достижений и неудач, ориентированность на профессиональный рост, коммуникативные и организационные навыки, способности к аргументации своей точки зрения, динамичность и гибкость мышления; управленческие способности кандидата; оцениваются качества, существенно влияющие на поведение человека. По результатам работы assessment – центра часто принимаются управленческие решения по поводу повышения в должности, зачисления в кадровый резерв или даже увольнения с   должности [1].

Становятся популярными методы психодиагностики, в ходе которых профессиональные психологи с помощью специальных тестов, упражнений оценивают наличие и степень развития определенных характеристик у сотрудника. Комплексная психологическая оценка персонала позволяет психологу, работающему в организации и имеющему дело с большим объемом информации, объединить тесты в единую гибкую систему. Комплекс MMPI II представляет сегодня самый передовой уровень психодиагностического инструментария, включает методики для качественной психологической оценки персонала организации. Комплект незаменим в практической работе и оценке персонала. Полный комплект для Windows содержит  19 методик оценки персонала, например:

1. Методика Л.Сонди. Используется для дифференциально-диагностических целей, исследования выделенных свойств и личности в целом.

2. Тест Люшера предназначен для изучения неосознаваемых, глубинных проблем личности, актуального состояния, базисных потребностей, индивидуального стиля, типа реагирования и адаптированности.

3. Методика Йовайши позволяет быстро и эффективно провести диагностику интересов и профессиональных склонностей личности, может применяться при профотборе, приёме на работу, профконсультации, выявлении структуры интересов.

4. Методика Басса-Дарки  специально разработана для диагностики враждебных и агрессивных реакций личности. Позволяет измерить уровень физической агрессии, косвенной агрессии, общей раздражительности, негативизма, обидчивости, подозрительности, вербальной агрессии, чувства вины.

5. Опросник СМИЛ 566 ориентирован на комплексную диагностику: типа темперамента, стиля поведения, степени адаптации, эмоционального состояния, профпригодности [2].

Cамыми интересными методами деловой оценки персонала являются деловые игры, кейс-метод, групповые дискуссии, различного рода тесты и экзамены. Все большую популярность приобретает кейс-метод, который предполагает анализ сотрудником определенной ситуации, выявление проблем и предложение путей их решения. В этом случае можно оценить профессиональные знания и личностные характеристики, умение выявлять проблемы и отстаивать свою точку зрения, способность четко излагать мысли и приводить аргументы.

Оценить сотрудника можно, предложив ему задание в виде теста или экзамена. Все чаще компании приобретают различные обучающие программные пакеты, предоставляют своим работникам возможность обучения с отрывом от производства на различных семинарах и тренингах.

Деловая оценка качества персонала организации – это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места.

Таким образом, можно сказать о том, что оценка должна осуществляться в соответствии с показателями эффективности результативности профессиональной служебной деятельности персонала, а так же в интересах обеспечения уровня их профессионализма, соответствующего требованиям задач и функций современного работника.

 Литература:

1. Мелихов Ю.Е. Малуев П.А. Управление персоналом. Портфель надежных технологий: учебно-практическое пособие. – М.: Дашков и Ко,2008.

2. Свинарчук И. Технология прямого поиска персонала / Свинарчук И. // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2007. - №11.