Каталог статей

Самсонова Е.В.,Самсонова М.В.

Модель поведения потребителей на рынке образовательных услуг малого города

Образовательному учреждению необходимо определить на основе каких критериев потребитель делает свой выбор и построить модель потребительского поведения.

Начальная стадия процесса принятия решения о покупке образовательной услуги – осознание потребности в получении образования. Потребитель-личность понимает, что для достижения поставленных целей ему необходимо получить профессиональное образование по определенному профилю.

Большинство потребителей выбирают образовательное учреждение с целью поиска работы в дальнейшем, а также в целях личностного роста, обосновывая свой выбор будущими перспективами (они уверены в себе, как специалистах и желают работать по профилю). Кроме того, потребители считают возможным найти работу по профилю, используя различные способы поиска работы, рассчитывая на содействие института в поиске места работы.

После осознания потребности потребитель переходит на следующую стадию – поиск и анализ информации об образовательных учреждениях и их услугах.

 Третьей стадией принятия решения о покупке является оценка вариантов получения образования по различным критериям, то есть конкретным показателям, которые рассматриваются при выборе альтернатив.

Четвертый этап – приобретение образовательной услуги – прохождение вступительных испытаний и зачисление в образовательное учреждение, то есть поступление в образовательное учреждение. На этом процесс принятия решения потребителем образовательных услуг не заканчивается. После начала обучения потребитель реагирует на покупку и оценивает предоставляемую образовательным учреждением услугу. В течение всего срока обучения у потребителя появляется возможность оценивать удовлетворяются его образовательные потребности или нет самому, а не на основе чьего-либо мнения или рекламы. При этом потребитель оценивает не только качество образовательной услуги, но и такие составляющие качества как отношение потребителя к предоставляемому услугу образовательному учреждению, а также ожидания потребителя от процесса потребления.

В процессе обучения потребитель уделяет особое внимание тому, насколько соответствует содержание программы его ожиданиям, соответствует ли обучение уровню программы, какова практическая значимость и актуальность получаемых знаний, в каких условиях проводятся занятия, насколько обеспечен учебный процесс. Особое внимание уделяется квалификации профессорско-преподавательского состава.

Завершающим этапом процесса принятия решения потребителем образовательных услуг является оценка перспектив найти работу по полученному профилю после окончания образования, а также применение полученных знаний и умений на практике.

На каждой из перечисленных стадий поведение потребителей поддается воздействию при условии достаточной информации о факторах, влияющих на принятие решения. В ходе маркетингового исследования, определив факторы, на которые можно повлиять и факторы, на которые повлиять невозможно, можно моделировать поведение потребителя (Рис. 1).

Поведение потребителя на рынке образовательных услуг малого города можно разделить на три этапа: предпотребление, потребление, постпотребление, включающее на каждом этапе определенные действия под воздействием различных факторов.

Рис. 1 Модель поведения потребителя на рынке образовательных услуг малого города (Источник: составлено авторами)

На стадии предпотребления потребитель совершает ряд действий до момента приобретения образовательной услуги:

- осознает потребность в образовании, обосновывая свое поведение тем, что желает найти работу, самореализоваться или создать (укрепить) семью;

- собирает информацию об образовательных учреждениях, используя различные способы поиска;

- оценивает существующие варианты, уделяя особое внимание тому, где расположено учебное заведение, каков его статус, престиж, какова стоимость обучения, учитывая советы родственников, друзей, знакомых.

На стадии потребления потребитель поступает в образовательное учреждение и в течение всего срока обучения оценивает свой выбор:

- какова ценность образовательной услуги;

- на сколько соответствует содержание программы его ожиданиям, а обучение - уровню программы;

- какова практическая значимость и актуальность получаемых знаний;

- в каких условиях проводятся занятия;

- насколько обеспечен учебный процесс;

- какова квалификация профессорско-преподавательского состава.

На стадии постпотребления  потребителями оцениваются будущие перспективы:

- насколько потребитель уверен в себе, как в специалисте;

- каково его желание работать по профилю и существует ли возможность найти работу по полученному профилю.

Литература:

1. Алешина И.В. Поведение потребителей: Учеб. пособие. [Текст] - М.: ФА-ИР-ПРЕСС, 1999. - 384 с.ПРЕСС, 1999. - 384 с.

2. Анурин В. Маркетинговые исследования потребительского рынка. Уникальный отечественный опыт: Учебное пособие [Текст] / В. Анурин, И. Муромкина, Е. Евтушенко. - СПб.: Питер, 2004. - 269 с.: ил. (Учебное пособие).

3. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. [Текст] - М.: ИКФ «Омега-Л», 2009. - 656 с.