Каталог статей |
Лактюшина Наталья Федоровна Эффективность производства качественной продукции в УкраинеПроблема выпуска конкурентной продукции на внутреннем рынке и продажа её за рубеж невозможна без обеспечения соответствующего качества и минимальных затрат на производство. На данном этапе этот вопрос является очень актуальным, и детальное его исследование поможет нам найти эту самую зависимость конкурентоспособности от качества.Качество продукции или услуг является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации. В это время во всем мире заметно усилились требования, которые предъявляются потребителем к качеству продукции. Усиление требований сопровождается осознанной всеми необходимостью постоянного повышения качества, без чего невозможно достижение и поддержка эффективной экономической деятельности. Качество сегодня - главный критерий оценки продукции. Оно определяет уровень жизни каждого человека и общества в целом. Оно является индикатором высокого стандарта или уровня совершенства, и не случайно, производитель, рекламируя свою продукцию, говорит о её качестве. Уровень качества продукции определяется на основе системы показателей её качества. Под определением показателя качества подразумевается нахождение его значения. Для этого на практике в зависимости от специфики продукции применяются множество методов: Рассмотрим один из них – метод Гребнева. Алгоритм расчета конкурентоспособности товара Гребнева включает следующие этапы [1],[2]: 1.Разработка на основе знания рынка и требований к товару совокупность показателей его качества. 2.Выбор из этой совокупности несколько важнейших показателей (параметров качества). 3. Получение количественных характеристик значимости (ai) каждого из i-го параметра путем опроса эксперта. 4. Формирование модели эталона, т. е. образца товара в разрезе выбранных параметров с позиции покупателей, с заданием его количественных оценок. 5. Разработка количественных оценок тех же самых параметров качества по своему изделию и по изделию конкурентов. 6. Оценка уровня качества или потребительского эффекта своего товара и товара конкурентов по формулам: , , где количественная оценка i-го параметра качества соответственно по своему изделию и по изделию конкурента; - количественная оценка i-го параметра качества эталона-образца с позиции показателя. 7.Расчет цены потребления своего товара и определение цены потребления товара конкурента с учетом отпускной или розничной цены и эксплуатационных расходов в период пользования товара. 8.Расчет интегрального показателя конкурентоспособности своего товара по формуле:
9.Если товар планируется экспортировать, то необходима проверка выбранных параметров качества на соответствие интернациональным или национальным стандартам предполагаемого импортера.
где Пк — произведение всех показателей: Пк = 1, если все показатели соответствуют стандарту, Пк = 0, если хотя бы один из показателей не соответствует стандарту. Считается, что если коэффициент конкурентоспособности меньше единицы, то предприятие предлагает на рынок явно не конкурентоспособный товар, и необходимо изменить его технические и экономические характеристики. Более того, считается, что превышение данного значения на 10-20% слишком мало, чтобы быть уверенным в успехе на рынке. Однако если это превышение составляет 30-50%, то считается, что предприятие занимает достаточно устойчивое положение. Превышение 50-70% говорит о верности выбранного направления действия фирмы на рынке. По нашему мнению в конкурентной политике относительно товара необходимо принять во внимание, прежде всего, его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, и другие характеристики, т.е. способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Качество продукции – важнейшая экономическая категория и тесно связана с различными другими экономическими показателями, такими как себестоимость, прибыль, рентабельность и другие. И при нынешней ситуации в Украине проблема качества не только важна, но и должна быть решена совместными усилиями государства, руководителей предприятий, ученых, конструкторов, инженеров, а особенно экономистов. Таким образом, высокий уровень качества продукции для государства: ускорение НТП, увеличение экспорта, процветание, новые рынки сбыта. Решение проблемы качества продукции на предприятии – это высокий его имидж у покупателей, это выход так же на внешний рынок, это основа для получения максимальной прибыли устойчивого качества продукции. Литература 1. [сылка более недоступна} 2. [сылка более недоступна} |