Каталог статей |
Терелянский П.В., Короткевич Н.С. Анализ и оценка услуг на рынке информационных технологийИТ-услуги занимают не очень большую долю в отечественной ИТ-отрасли, примерно около 20%, при том, что в развитых странах этот процент колеблется около 45%. Существует ряд объяснений такой ситуации, но понятно, что наш ИТ-рынок находиться еще в процессе формирования. За последние три года сегмент ИТ-услуг увеличивался достаточно быстрыми темпами. Объем реализации товаров и услуг в среднем повышался на 40-45% в год, и в ближайшее время эта тенденция должна сохранится. Хотя многие эксперты считают, что такой рост в существенной степени был обеспечен увеличением курса доллара: в рублевом соотношении повышение составило всего 38%. На рисунке 1 представлен объем рынка ИТ-услуг российской экономики за 2007-2008 г. Здесь виден существенный рост сегмента системной интеграции, который вышел на первое место в 2008 г.; направление консалтинга по внедрению софта и разработки заказного ПО заняло на второе место, установка и поддержка аппаратного оборудования и ПО заняло третье место, за ними следуют аутсорсинг, консалтинг в сфере информационных систем и ИТ-обучение и тренинги, которые увеличились незначительно по сравнению с предыдущим годом. Со стороны заказчиков крупнейшими потребителями ИТ-услуг в 2008г. оставались компании нефтегазового сектора (28%), финансовый сектор (18,2%), традиционно отстававший сектор государственной власти занимает третье место (16,2%), телекоммуникационная отрасль (13,1%), промышленные предприятия (11%), сфера образования (8,5%) и прочие потребители (5%).
Продолжая тему ситуации на рынке ИТ-услуг, можно отметить, что высокие темпы роста рынка ИТ-услуг в 2007-2008 г. в России объясняются не только, увеличением объема выполняемы работ, но и повышением их стоимости. Существуют мнения экспертов IDC [3], что в 2009 г., предприятия и организации сократят свои расходы на ИТ и будут направлять средства на поддержание текущей деятельности, а не внедрения или развитие ИТ-составляющей своего предприятия. В условиях кризиса заказчики будут откладывать обновление аппаратно-программных средств и требовать больших скидок, а процессы согласования бюджетов замедлятся. Цикл продаж станет более долгим и сложным, а поставщикам, чтобы сохранить бизнес в условиях жесткой конкуренции, придётся сократить маржу и сосредоточиться на консолидации и оптимизации бизнеса. В то же время, в некоторых сегментах рынка режим экономии тоже может дать положительный эффект. Системы бизнес-аналитики – важный инструмент контроля расходов, и IDC [3] считает, что компании не откажутся от проведения проектов по их установке. Соответственно в период неопределённости и сокращения персонала может возрасти спрос на услуги аутсорсинга компаний-поставщиков готовых решений. Наиболее заметное снижение расходов на ИТ ожидается в производственном секторе; кроме того, сильный спад будут переживать розничная и оптовая торговля, строительство и добывающая промышленность. Несколько меньше пострадают транспорт, связь, энергетика и государственный сектор. В пятилетний прогнозируемый период (2008-2012 г.г.) расходы на ИТ в России, тем не менее, будут расти ежегодно в среднем на 15-20%. Вполне вероятно реалии с учетом мировой экономической нестабильности , окажутся чуть ниже. Государственный сектор становится ключевым потребителем ИТ-услуг в текущее время, поэтому государственная политика в сложившейся непростой экономической ситуации не может не вызывать интереса. Многие аналитики ИТ-компаний ожидают секвестрования статей государственных бюджетов, заложенных под ИТ-услуги на15-20%. В некоторых секторах экономики наблюдается тенденция как можно скорее потратить деньги на ИТ-услуги, пока их покупательская способность не уменьшилась и как следствие увеличение спроса на продукцию и услуги ИТ-компаний. Особенно эта тенденция проявляется в государственном секторе. Аналитики [7] сходятся в мнениях, что спрос увеличивается на ИТ-решения, повышающие эффективность и прозрачность инфраструктуры государства, проекты, повышающие прозрачность деятельности ведомств и министерств в части управления государственными средствами. У ИТ-компаний есть и другие направления развития. В прошедшем 2008 г. у заказчиков повысился интерес к проектам, реализующим технологии территориально распределенных защищенных информационных систем. И тому есть две причины, первая из которых заключается в насыщении «стандартными» решениями, а вторая – стремления заказчиков сократить сроки выполнения проектов и повысить их эффективность. Также в сложившейся ситуации возрос спрос на услуги аутсорсинга, и в первую очередь на поддержку ИТ-систем, хотя широкому применению аутсорсинга в настоящее время препятствует общая незрелость процессов организации ИТ. Переходя к перспективам развития ИТ-отрасли, надо не забывать о сложившейся непростой экономической ситуации в стране. Можно предположить, что в текущем году будет реализовано меньше крупных проектов, но в бюджетах отдельных компаний обязательно будут заложены средства на поддержку работоспособности оборудования, его эксплуатацию, обслуживание и сопровождение. Основной акцент необходимо сделать на поддержании и оптимизации уже созданных и внедренных систем на предприятиях, а также на те системы и проекты, внедрение которых имеет высокую значимость для конкретно взятого предприятия. Ведь цели и задачи заказчиков не изменились, просто кризисная ситуация требует более быстрого реагирования, более точной оценки ситуации и эффективности реализации предпринимаемых мер. Также хотелось бы отметить, что одновременно с изменениями экономической ситуации в стране меняется и законодательство в области доступа к информации и ее защиты. С появлением федерального закона о защите персональных данных появилась необходимость в специализированных кадрах, в приведение системы обработки данных на предприятиях в соответствии с требованиями этого закона [8]. Сейчас, ввиду сложного финансового состояния экономики, существует необходимость поддержки бизнеса комплексно и стратегически, возведя этот процесс в ранг национального проекта. Многие аналитики считают, что рынок информационных технологий в России является полностью вторичным по отношению к рынку вообще. Получается, ИТ-компании оказывают услуги другим отраслям, в значительной степени св целом пока рынок ИТ-услуг можно оценивать как недостаточно развитый в силу его недолгой истории.копируя их структуру, методы и способы ведения бизнеса. То есть, если государственная политика поддерживает мегакорпорации, то и ИТ-рынок будет строиться по аналогичным принципам и ожидать поддержки государства. В целом на данный момент времени рынок ИТ-услуг можно оценивать как недостаточно развитый в силу его недолгой истории.
Литература: 1. Computerworld №38 от 04.11.2008 г. 2. PC WEEK №36 от 30 сентября, 2008 г. 3. [сылка более недоступна} 4. [сылка более недоступна} 5. [сылка более недоступна} 6. [сылка более недоступна} 7. CRN/Russian Edition №4-5 от 31 марта 2009 г. 8. [сылка более недоступна}
|