Каталог статей |
Лях Т.И., Макеенко Г.И. Учет затрат на производство: МСФО и отечественный опытПомимо основной задачи, которая заключается в обеспечении многочисленных пользователей специфической экономической информацией, бухгалтерский учет на современном уровне экономической интеграции стран становится одним из средств международного общения.В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем бухгалтерского учета в нашей стране является приведение действующей системы учета и отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики и международных стандартов. В Беларуси принята Государственная программа перехода на международные стандарты бухгалтерского учета, но отчетность на многих предприятиях составляется в соответствии с белорусскими правилами бухгалтерского учета. Если организации необходимо предоставить инвестору либо другой заинтересованной стороне отчетность в соответствии с МСФО, она несет дополнительные затраты времени и денег на ее составление, прибегая обычно к помощи услуг внешних консультантов [1]. Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО; IFRS англ. International Financial Reporting Standards) — набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия. МСФО, в отличие от некоторых национальных правил составления отчетности, представляют собой стандарты, основанные на принципах, а не на жестко прописанных правилах. Цель состоит в том, чтобы в любой практической ситуации составители могли следовать духу принципов, а не пытаться найти лазейки в четко прописанных правилах, которые позволили бы обойти какие-либо базовые положения [3]. Международный стандарт финансовой отчетности 2 «Запасы» содержит нормы, касающиеся порядка учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. Во-первых, в п.10 МСФО 2 «Запасы» регламентируется применение метода полной себестоимости (absorption costing). При данном методе учета затрат на производство производственная себестоимость абсорбирует как переменные, так и постоянные затраты. «Директ-костинг» в целях финансовой отчетности не разрешен. На предприятиях экономически развитых стран он применяется только для составления управленческой отчетности. Нормативный учет также находит свое применение в бухгалтерском учете в соответствии с МСФО 2 «Запасы». В частности, в п. 14 данный стандарт регламентирует процедуру отнесения сверхнормативных затрат к периодическим, т.е. в полном объеме относимым на уменьшение прибыли отчетного периода. Сверхнормативные потери сырья, заработной платы, др. не должны попасть в состав запасов, отражаемых в активе баланса. Нормативный метод разрешен для оценки запасов материалов, незавершенного производства и готовой продукции. Во-вторых, в п. 10 МСФО 2 «Запасы» определены три группы затрат, включаемых в себестоимость продукции, а именно: 1) производственные переменные прямые затраты, 2) производственные переменные косвенные затраты, 3) производственные постоянные косвенные затраты [5]. В МСФО под косвенными понимаются затраты, которые невозможно или экономически не целесообразно прямо относить на себестоимость конкретной продукции (услуги). Поэтому они собираются в течение отчетного периода на специальном бухгалтерском счете (в Республике Беларусь 25 «Общепроизводственные расходы»), в конце периода распределяются по видам продукции косвенным путем. Согласно п. 11 МСФО «Запасы» переменные косвенные производственные расходы включаются в себестоимость продукции пропорционально фактическому объему произведенной продукции. То есть базой распределения этих расходов является показатель «фактическая производственная мощность». Согласно п. 11 МСФО «Запасы» постоянные накладные производственные расходы включаются в себестоимость продукции пропорционально прогнозному объему производства продукции при работе в нормальных условиях. То есть базой распределения этих расходов является показатель «нормальная производственная мощность». Стандартом так же допускается альтернативный вариант – использование в качестве базы распределения фактического объема производства в том случае, если он приближается к нормальной мощности [5]. Положения стандартов имеют важнейшее значение не только с точки зрения ведения учета, но и (что не менее важно) для анализа бухгалтерской информации, представляемой в формате международных стандартов финансовой отчетности, а также для максимально эффективного создания и использования учетной информации, формируемой в рамках концепции МСФО [6]. Для промышленного предприятия Республики Беларусь основным критерием эффективности является его способность произвести и предоставить на рынок конкурентоспособную продукцию, т. е. товары высокого качества и по максимально низкой цене, способной привлечь покупателя. Затраты на изготовление определенного продукта на данном конкретном предприятии должны быть как можно ниже. Следовательно, наиболее действенный источник экономического развития и процветания хозяйствующего субъекта — поиск резервов снижения затрат на производство. В настоящее время для Республики Беларусь повышение эффективности учета затрат и снижение себестоимости продукции — задачи государственного масштаба, требующие неотложного решения [4, с. 55]. В Республике Беларусь выделяют следующую особенность ведения бухгалтерского учета: он формируется и функционирует под сильным и непосредственным воздействием налоговой политики. В связи с этим первостепенной задачей бухгалтерского учета является определение налогооблагаемого результата деятельности хозяйствующего субъекта и другой сопутствующей информации, необходимой для расчета и осуществления налоговых и неналоговых платежей в государственный бюджет и внебюджетные фонды и контроль за ними [4, с. 56]. В Республике Беларусь есть некоторые особенности системы учета затрат на производство, обусловленные действующей налоговой политикой и одновременно не согласующиеся с общепринятыми международными нормами и принципами. Это, во-первых, включение в себестоимость продукции (работ, услуг) некоторых налогов, сборов и отчислений; во-вторых, порядок возмещения и учета нормируемых законодательством Республики Беларусь затрат и расходов субъектов хозяйствования. В настоящее время правила ведения бухгалтерского учета в части учета затрат трактуются не с экономических позиций и даже не с бухгалтерских, а с налоговых (фискальных), что является сдерживающим фактором перехода белорусских организаций на международные стандарты бухгалтерского учета. Ни интересы управления организации, ни экономическая сущность хозяйственных операций, а лишь налоговые последствия являются превалирующими для руководителей и менеджеров при принятии решений [2]. При сравнении процесса расширенного воспроизводства валового внутреннего продукта в странах с развитой рыночной экономикой и в Республике Беларусь видно, что в республике величина налога на доходы и прибыль субъектов хозяйствования, рассчитанного на затраты и расходы предприятия, превышает установленные для них лимиты, нормы и нормативы. Это уменьшает фонд накопления, который является главным источником расширенного воспроизводства и технического перевооружения производства. А в результате использования устаревших технологий и оборудования производственный процесс на предприятиях республики характеризуется низкой эффективностью, что в свою очередь вызывает высокие издержки производства и низкое качество продукции отечественных производителей, ее низкую конкурентоспособность [4, с. 57]. Таким образом, необходим пересмотр действующей в республике налоговой политики с целью становления и развития более эффективного хозяйственного механизма на предприятиях Республики Беларусь, предполагающего большую самостоятельность хозяйствующих субъектов в процессе выработки наиболее эффективных с точки зрения рынка управленческих решений, а также для создания условий для увеличения той части прибыли предприятий, которая может быть направлена последними на обновление и техническое перевооружение основных средств в соответствии с требованиями научно-технического прогресса и обеспечения роста конкурентоспособности продукции белорусских производителей [4, с. 59]. Таким образом, подводя итог вышесказанному, хочется отметить реальные выгоды от внедрения МСФО в Беларуси: 1) рост интеграции стран; 2) выход на зарубежные рынки; 3) приток иностранных инвестиций в экономику; 4) большая прозрачность отечественных компаний и, как следствие, улучшение имиджа бизнеса за рубежом. Перспективы и варианты перехода на МСФО: - принятие существующих международных стандартов; - принятие МСФО с возможностью их «ограниченной модификации»; - разработка национальных стандартов финансовой отчетности путем их максимально возможной гармонизации с МСФО [1]. Литература: 1. Багрицевич С.А., Турко С.А. МСФО: пути, перспективы и проблемы внедрения в Республике Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: [сылка более недоступна} 2. Борисенко В.Н. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОСТАВА ЗАТРАТ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ [Электронный ресурс] – Режим доступа: [сылка более недоступна} 3. Википедия: свободная энциклопедия // Международные стандарты финансовой отчетности [Электронный ресурс] – Режим доступа: [сылка более недоступна} Дата доступа: 22.02.2012. 4. Головач О. В. Особенности учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в Республике Беларусь / Головач О.В. // Веснiк Беларускага дзяржаўнага універсітэта. – 2005. - № 2. – С. 55-59. 5. Институт проблем предпринимательства // МСФО 2 «Запасы». Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции [Электронный ресурс] – Режим доступа: [сылка более недоступна} 22.02.2012. 6. Интернет-ресурс для бухгалтеров //Доходы и расходы организации: трактовка МСФО [Электронный ресурс] – Режим доступа: [сылка более недоступна}
|