Каталог статей |
Денисенко В.И., Товпинец М.М. Обзор инновационных идей по выводу России из кризисаДанная статья посвящена обзору инновационных идей по выводу России из кризиса. Для реализации вышеуказанной цели были проанализированы причины возникновения экономического кризиса в США, который вызвал спад материального производства США, который через систему перекрестных торговых связей и другие каналы распространился на другие страны; рассмотрено положение дел на мировом рынке и определены ключевые проблемы; определено влияние мирового кризиса на российскую экономику; рассмотрены инновационные пути выхода России из кризиса в работе правительства, на различных уровнях управления, инновации в перестройке отраслей, в «технических прорывах».Важность инновационной деятельности для стабильного экономического развития и государственного регулирования этого процесса в настоящее время признается не только в развитых странах, но и в большинстве государств мира, включая и Россию, о чем свидетельствуют недавно принятые на самом высоком уровне программные документы, в первую очередь "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу". На реализацию данного выбора влияют многие факторы, как внутренние, так и внешние. Сегодня уже ясно, что "без определения долгосрочных целей социально-экономического развития и путей их достижения, учитывающих как исторические, социально-экономические и геополитические реальности России, так и закономерности современного этапа общемирового развития, экономическая политика нашего государства не будет иметь реальной перспективы". В октябре - декабре 2008 г. правительством Российской Федерации уже реализован комплекс антикризисных мер, важнейшими среди которых являются мероприятия по обеспечению устойчивости финансовой и банковской системы, поддержке реального сектора (общесистемные меры), поддержке отдельных отраслей, развитию малого и среднего бизнеса, а также регулированию на рынке труда и социальная поддержка граждан. В соответствии с проектом программы антикризисных мер, в 2009 году правительство Российской Федерации будет осуществлять свою деятельность исходя из следующих семи основных приоритетов: - выполнение в полном объеме публичных обязательств государства перед населением. Оказание поддержки гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период мирового экономического кризиса; - сохранение и усиление промышленного и технологического потенциала будущего роста; - развитие внутреннего спроса как основы посткризисного восстановления экономики и ее последующего поступательного развития; - активизация и ускорение модернизации страны, переход к инновационному типу развития экономики; - снижение административных барьеров для бизнеса, подготовка нового комплекса мер, позволяющих малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса; - нормализация функционирования финансового сектора, включая банковскую систему и фондовый рынок; - проведение ответственной макроэкономической политики, предполагающей, в том числе взвешенную бюджетную политику и поддержание равновесного обменного курса рубля. Для соблюдения указанных приоритетов предполагается реализация следующих направлений:
1. Усиление социальной защиты населения, обеспечение гарантий социальной и медицинской помощи, государственная поддержка сферы занятости. В рамках данного направления предполагается дальнейшее развитие приоритетного национального проекта "Здоровье", реализация мероприятий активной политики занятости, в том числе переобучение и переквалификацию, оказание адресной поддержки гражданам, в том числе в переезде в другую местность для трудоустройства. 2. Сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала. Предусматривается, что предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, но попавшие в сложную ситуацию из-за отсутствия доступа к кредитам и временного снижения спроса на их продукцию вправе рассчитывать на поддержку государства. В рамках данного направления раскрыты меры, касающиеся общей поддержки реального сектора, а также меры, направленные на поддержку отдельных отраслей экономики, в частности, сельского хозяйства, автомобилестроения, жилищного строительства, металлургии, а также оборонно-промышленного, транспортного и лесопромышленного комплексов. 3. Снижение административного давления на бизнес. Отмечается, что в 2009 году будет усилена деятельность по предотвращению и пресечению действий коррупционного характера. Будет продолжена работа по устранению излишних административных барьеров, установлены льготные тарифы на технологическое присоединение к электрическим сетям, а также льготные арендные ставки при аренде малыми и средними компаниями федерального имущества. 4. Повышение устойчивости национальной финансовой системы.
В рамках обеспечения устойчивости финансовой системы предполагается реализация мероприятий по трем основным направлениям: расширение ресурсной базы и повышение ликвидности всей финансовой системы; повышение доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора; обеспечение санации банков, испытывающих трудности. 5. Макроэкономическая политика. Приводятся меры по поддержанию макроэкономической устойчивости, взвешенной бюджетной политики, снижению темпов роста инфляции, повышению доверия к рублю, расширению банковского кредитования и его удешевления для предприятий и граждан. 6. Реализация антикризисных мер в субъектах Российской Федерации. Предусматривается, что поддержка бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета будет осуществляться с учетом: - реализации принятых правительством Российской Федерации решений о снижении уровня софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, на которые - предоставляются субсидии из федерального бюджета; - сокращения направлений предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с одновременным увеличением объемов оставшихся субсидий и концентрации их на решении 3-4 наиболее важных первоочередных для регионов задач; - обеспечения компенсации выпадающих доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации путем совершенствования существующего механизма предоставления дотаций. Предполагается организация на региональном уровне системы взаимодействия по реализации приоритетных инвестиционных проектов, которая должна включать как организацию взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций, так и интеграцию финансовых ресурсов бюджетов всех уровней, средств государственных корпораций, средств частных инвесторов, привлечения заемных ресурсов. Усилия по поддержке реального сектора экономики будут сосредоточены в первую очередь на поддержке градообразующих предприятий и организаций. Таким образом, реализация предлагаемых мер позволит гражданам России и национальному бизнесу пройти через кризис без серьезных экономических потерь. |