Каталог статей |
Абабкова М.Ю., Гивлеткильдеева П.М. Продуктовая стратегия дополнительного профессионального образования в СПбГМУ им. акад. И. П. ПавловаОдна из современных условий успешного существования и развития образовательной организации – постоянное обновление и разработка образовательных услуг в рамках концепции непрерывного профессионального образования. Понятие «непрерывное профессиональное образование» ýже его предельно широкой трактовки как образования на протяжении всей жизни (принято ЮНЕСКО в 1972 году), однако представляется важным, что в данном случае подчеркивается функциональная специфика получаемых знаний. Непрерывное профессиональное образование должно обеспечить постоянное обновление профессиональных знаний и навыков.Дополнительная трудность в предоставлении качественных образовательных услуг заключается в том, что технический прогресс не стоит на месте, появляются новые технологии, активно внедряются современные методы обучения и новые достижения науки, усиливается конкуренция на рынке труда. Зарубежные фирмы ищут кадры на российском рынке труда, зачастую «переманивая» лучших специалистов. В этих условиях каждый руководитель организации должен чётко понимать происходящие процессы и выстраивать свою политику так, чтобы она была направлена на сохранение и развитие кадрового потенциала, на привлечение инвестиций, модернизацию оборудования, современную стратегию продвижения на рынке своей продукции и услуг. Большинство руководителей понимают, что сохранить стабильный и работоспособный коллектив очень важно. Ценность персонала растёт вместе с профессиональным и личностным ростом каждого сотрудника. Поэтому вложение денег в повышение квалификации персонала – это, прежде всего, инвестиции в саму компанию. Не принимая во внимание эту аксиому, компания неизбежно сталкивается с кадровым дефицитом. В сфере медицинского образования все немного по-другому. Дополнительное образование является профессиональной необходимостью. Чтобы человек смог работать врачом, диплома о высшем образовании недостаточно. В течение 11 месяцев необходимо пройти обязательное послевузовское образование в интернатуре. Только после успешной сдачи экзамена выпускники могут работать врачами. Следующий этап – совершенствование знаний врачей, которое может происходить в клинической ординатуре в течение двух лет. Циклы профессиональной переподготовки дают возможность врачу изменить свою специальность и приступить к работе по другому профессиональному направлению. Длительность действия сертификата специалиста – 5 лет. Для его продления врач должен пройти цикл тематического усовершенствования и сдать сертификационный экзамен. Это обязательная процедура для того, чтобы пролонгировать право медицинской деятельности по определенной специальности. Существуют также несертификационные циклы тематического усовершенствования (без продления сертификатов). Это краткосрочные циклы (до 144 часов) или циклы по 144, 216, 288 часов, которые необходимы врачам для получения узкоспециальных знаний [5]. ГОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова (далее СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова) на протяжении многих лет является одним из ведущих медицинских образовательных и научно-исследовательских учреждений страны, а также одним из крупнейших клинических центров в Северо-Западном регионе. Университет предоставляет возможность получить все необходимое медицинское образование для работы врача. По информации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) на 2010 год, общее число врачей в России составляет 614,1 тысяч человек. Среди стран с наибольшим количеством врачей на душу населения Россия, согласно данным ВОЗ, занимает пятое место ‑ на каждые 10 тысяч россиян приходится 42 медика с высшим образованием. Данный рынок нельзя назвать новым или быстрорастущим, поэтому медицинским вузам нужно суметь сохранить позиции. Это старый рынок, на котором уже все сегментировано и спрос достаточно стабилен, поэтому следует не только предоставлять полный перечень услуг по дополнительному образованию, но и улучшать сопутствующие услуги, расширять связи в рамках СНГ, поддерживать отношения с выпускниками и привлекать новые регионы России к сотрудничеству. Кроме того, на рынке образовательных услуг по медицинскому направлению в Санкт-Петербурге на данный момент происходят изменения, влияющие на маркетинговую стратегию образовательной организации. Санкт-Петербургская медицинская академия им. Мечникова и Медицинская Академия Последипломного Образования летом 2011 года объявили о своем объединении в Северо-Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова. МАПО была одним из основных конкурентов СПбГМУ по количеству проводимых циклов и прозрачности организации. Так что при вероятном увеличении конкурирующих сил возможна комбинация стимулирующего маркетинга и ремаркетинга [2]. Таким образом, формирование продуктовой стратегии образовательного учреждения является важной составляющей маркетинговой стратегии образовательной организации на рынке услуг. Продуктовая стратегия образовательной организации – это деятельность по формированию ассортимента образовательных услуг и программ и оптимизация ассортимента, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективность деятельности образовательной организации в целом [3]. При разработке продуктовой стратегии образовательной организации основными задачами являются: ‑ формирование портфеля (ассортимента услуг, состоящего из основных и дополнительных образовательных услуг; ‑ обеспечение качества и конкурентоспособности образовательных услуг; ‑ постоянные образовательные инновации (создание новых образовательных услуг или обновление существующих, внедрение инновационных технологий обучения и т.п.); ‑ анализ жизненного цикла образовательных услуг и управление им [1, с. 68]. В последние годы отмечается повышенная востребованность программ дополнительного профессионального образования (рис.1), количество слушателей с каждым годом растет. Организация циклов СПбГМУ происходит как на бюджетной основе, так и на платной. Плата за обучение может производиться физическими и юридическими лицами. Также проводятся выездные циклы. Университет успешно участвует в государственных тендерах в области медицинского образования.
Рис. 1 Количество слушателей циклов профессиональной переподготовки и повышения квалификации в динамике за 5 лет Дополнительное профессиональное образование СПбГМУ как продукт можно разделить на 4 составляющие: ‑ интернатура, ординатура (последипломное образование); ‑ сертификационные циклы (от 144 часов); ‑ профессиональная переподготовка (от 504 часов); ‑ несертификационные циклы (краткосрочные циклы до 144 часов для получения узкоспециальных знаний). Продуктовая стратегия СПбГМУ ориентирована на будущее и связана со следующими действиями: 1) улучшение состава предлагаемых товаров (уменьшение бюрократии и предложение дополнительных услуг, повышающих лояльность потребителя); 2) разработка и вывод на рынок инноваций (открытость и междисциплинарность циклов, когда возможно прохождение циклов людьми немедицинских специальностей, дифференцированность). Если уже имеющиеся виды продукции всецело отвечают всем запросам рынка, нет нужды разрабатывать новые предложения в кратковременной перспективе, нужно сконцентрироваться на продвижении уже имеющихся предложений. Причем большую часть усилий надо отдать продаже наиболее прибыльных продуктов. Необходимо сосредоточиться на снижении издержек, так как это позволит понизить стоимость и, следовательно, приведет к более удачной конкуренции. Разработка продуктовой стратегии представляет собой единый процесс, в котором выделяется ряд стадий. Нужно рассматривать продукт как комплекс: главный продукт, сопровождающий продукт. Главный продукт – это продукт, соответствующий ответу на вопрос: «Что потребитель приобретает на самом деле?». Каждый продукт – это совокупность различных услуг, нужных для решения проблем клиентов. Например, потребители сертификационного цикла с опытом работы в 20 лет «покупают» не новые знания, а сертификат, который им продлят после 144 часового курса. Сопровождающий продукт – это товары и услуги, нужные потребителям для использования главного продукта [4]. Например, для приезжающих потребителей наличие договоров между Университетом и гостиницей или хостелом. То, что, Университет не обеспечивает проживанием, конечно, является неудобством для большинства слушателей. Необходимо оказывать так называемый комплекс услуг – основная образовательная услуга, подкрепленная сопровождающими услугами (размещение в гостинице, организация питания, экскурсионно-развлекательная программа, свободный доступ к электронным библиотекам). Таким образом, на основе анализа продуктовой стратегии дополнительного образования СПбГМУ, можно сделать следующие выводы. На данном этапе в Университете запланированы задачи, нацеленные на формирование современной образовательной платформы, позволяющей создавать и успешно реализовывать практически любые новые учебные программы для подготовки и повышения квалификации. СПбГМУ постоянно наращивает свой потенциал для дальнейшего развития последипломного образования, активно продолжает работать с различными российскими и зарубежными учреждениями для создания совместных образовательных программ и тем самым повышает престиж медицинского образования в России.
Список использованных источников:
1. Абабкова М.Ю. Маркетинг образовательных услуг. Маркетинговые технологии в управлении международным образованием : учеб. пособие / М.Ю. Абабкова. – СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2010. – 150 с. 2. Асланов Т.А. Управление продажами, управление компанией, маркетинг, PR Продуктовые стратегии [Электронный ресурс] // Режим доступа: [сылка более недоступна} 3. Карпов А.Е. Технология корпоративного управления. Разработка стратегии [Электронный ресурс] // Режим доступа: [сылка более недоступна} 4. Формирование продуктовой стратегии [Электронный ресурс] // Режим доступа: [сылка более недоступна} 5. Шапорова Н.Л. Особое отношение к профессии// Образование для взрослых. Эксперт- выпуск №8, 2011, С.20-21.
|