Каталог статей

Орлов Е.В.

Инновационный подход к стратегическому управлению образовательным учреждением на основе сбалансированной системы показателей

Стремительно меняющийся мир диктует нам новые ориентиры в области управления образованием. Образование всегда считалось держателем традиций, что было оправдано. В настоящее время баланс традиций и новаций в образовании склоняется в пользу последних, так как того требует мобильность современного мира. Традиционными остаются лишь базовые ценности, а вот способы взаимодействия с окружающим миром и умение владеть новыми средствами должны быть ориентированы на будущее.

В данной ситуации образовательные учреждения (ОУ) должны ориентироваться, прежде всего, на современные управленческие технологии и концепции и вплотную заняться стратегическим управлением. В деятельности ОУ стратегическое управление связывают с программами развития организации. В вопросе концептуальных оснований и содержания программ развития не существует единых подходов и мнений.  

Задача данной работы – показать возможности нашего подхода к стратегическому управлению образовательной организацией на основе сбалансированной системы показателей, которая является инновационной для сферы образования.

Модель сбалансированной системы показателей (ССП) – это формат описания деятельности организации с помощью некоторого набора показателей для каждой стратегической перспективы [1]. Обычно выделяют четыре перспективы, которые характеризуются набором показателей, по возможности, не связанных с финансами. Показатели отражают как внутренние, так и внешние параметры деятельности организации, логически связанные между собой. Они формируют карту показателей, которая наглядно представляет логическую связь перспектив и позволяет определить цепочку «стратегических тем».

Ранее нами были определены стратегические темы и выделены их параметры. Оставалась нерешенной задача определения номенклатуры показателей, по которым можно судить об уровне качества деятельности ОУ по каждой из выбранных стратегических тем. Без такой оценки сложно выявить тенденции, которые проявляются в деятельности организации, и определить наиболее перспективные темы для программы развития на очередной временной этап деятельности.

В настоящее время появилась концепция оценки качества бюджетных образовательных услуг, разработанная в Нижегородском институте развития образования [2]. В рамках этой концепции авторами определены показатели, которые применяются для оценки деятельности образовательного учреждения. Эти показатели мы и предлагаем применять в ССП при реализации стратегического управления бюджетной образовательной организацией.

Концепция оценки качества бюджетных образовательных услуг строится на определении качества как соответствия требованиям нормативной документации. Реформирование системы образования включает выход значительного количества требований к организации образовательного процесса. Эти требования касаются условий и результатов организации образовательного процесса, что отражено в Федеральных государственных образовательных стандартах. Кроме того, в различных документах определяется требование к способности образовательного учреждения удовлетворять потребности заинтересованных сторон и, прежде всего, потребителей образовательных услуг. В результате возникает необходимость измерять уровень удовлетворенности организацией и результативностью образовательного процесса.

Модель оценки качества образовательных услуг включает три параметра, по которым производится диагностика деятельности образовательного учреждения: условий организации образовательного процесса, его результативности и удовлетворенности потребителей. Каждый параметр изучается по анализу двадцати показателей. Соотношение положительных и отрицательных значений показателей качества образовательных услуг позволяют выявить те или иные слабые и сильные стороны в деятельности организации. В данной работе мы не приводим список показателей ввиду их многочисленности, они представлены в других публикациях.

Выбор каждого показателя условий и результативности основывается на нормативно закрепленных требованиях к образовательному процессу. Показатели, характеризующие удовлетворенность потребителей образовательных услуг по возможности соответствуют показателям условий и результативности. Данный подход к анализу деятельности ОУ является нормативным. Именно нормативный подход в настоящее время используется при реформировании системы образования в нашей стране. Государственные органы управления образованием разрабатывают и внедряют систему норм, которые регламентирую деятельность образовательных учреждений. Мы не ставим задачу оценки данного подхода. Так как этот подход уже реализуется на практике, то предлагается вариант его использования при организации стратегического управления учреждением.

Попарное сравнение полученных значений параметров качества образовательных услуг позволяет выделить восемь типовых моделей качества, отличающихся различным сочетанием низких и высоких значений параметров. В результате мы можем говорить о восьми типовых стратегических линиях управления развитием ОУ.

Используя показатели, определяющие качество бюджетных образовательных услуг при составлении карты стратегических показателей образовательного учреждения в ССП, целесообразно изменить структуру стратегических перспектив. Классическая структура представлена четырьмя перспективами: Развитием, Процессами, Клиентами и Финансами. Так как финансирование бюджетных организаций жестко занормировано, то особого смыла оценивать финансовые показатели нет. Инвестирование внебюджетных средств будет зависеть от того, какие значения мы получим при оценке качества образовательных услуг. Структура инвестиций также будет зависеть от значений показателей качества деятельности учреждения.

В результате нам представляется целесообразным выделить три стратегических перспективы, взаимосвязанные между собой (рис. 1.).

Удовлетворенность потребителей

Условия организации образовательного процесса

Результативность образовательного процесса


Рис. 1. Стратегическая карта образовательного учреждения

Для определения значения каждого показателя авторами концепции разработана инструкция, определены источники информации, указана нормативная база, согласно которой оценивается этот показатель. Значения показателей выставляются в виде баллов, где 1 балл соответствует положительному значению показателя, а ноль баллов – отрицательному значению. Полученные таким образом результаты легко представить в графическом виде.

Для оценки удовлетворенности потребителей разработана анкета, анализ которой возможно производить с помощью автоматизированной программы. В настоящее время производится апробация модели оценки качества бюджетных образовательных услуг в образовательных учреждениях общего образования г.Нижнего Новгорода и области.

Альтернативой нормативному подходу в определении стратегических направлений развития образовательного учреждения может стать научный подход, основанный на использовании технологии опосредованного управления образовательным процессом. В Нижегородском институте развития образования разработана модель мониторинга образовательного процесса, реализуемого в логике средового подхода [3].

Под руководством Ю.С. Мануйлова – автора средового подхода в образовании – исследователи разработали систему анализа образовательного процесса, которая характеризует уровень реализации педагогической технологии от целеполагания до отслеживания результата. Возможности данной модели позволяют учитывать и современную нормативную базу образования, качество реализации педагогической технологии и мастерство преподавателей. Сильной стороной данной модели является возможность оценить качество самого образовательного процесса.

Литература:

1. Олве, Нильс-Горан. Баланс между стратегией и контролем [Текст] / Нильс-Горан Олве и др. // Пер. с англ. Е.Колотилиной, под ред. Е.Добровольского. – СПб: Питер, 2005. – 320 с.: ил. – 3000 экз. ISBN 5-469-00376-0.

2. Орлов, Е.В. Процедуры оценки качества бюджетных образовательных услуг [Текст] / Инновационные технологии в образовании: субъектность, ресурсность, технологичность: Сборник материалов Всерос. науч-практ. конф., УРАО, 1-3 ноября 2011 года // Под ред. Т.П. Скрипкиной. М.: Университет РАО, 2011. 436 с. С.281-285. ISBN 978-5-204-00654-6.

3. Боровская, Е.В. и др. Модель мониторинга образовательного процесса в логике средового подхода: учебно-методическое пособие / под ред. д.п.н. Ю.С. Мануйлова. – Н.Новгород: НИРО, 2010. – 100 с. 100 экз. ISBN 978-5-7565-0455-2.