Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шачнев А.А. Плюсы и минусы метода контент анализа публикаций в СМИ при оценке деловой репутации предприятияМногие современные проблемы управления затрагивают деловую репутацию, которая, являясь важнейшим гудвилл-ресурсом любого предприятия, может нести бесспорные преимущества компании по сравнению с конкурентами в случае своего высокого уровня, либо наоборот – существенные риски, если репутация отрицательная. В связи с этим встает вопрос об управленческой оценке деловой репутации.Некоторые авторы предлагают оценивать деловую репутацию предприятия с позиций его известности [1, 2] Для этого исследователи рекомендуют использовать методику контент-анализа публикаций в средствах массовой информации, которая заключается в изучении эмоционального контекста упоминаний о компании в СМИ за определенный период времени. Основными задачи исследования методом контент-анализа СМИ являются: изучение динамики образа предприятия в публикациях центральных электронных и печатных СМИ за определенный период времени; выявление смысловых групп, упоминаемых совместно с именем предприятия; определение частоты использования смысловых групп совместно с упоминанием имени предприятия в рассматриваемом массиве; сравнение основных частотных показателей с конкурентами; определение общей окраски образа организации в исследуемых публикациях; анализ динамики популярности различных тем публикаций, касающихся деятельности предприятия, во времени. Естественно, что объем информации, выявленной по результатам полного контент-анализа публикаций в СМИ, будет весьма большим. Для систематизации полученной информации мы предлагаем использовать матрицу известности компании (таблица 1).
Таблица 1. Матрица известности предприятия.
Если по результатам заполнения матрицы известности предприятия в итоговой строчке получается положительное значение, то можно говорить о позитивной репутации предприятия, если сумма балов отрицательна, то и репутация считается негативной. Данная форма представления полученных сведений позволяет определять наиболее интересные аспекты для контактных аудиторий (максимальная доля упоминаний) и в последующем увеличить интенсивность в работе именно по этим направлениям. Также суммарную оценку упоминаний каждой характеристики деловой репутации можно сравнивать с аналогичными показателями конкурентных предприятий. Такое сопоставление может подвигнуть руководство предприятия на более детальный анализ. Например, по некоторой характеристике деловой репутации возникло существенное отклонение между 2-мя конкурентными предприятиями. В этом случае необходимо проанализировать причины отклонений с целью закрепления воздействия положительных факторов и минимизации негативных факторов. Или наоборот, отклонение по оценке характеристики несущественное, но общие оценки этой характеристики получены различными комбинациями количества упоминаний. В этом случае также необходимо выявить ключевые факторы воздействия на оценку характеристики репутации. Важным преимуществом данного метода является возможность его применения для предприятий любых отраслей (промышленные, торговые, сферы обслуживания и т.д.) Недостатком метода является его трудоемкость. Также следует помнить, что данный подход не может быть единственным в процессе оценки репутации предприятия. Без анализа дополнительных аспектов репутационного развития организации, без применения дополнительных методов оценки данный подход может и не дать результата, адекватного затратам временных и человеческих ресурсов. Заметим, что эмпирические испытания данного метода показали отсутствие предпочтительности его применения для оценки репутации региональных промышленных предприятий. Наблюдение проводилось в период с 01.08.2011 г. по 30.11.2011 г. В результате контент-анализа упоминаний ряда наиболее известных промышленных предприятий Пензенской области, было выявлено чрезвычайно редкое их упоминание в электронных источниках, в связи с чем не представляется возможным систематизировать упоминания по определенным характеристикам деловой репутации. Вместо этого единственным способом классификации является разбиение всех упоминаний на положительные, негативные и нейтральные. Результаты эмпирического исследования представлены в таблице 2. Таблица 2. Результаты контент-анализа упоминаний в сети интернет некоторых Пензенских промышленных предприятий за период 01.08.2011-30.11.2011.
Единственный факт, который можно четко обозначить по результатам указанного эксперимента, заключается в том, что информация о региональных промышленных предприятиях достаточно редко публикуется в электронных источниках сети интернет. В целом интерпретация имеющихся данных с целью получения выводов о состоянии деловой репутации анализируемых предприятий нам представляется весьма затруднительной. Таким образом, метод управленческой оценки деловой репутации с помощью контент-анализа публикаций в средствах массовой информации является весьма информативным и полезным для больших публичных компаний, так как с помощью него руководство предприятий может узнать общественное мнение об организации. Однако применение данного способа оценки репутации небольшими региональными предприятиями с узким перечнем целевых групп не способно дать результата, адекватного затраченным временным и трудовым ресурсам. Литература. 1. Инструменты мониторинга репутации компании в интернете. Интернет-маркетинг. Блог Марии Подоляк. Электронный адрес: [сылка более недоступна} 2. Малахов Ф.В. Управление процессом формирования и развития репутации современной российской организации: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата социологических наук / Малахов Ф.В. – Москва, 2009, 27 с. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||