Каталог статей

Герасимова В.В., Титова И.И.

Новые подходы к децентрализации государственного регулирования экономических процессов

Первый вариант связан с усилением роли центрального правительства с увеличением числа все более и более политиков, чиновников, в отчаянной надежде реализовать нарастающие потоки принятия решений для развития экономических систем.

Второй вариант нацелен на сокращение потока принятия решений сверху путем распределения их на местах.

Традиционно мыслящие и подготовленные руководители явно будут тяготеть к первому варианту. В условиях финансового кризиса государственное регулирование будет направлено на консолидацию агентств и централизацию контроля. По мере нарастания кризисных явлений усиливается централизованный контроль со стороны агентств правительства, что приведет к усилению социальной напряженности в структурных подразделениях правительственной иерархии и негативно скажется на развитии инновационных форм управления.

Для руководителей, разделяющих предпринимательские идеи, свойственная ориентация на децентрализацию государственного регулирования. Они привлекают так называемую «периферию» или региональные органы власти к разработке мер по государственному регулированию. Децентрализация государственного регулирования имеет значительные преимущества, которые заключаются в следующем:

– институты государственного регулирования более мобильны и способны реагировать на изменение ситуации и обстоятельств в макроэкономическй среде, а также на нужды населения;

– в условиях децентрализации государственного регулирования институты управления более эффективны и более тяготеют к инновациям в управленческой деятельности.

– система государственного регулирования в большей мере стремится к принятию решений, основанных на высоких принципах морали, эффективности и продуктивности. Децентрализация государственного регулирования способствует тому, что в государственных структурах на региональном уровне и органов местного самоуправления на муниципальном уровне появляется больше чувства ответственности за принимаемые решения и большего уважения к согражданам и местному сообществу, проживающему на соответствующей территории с одной стороны, с другой стороны вместе с чувством ответственности за принимаемые управленческие решения, региональные государственные структуры и органы местного самоуправления испытывают чувство уважения и чувство значимости со стороны как вышестоящих в правительственной иерархии структур, так и со стороны населения. Особенно важна ориентация на децентрализацию государственного регулирования в условиях становления и развития экономики, основанной на знаниях, поскольку именно в экономике, где превалирует и главенствует высокоинтеллектуальный характер труда, децентрализованная система государственного регулирования генерирует инновации не только для производственно-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, но и инновации в управлении как на микроуровне, так и на мезо-  макроуровне. В условиях экономики, основанной на знаниях, в основе формирования управленческой иерархии должны быть заложены не принципы команды и контроля, а принцип доверительности, надежности, партнерского взаимодействия, свойственные «сетевой экономике» и «сетевой структуре управления». Контроль в системе административной иерархии не достигает той цели, и не отвечает характерным признакам контроля, основанного на понимании сути контролируемого процесса или объекта в той степени, в какой этот контроль могут осуществлять люди, непосредственно связанные с контролируемым им процессами и объектами в плане его непосредственной реализации[1. С.253-254].

Управление социально-экономическими процессами на современном этапе в условиях глобализации и интернационализации хозяйственной деятельности объективно обуславливает введение механизма управления, основанного на принципах равноправного соучастия всех субъектов управления. Такой подход к управлению способствует в процессе управления не считать результаты, анализировать сроки, выделять причины, препятствующие нормальной реализации социально-экономических процессов, выносить решения и принимать резолюции, а реально направлять совместные усилия на работу по совершенствованию и модернизации управленческих решений и управленческих структур, что соответственно повышает качество управления. Управление на принципах соучастия всех субъектов управления в правительственной иерархии позволяет осуществлять поиск правильных и нужных решений при широком и свободном обсуждении возникающих проблем. Принятие совместных управленческих решений на принципах соучастия, на принципах работы в качестве единой команды всех участников управленческого процесса, повышающей профессиональное мастерство управленцев, позволяет принимать новаторские нестандартные управленческие решения и внедрять инновационные методы управления. Совместное обсуждение проблем создает условия более глубокого понимания остроты проблем, для знакомства с широким кругом лиц, населения, кого эти проблемы касаются непосредственно. Это придает процессам управления креативный характер, и позволяют подойти к решению проблем комплексно. Децентрализованные системы управления эффективны в том случае, если соучастники управленческого процесса профессиональны и компетентны в управлении. Это означает, что децентрализация управления, сокращение и реформирование управленческих структур в правительственной иерархии объективно предполагают увеличение инвестиций в человеческий капитал, в обучение и повышение мастерства управленцев, занятых в системе управления на разных уровнях управленческий иерархии.

Децентрализация государственного регулирования часто ассоциируется и подменяется понятием федерализма в системе государственного управления. В действительности это не совсем так. Децентрализация государственного регулирования в отличие от федерализма означает, прежде всего, вовлечение в процесс управления широких масс, формирование институтов гражданского общества и создания условий, чтобы быть ближе к нуждам и чаяниям населения, сопричастным к «состраданию нации» с одной стороны. С другой стороны децентрализация государственного регулирования связана с отступлением от традиционных правил управленческой иерархии и методов государственного регулирования и внедрение элементов предпринимательства и инноваций в систему государственного регулирования, что в свою очередь позволило бы ускорить внедрение технологических инноваций. Децентрализация государственного регулирования вносит дух предпринимательства в систему регионального и локального уровня, позволяет изыскивать новые формы внебюджетного финансирования и коммерческих инвестиций в развитие территории. Децентрализация государственного регулирования позволит ускорить разумную и ограничительную коммерциализацию социальной сферы, привлекая частный капитал к внедрению инноваций в сферу образования и здравоохранения, осуществления модернизации материально-технической базы этих отраслей и увеличение частных инвестиций в обучение специалистов высшей квалификации. Это позволит избирательно и разумно выстроить программы обучения и профессиональной подготовки, адекватные потребностям общественного развития.

Федерализм в отличие от децентрализации государственного регулирования основывается не на принципах соучастия и партнерского взаимодействия субъектов управления,  взаимодействия частного и государственного сектора экономики, что нашло отражение в так называемом «третьем пути» развития экономики объявленном в Великобритании во времена пребывания на посту премьер-министром Т. Блэра в 90-е годы прошлого столетия. Федеральные принципы государственного устройства предполагают разделение полномочий и ответственности в системе государственного регулирования между разными уровнями власти в системе правительственной иерархии. Это дает основание полагать, что на федеральном уровне правительство должно разрабатывать концепцию и стратегию социально-экономического развития станы, а на региональном уровне, на уровне субъекта федерации должен разрабатываться механизм реализации этой стратегии с учетом социально-экономических, экологических, природно-географических условий региона и территории. При этом специфика территориального развития предполагает использование новаторских и предпринимательских усилий местных правительств в реализации поставленных федеральным правительством задач социально-экономического развития страны. Это подтверждает и опыт федеративного управления в США, основанного на разделении прав и полномочий в системе  государственного регулирования. На федеральном уровне разрабатывается макроэкономическая политика, политика в области международной торговли, экологическая политика, политика регулирования доходов населения и инвестиций; формируются общегосударственные программы социального страхования, занятости населения, намечаются меры антиинфляционного характера. На уровне правительств штатов и на локальном уровне предпринимаются меры по их успешной реализации и ведется поиск путей доведения намеченных мер до населения. Главное, на что направлены усилия правительства штатов – это активизация инвестиционного процесса со стороны частного сектора и создание новых рабочих мест, увеличения занятости и развитие предпринимательства.

Библиографический список:

1. Osborn D., Gaebler T. Reinventing Government. How the Entrepreneurial spirit is transforming the public sector. N.-Y., 1993. 405 p.