главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск | ||||||||
Каталог статей | ||||||||
С.И. Овсянникова аспирантка Орловского государственного института экономики и торговли О.В. Рудакова д.э.н., профессор Орловского государственного института экономики и торговли Проблемы и перспективы развития управленческого консультирования в РоссииХарактерной особенностью современного состояния рынка является общий рост конкуренции на многих его сегментах. Сегодня успешность функционирования фирмы, в конечном счете, определяется правильностью принимаемых высшим руководством решений, что ведет к росту ответственности за каждое решение, направленное на поиск эффективных путей адаптации системы управления к условиям обостряющейся конкурентной борьбы. Жизнеспособность хозяйствующих субъектов в рыночных условиях определяется их восприимчивостью к быстро меняющимся внешним условиям, что обусловливает необходимость поиска современных подходов, направленных на совершенствование системы управления. Эффективное управление организацией предполагает создании адаптивных, быстрореагирующих управленческих механизмов. Это, в свою очередь, требует формирования системы управленческого консультирования, базирующейся на знаниях специалистов-профессионалов в области рыночных реформ и эффективного менеджмента и маркетинга. Консультирование по вопросам управления, т.е. управленческое консультирование, является особой сферой услуг и составной частью инфраструктуры рыночной экономики. Это важная профессиональная служба, помогающая руководителям анализировать и решать стоящие перед их организациями практические задачи, а также перенимать чужой опыт. Предназначением управленческого консультирования является создание, передача и применение на практике знаний об управлении и бизнесе. В последнее время спрос на услуги консультантов в сфере управления растет особенно быстро. Этому способствует переход к рыночным методам управления предприятиями, рост деловой активности, конкуренция. Сегодня в Российской экономике остро встает проблема развития и использования качественного управленческого консультирования. Особенно это актуально в свете перспективы вступления России в ВТО. На протяжении последних лет отрасль консультационных услуг была одной из наиболее динамично развивающихся в мировой экономике. Определение состояния и перспектив развития управленческого консультирования - самая актуальная тема сегодняшнего дня. Рынок управленческого консалтинга в последнее десятилетие является одним из самых быстро развивающихся рынков в мире. Его рост составляет 15-20% в год, что в 2-3 раза выше, чем темпы развития рынков наукоемкой продукции и потребительских услуг [10]. Интересным является тот факт, что даже в периоды спада общей деловой активности (рецессии) эта отрасль не просто умудряется выжить, но и развивается. Среднегодовой рост составлял более 10%, а у ведущих компаний на рынке он достигал 20% [11]. Сектор консультационных услуг составляет сегодня в мире около 90 млрд. долл., где на долю услуг по консультированию в области информационных технологий приходится около 60%. В начале 80-х гг. в отрасли управленческого консультирования, где основными видами услуг являются стратегического планирования, решение вопросов связанных с использованием информационных технологий и консультации в области управления кадрами, было занято порядка 18 000 консультантов, а на сегодняшний день число специалистов составляет 140 000 человек, без учета консультантов, занимающихся только вопросами информационных технологий и управления кадрами. В мире (без учёта России) насчитывается порядка 1720 фирм, специализирующихся в области управленческого консалтинга. Мировой рынок управленческих консультационных услуг при этом поделен следующим образом: 40 самых крупных консалтинговых фирм обслуживают 66% этого рынка, 180 средних фирм - 25%, 1500 мелких фирм - 9% . На долю США приходится около 49% всего мирового рынка управленческих консалтинговых услуг [14]. В России профессиональная деятельность по УК возникла примерно 10 лет назад. Активно развивающийся в последние годы менеджмент-консалтинг, формирующий рынок консалтинговых услуг, по темпам роста уступает сегодня только рынку информационных технологий (Интернет-технологий и телекоммуникаций). Объем рынка консалтинговых услуг чисто российских компаний составляет порядка 120 млн. долларов, а с учетом компаний иностранного происхождения весь рынок консалтинговых услуг можно оценить примерно в 250-300 млн. долл. [14]. По данным Ассоциации консультантов по экономике и управлению в России зарегистрировано 175 фирм, осуществляющих управленческий консалтинг, с общей численностью персонала около 2500 чел., включая примерно 400 специалистов [14]. Объем внутреннего спроса на консалтинговые услуги в России находится на уровне чуть ниже, чем в Греции, население которой в 10 раз меньше. В тоже время он в 170 раз ниже, чем спрос в сопоставимых с нею по количеству населения Франции, Великобритании и Германии [14]. Несмотря на то, что история российского управленческого консультирования относительно непродолжительна, этот рынок демонстрирует высокие темпы развития и является одной из самых быстрорастущих сфер отечественного бизнеса. В целом в развитии управленческого консультирования в России существуют как положительные моменты, так и серьезные проблемы. К числу таких проблем можно отнести следующие: - Многие консультанты по управлению не имеют специального образования, что отрицательно сказывается на качестве оказываемых ими услуг. Непрофессионализм российских консультантов в основном объясняется почти полным отсутствием системы профессионального обучения. Первые консультанты по управлению формировались несколькими путями: освоение опыта западных коллег; переход сотрудников отраслевых НИИ к работе в консультационном режиме; переориентация наиболее активных социологов, экономистов и психологов на практические изменения в организации. Сегодня ряды консультантов пополняются выпускниками вузов. Однако, все названные специалисты требуют дополнительного обучения по специальным программам, знакомящим с методами и техникой постановки, исследования и решения проблем, внедрения изменений в работу организаций-клиентов и т.д. К сожалению, в России пока не сложилось отработанной системы отбора кадров для работы не только в службах управленческого консультирования, но и для работы вообще в системе управления бизнес - отношениями. - Консалтинговые компании фактически не несут ответственности за свои рекомендации. На сегодняшний день остаются неразработанными правовые основы взаимоотношений сторон в системе управленческого консультирования, а именно их права, обязанности, ответственность, порядок расчетов и т.д. - Обращение к консультанту по управленческим вопросам считается признаком несостоятельности руководителя, его низкой профессиональной квалификации, неумения справляться со своими обязанностями. Международный опыт показывает, что преуспевающие корпорации с сильным руководством сделали регулярное обращение к консультантам нормальной практикой. Среди клиентов консультационных компаний сегодня преобладают средние и крупные транснациональные корпорации. Консультационная деятельность в сфере управления широко распространена во многих зарубежных странах. Это связано с нарастающим усложнением управления, потребностями профессионального решения возникающих проблем, возрастающего количества факторов эффективного управления. В России, как правило, обращение к экспертам происходит на стадии роста бизнеса, т.е. первоначальной организации или когда ситуация становится безвыходной, а, например, в Америке — наоборот, в начале возникновения проблем. В нашей стране редки случаи, когда хорошо работающая компания вызывает консультанта, и еще реже случаи, когда успешная компания обращается к консультанту за тем, чтобы получить рекомендации о том, как еще больше увеличить достигнутый успех. В этом заключается еще одна сложность ведения консультационного бизнеса в России. - Большинство иностранных экспертов и консультантов, а также некоторые отечественные специалисты не учитывают в своих рекомендациях особенностей российской экономики. В мире отсутствует опыт трансформации постсоциалистической страны с высокой концентрацией и монополизацией производства в развитое государство с рыночной экономикой. Основная масса коммерческих предприятий создавалась в короткий срок практически одновременно и одновременно развивается. Как правило, предприятия имеют сходные проблемы развития, вызванные сходными причинами. Развитие рыночных отношений в России поставило перед управленческим звеном предприятий новые проблемы, связанные с адаптацией производства к сложившимся экономическим реалиям. - Консалтинговые технологии развиваются в основном односторонне – в направлении экстренного устранения запущенных проблем, а не их предупреждения. В этой связи управленческое консультирование в России действует по типу «пожарной команды». В нашей стране относительно редки случаи, когда динамично развивающаяся компания вызывает консультанта, и еще реже случаи, когда успешная компания обращается к консультанту за тем, чтобы получить рекомендации о том, как добиться еще большего успеха. - Отсутствие у российских клиентов большого опыта работы в условиях конкуренции значительно осложняет работу консультантов. Многие предприятия до сих пор продолжают производить то, что умеют, а не то, что пользуется спросом на рынке. Сегодня в России проблема конкурентоспособности бизнеса стоит на много острее, чем в развитых странах. В России даже ведущие компании все еще значительно отстают от западных корпораций по объемам товарооборота и по капитализации. Так, у «ЛУКойла» объем продаж в 1,5 раза меньше, чем у бразильской Petrobras (нефтегазовая отрасль); «Северсталь» отстает от люксембургской Arcelor Mittal в 8 раз, а от бразильской Gerdau в 1,7 раза (металлургия); «Уралкалий» от германской BASF в 100 раз, а от саудовской Saundi Basic Industries в 27 раз (химическая промышленность) [6,25]. Только 2% иностранных компаний рассматривают российский бизнес как угрозу для своих конкурентных позиций, в то время как 22% из них видят такую угрозу в индийских и 41% - в китайских компаниях [6,25]. К сожалению, российские консультационные компании не составляют достойной конкуренции зарубежным фирмам, работающим на отечественном рынке по ряду причин: уступают им в объеме и в качестве предоставляемых услуг. Преимущества и недостатки отечественных и зарубежных компаний на отечественном рынке управленческого консультирования представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Преимущества и недостатки отечественных и зарубежных компаний на отечественном рынке управленческого консультирования [10] Как следует из приведенных данных, основное преимущество российских консультантов над иностранными обусловлено тем, что они «играют на своем поле». В настоящее время отечественные консультационные компании, хотя и не располагают большим опытом в данной области бизнеса, но обеспечены, как правило, штатом квалифицированных сотрудников, которые хорошо разбираются во всех тонкостях российской практики, знают специфические особенности экономики и менталитета, обладают высоким интеллектуальным и образовательным потенциалом. Основной актив зарубежных компаний связан с преимуществом в инфраструктуре: возможность продвижения проектов своих клиентов за рубежом (привлечение дешевых кредитов, размещение акций на фондовых рынках и т.п.), в ряде случаев - возможности более эффективного лоббирования (в том числе, и в России). В настоящее время в российских филиалах западных компаний 2/3 специалистов — граждане России. Кроме того, российские клиенты часто готовы платить западной компании уже за одно престижное имя. Как следует из данных исследовательского проекта Ассоциации менеджмента, более 60% российских предприятий уже имеет опыт неоднократного общения с внешними консультантами. Здесь респонденты разделились на три практически равные группы. Почти 30% опрошенных указали на то, что компания часто обращается за помощью к внешним консультантам, причем в 13% компаний консультанты работают постоянно. Еще треть опрошенных признались, что время от времени прибегают к услугам специалистов по управленческому консультированию. Оставшаяся треть респондентов отметили, что имеют лишь разовый опыт общения с консультантами или вообще никогда не обращались к ним. При этом 6,2% не исключают такой возможности и являются потенциальными клиентами консалтинговых компаний [9]. В большинстве случаев российские предприятия прибегают к услугам внешних консультантов при необходимости использования особых навыков и знаний - почти 60%; следующей по значимости проблемой является независимая диагностика компаний - более 50%; важную роль играет нехватка людских и организационных ресурсов - около 20% (рисунок 2).
Рис. 2. Ситуации, в которых российские предприятия прибегают к помощи внешних управленческих консультантов [3] В то время как европейский рынок в целом растет медленнее мирового (ожидаемый рост в среднем составит 3,7%), страны Центральной и Восточной Европы, становящиеся на путь рыночной экономики, представляют собой небольшие, но быстро растущие рынки консалтинговых услуг. Среди наиболее перспективных эксперты отмечают Польшу, Венгрию, страны Балканского региона и Россию [7]. Тенденция роста рынка консультационных услуг в России является очевидной. Повышается спрос со стороны их традиционных потребителей (нефтяная и нефтегазовая промышленность, электроэнергетика), формируется реальный спрос на консалтинг и в отраслях, ранее активно его не использовавших. По оценкам экспертов рынок консалтинговых услуг переживает подъем, имеющий долгосрочный характер. Использование внешнего управленческого консультирования необходимо на современном этапе большинству российских компаний для совершенствования качества управления. Осознание этого факта и, соответственно, повышение внимания к консалтингу со стороны российского бизнес-сообщества привело к тому, что отрасль управленческого консалтинга стала сегодня одной из наиболее динамично развивающихся сфер отечественной экономики. Список литературы: 1. Алешникова В.И. Использование услуг профессиональных консультантов [Текст] / В.И. Алешникова. - М.: Инфра - М, 2005. – 167 с. 2. Алешникова, В. Современные тенденции развития управленческого консультирования [Текст] / В. Алешникова // Российский экономический журнал. – 1997. - № 10. – С. 5-8. 3. Ассоциация менеджеров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [сылка более недоступна} | ||||||||