Каталог статей |
Шалаева А.А. , Величко А.А. Актуальность использования банковского маркетинга на современном рынке услугМаркетинг – концепция управления производством и сбытом товаров и услуг с ориентацией на потребителя, которая основана на системном подходе и обеспечивает удовлетворение потребностей рынка, ускорение товародвижения, повышение прибыльности производства и торговли[1].Банковский маркетинг, в силу своей специфики, представляет собой особую отрасль маркетинга. Банковский маркетинг - это внешняя и внутренняя идеология, стратегия, тактика и политика деятельности банка, определяемая конкретной общественно-политической и экономической ситуацией[4] . Актуальность данной статьи заключается в том, что введение банковского маркетинга является в первую очередь, неотъемлемой частью жизненного цикла банковских услуг, так как наряду с расширением уже устойчивых крупных банков и быстрым перегоранием мелких, успешное стратегическое, тактическое и оперативное планирование является основой стабильного и устойчивого существования банков. Целью данной статьи является рассмотрение специфики и актуальности использования банковского маркетинга на современном рынке услуг. В настоящее время проблемой банковского маркетинга занимаются многие ученые, такие как Баранов П.А., Кричевский М.А, Спицин В.И. и другие. Целью политики руководства банка и непосредственно деятельности всех его служб, является привлечение клиентуры, расширение сферы сбыта своих услуг, завоевание рынка и рост получаемой прибыли. Вследствие этого огромное значение принимает маркетинговая работа банка, содержание и цели которой существенно изменяются в последнее время. Причиной этому послужила усилившаяся конкуренция на финансовых рынках и постоянно меняющиеся отношений между банками и клиентурой [3]. Как известно, уже в сложившихся условиях украинской экономики, постоянно будут происходить серьезные изменения в кредитной сфере, меняться ее приоритеты, цели и задачи. Многие из коммерческих банков не в состоянии в полной мере гарантировать интересы предприятий, из-за ограниченности акционерного и собственного капитала. Примером широкого использования маркетинга в банковской сфере, на современном этапе, и выработки соответствующей стратегии осуществляется в таких банках Украины: «Укрсиббанк», «Райффайзен банк Аваль», «Правекс – банк». Их стратегия основывается на том, что банки сосредотачивают внимание на приеме мелких вкладов и привлечении мелких вкладчиков, от чего отказываются многие украинские коммерческие банки[2]. В нынешней экономической и политической ситуации, будет заметно сокращаться государственное финансирование, и реализовываться уже через коммерческие структуры, что приведет к широкому охвату коммерческими банками значительного числа предприятий, которые владеют мощной финансовой базой. На данный момент создание новых банков становится все более затяжным и затруднительным процессом. Вследствие этого расширяется обращение к услугам уже функционирующих крупных банков. Систематически проводя комплексные исследования рынка, крупные банки располагают свою деятельность на довольно широкий круг рыночных сегментов[4]. С самого начала своей коммерческой деятельности, средние и мелкие банки ориентировались в основном на покупку-продажу денежных ресурсов. Позже, осуществлялся процесс обналичивания денег, затем упор был сделан на валютные операции. В отличие от крупных банков, они не располагают широкой клиентурой, которая в свою очередь является источником увеличения кредитных ресурсов, так как специализируются в каком-либо узком сегменте рынка. В настоящее время, на рынке банковских услуг Украины, реальным становится процесс поглощения мелких и даже средних банков более мощными. Примером может послужить поглощение банком ПУМБ Донгорбанка, которое произошло 16 июля 2011 года. Банки объединили балансы и сеть отделений, и с 18 июля Банк начал работу под объединенным брендом Первый Украинский Международный Банк (ПУМБ). Многие небольшие банки в условиях снижения к ним доверия начинают терять часть клиентуры, испытывают трудности в привлечении новых клиентов, стремящихся сотрудничать, прежде всего, с кредитными учреждениями, располагающими высоким имиджем, крупными резервами, широкой сетью филиалов[2]. Таким образом, особенности продажи банковских услуг требуют разработок специальных приемов и методов банковского маркетинга. Внедрение приемов маркетинга в работе всех подразделений банка позволит увидеть новые способы оказания услуг, получения прибыли. Так, скромные по своим возможностям банки объективно вынуждены максимально использовать возможности маркетинга для того, чтобы максимально повысить свою конкурентоспособность на рынке и в любой ситуации использовать все свои шансы.
Литература: 1. Б 20 Маркетинг: підручник в 2т./ Л.В.Балабанова:Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України, Донецький національний університет економіки і торгівлі ім.. Михайла Туган-Барановського, каф.маркетинг.менедж. Вид.3 –тє, перероблено і доповнене. – Донецьк: ДонНУЕТ, 2011. – Т.1. – 348с. 2. Матвиенко П.В. банковский маркетинг//Экономика и государство.-№8.2007.-С.70-75 3. Мишутин С.А. Развитие маркетинга в банковской сфере//Компаньон.- №42.-2004-С.52-53 4. Николаенко А. Особенности маркетинговой деятельности банка//№1.-2001.-С.35-39
|