главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск |
Каталог статей |
Колягин Д.В. Анализ дирижистской модели государственного регулирования экономикиСовременная экономика, как свидетельствует практика, предполагает активное участие в ней государства как субъекта экономических отношений, а также как регулирующего и управляющего органа. В разных странах мира по разному, следуя традициям и накопленному опыту, строятся отношения между государством и иными экономическими субъектами. В разной степени реализуется и государственное вмешательство в экономические процессы. Дирижистская модель является одной из основных моделей государственного регулирования экономики в современной экономической науке. Но хотя название стало уже обиходным термином, содержание данной модели, её элементы до сих пор остаются недостаточно определенными, так как в литературе даются определения дирижизма как экономической идеи, концепции, но не модели в целом. Элементами дирижистской модели государственного регулирования экономики являются: 1.Цель дирижизма - социализация экономики, то есть ориентация не столько на конечный экономический результат (обеспечение экономического роста и минимизация циклических колебаний экономики), сколько на повышение общего уровня благосостояния общества в целом при активном вмешательстве государства. 2. Структура государственного регулирования экономики при дирижизме: 2.1. Основной субъект дирижизма – государство, законодательно ограничивающее свободу рынка и действующих на рынке предприятий в рамках осуществления определённой стратегии экономического развития. Ограничение осуществляется через систему юридических норм, прежде всего, в области регулирования права собственности. Никто, кроме государства не может создать правовую систему, охраняющую право собственности. Таким образом, детализированные правоотношения в сфере собственности, могут послужить стимулом для поступательного развития экономики. 2.2. Иными субъектами дирижизма являются негосударственные общественные объединения – ассоциации предпринимателей, профсоюзы, политические партии, движения. Данные организации, формально не входя в государственные структуры, связаны с государством поддерживая его экономическую политику, либо находясь к ней в оппозиции. Задачей данных организаций является отстаивание своих собственных экономических интересов в форме обсуждения или выработки, совместно с органами государственной власти или самостоятельно, стратегии экономического развития страны. 2.3. Субъектами дирижизма также являются предприятия, организации, учреждения различных форм собственности, а также потребители. Именно их государство ограничивает в экономической самостоятельности, направляя их деятельность в нужное русло. Фактически создаётся «коридор», в рамках которого предприятиям предоставляются «экономические бонусы», которые последние теряют, выйдя за пределы данного «коридора». 3. Методы осуществления государственного регулирования экономики в рамках дирижистской модели Поддержка государством ряда отраслей, играющих роль доминантных в экономике является основой в дирижистской модели государственного регулирования экономики. Данные отрасли, как правило, капиталоёмкие и высокотехнологичные (машиностроение, автомобилестроение, химическая промышленность, энергетика, дорожное строительство и др.), что предполагает серьёзные инвестиции в основной капитал, вследствие чего ограничивается участие в их развитии частных инвесторов. Поддержка государством отраслей – доминантов осуществляется с помощью следующих методов: 3.1. Огосударствление в форме национализации, когда государство путём выкупа 100%-го пакета акций частных компаний, зачастую нерентабельных, но имеющих стратегический интерес для экономики страны, в том числе принудительно, посредством судебного решения, создаёт массированный государственный сектор в соответствующих отраслях экономики в форме крупных государственных компаний. Данные крупные производственные единицы призваны успешно конкурировать, прежде всего, с иностранными компаниями на внешнем и внутреннем рынках. Разновидностью огосударствления можно считать создание смешанных компаний, либо путём продажи государством пакета акций частным акционерам, либо путём выкупа не 100%-го, а контрольного пакета акций. 3.2. «Квазиконтракты» или «программные соглашения» - это разновидность договоров между органами государственной власти и предпринимателями, осуществляющими свою деятельность в отраслях – доминантах. Согласно этим соглашениям предприниматели проводят определённую экономическую политику в интересах государства в обмен на «экономические бонусы». Такими «бонусами» могут быть, например, льготные займы. «Программными соглашениями» влияние государства усиливается без формального изменения формы собственности, так как предприятия остаются частными, но часть своих полномочий собственник передаёт соответствующим органам государственной власти – происходит взаимовыгодный обмен. Государство при этом не является прямым исполнителем контракта, оно берёт на себя функцию общего координатора, законодательно определяет общие правила экономической игры, которым предприниматели обязаны следовать. 3.3.Субсидирование и льготные займы. Субсидирование осуществляется в виде безвозмездных трансфертов из государственного бюджета. Как правило, основными получателями субсидий являются государственные и смешанные компании, для которых субсидии являются гарантией от возможного банкротства. Что касается займов, то особенность государства как кредитора состоит в том, что в проводимой им кредитной политике не преследуются цели, связанные с получением прибыли (процент небольшой или совсем отсутствует). Объектами кредитования, как правило, являются либо государственные или смешанные предприятия, либо частные компании, финансирование которых предусмотрено государственной планом экономического развития и преследует социальные цели, например, сохранение рабочих мест. 3.4. Индикативное планирование представляет собой программу экономического развития страны на определённый временной период. План является обязательным для государственных компаний, частные участвуют в нём в обмен на «бонусы», о которых говорилось выше. Основным в индикативном планировании является непрерывное «преодоление диспропорций» в экономике на основе заранее определённых направлений (векторов) развития с постоянной коррекцией и координацией плановых показателей. |