Каталог статей

Мудрова А.А., Мудров А.Г.

Проблемы энергоаудита

 В соответствии со ст. 10 Федерального Закона РФ «Об энергосбережении» № 28-ФЗ от 03.04.1996 г., организации с потреблением свыше 6 тысяч тонн условного топлива (18,8 млн. кВт·ч) в год подлежат обязательным энергетическим обследованиям, кроме этого, большой спрос на услуги энергоаудита возникает и на свободном рынке, поскольку собственники предприятий, зданий и т.п., заинтересованы в снижении непроизводительных издержек, поиске резервов экономии.

23 ноября 2009 года был принят Федеральный закон 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», и в августе 2010 года начата регистрация саморегулируемых организаций (СРО) в области энергетического обследования (энергоаудита). Целью энергоаудита является анализ   состояния и оценка эффективности  систем электроснабжения, теплоснабжения, водообеспечения и пр. предприятия, оценка состояния систем и средств (приборов) учета энергоносителей и их соответствие установленным требованиям, выявление необоснованных потерь. Разработка технических и организационных энергосберегающих решений с указанием прогнозируемой экономии и оценкой стоимости реализации, разработка комплексного плана мероприятий по развитию и модернизации энергетического хозяйства со сроком окупаемости, оформление энергетического паспорта предприятия (форма энергетического паспорта принята 7.07.2010 г. Приказом Минэнерго №182 от 19 апреля 2012г.).

  Виды энергоаудита: экспресс-аудит предприятий, полный энергоаудит и инструментальный энергетический аудит. При этом проведение энергоаудита на предприятии с любым потреблением позволяет определить участки нерационального расходования энергетических ресурсов, потенциал энергосбережения, приоритетные направления по снижению финансовых затрат на энергоносители. Эта мера является действенным механизмом снижения нерационального потребления без ущерба производственному процессу предприятия в условиях дефицита мощности. Так как  энергоаудит только начинает набирать силу, то имеется ряд трудностей, которые затрудняют его проведение. Отметим наиболее характерные и злободневные.

Энергетический паспорт – это состав информации, отражающей достоверный объем потребления энергетических ресурсов, показатели эффективности их использования и возможности их повышения. Это официальный документ, требования к которому устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Однако на практике процедура прохождения энергопаспорта  в Минэнерго России затягивается, поскольку критерии, по которым паспорт регистрируется, непрозрачны, копится очередь, срываются сроки, что негативно влияет на репутацию компаний. Минэнерго принято лишь четвертая часть всех подготовленных паспортов. К тому же паспорта рассматриваются в бумажном варианте, а не в электронном, что также затрудняет оформление. Пока нет четких требований о том, каким должен быть паспорт, кто его утверждает и какое значение имеет документ.

Кроме этого, энергопаспорт не удовлетворяет требованиям времени, необходима его дифференциация в зависимости от категории организации.

Имеются замечания к нормативно-правовой базе энергоаудита. Правила проведения энергоаудита установлены Минэнерго РФ, в которых правоотношения сторон четко не регламентированы и эти правила пока не зарегистрированы в Министерстве юстиции. В законе нет требований к энергосбережению с точки зрения экологической безопасности, имеется перекос в сторону энергетических обследований и саморегулирующих компаний в ущерб другим направлениям энергосбережения, в частности, недостаточно прописано стимулирование повышения энергетической эффективности и управлением энергосбережением. Со стороны государства наблюдается недостаток контроля за соблюдением энергосбережения.

Проблема состоит и с обучением будущих специалистов по энергоаудиту, пока качество обучения на не высоком уровне требований, т.к. нет единой системы по подготовке специалистов для проведения энергоаудита. Человек  с высшим образованием любого профиля,  проходя 72-часовые курсы, получает свидетельство и допуск к работе. Проблема качества и компетентности энергоаудиторских организаций встала со всей остротой. Федеральный закон об энергосбережении требует от энергоаудиторской организации только свидетельство о членстве в СРО и 4 обученных энергоаудитора.  Оформление простое и недорогое, для вхождения в СРО надо заплатить взнос порядка 10-15 тысяч рублей  и 40 тысяч за обучение, а стоимость одного обследования оценивается сотнями тысяч рублей и больше миллиона. Здесь сразу же появилось поле деятельности для бизнеса. В течение полугода количество компаний желающих заниматься энергоаудитом превысило 2500, из которых только пятая часть считает энергоаудит своей основной деятельностью, для других - это часть бизнеса.  Созданные в спешном порядке СРО пока не в состоянии обеспечить высокое качество энергообследований и функцию по надзору за деятельностью своих членов [1].                             

Другая проблема - отсутствие методик и научных основ, утвержденных соответствующими регулирующими органами регламентов, методик и инструкций. По этой причине  саморегулируемые организации самостоятельно их разрабатывают, однако дело идет медленно, поскольку требуется время, необходимы эмпирические данные, которые еще не наработаны, синхронизация показателей со статистическими формами, и их анализ. В этих условиях экономика проектов считается по усредненным показателям, невозможно делать четких выводов об эффекте и окупаемости тех или иных мероприятий. Минэнерго России признается, что нет просчитанных экономических моделей проектов по энергоэффективности, которые легли бы в основу технико-экономических обоснований. А без этого никакие контракты на энергосервисные услуги невозможны – слишком неопределенны условия и велики риски.

 Оплата за энергоаудит пока несовершенна и не знакома заказчику, поскольку отсутствуют какие-либо рекомендации и нормативы в вопросе установления цен, которые в разных регионах отличаются в несколько раз. К тому же оплата за разные объекты резко отличаются - энергоаудит школы стоит 100 тысяч рублей, а промышленного предприятия- миллионы. Этим положением тут же пользуются недобросовестные компании, предлагающие заниженные цены и выигрывающие конкурсы, но не выполняющие качественно работы. От этого страдают и заказчики и добросовестные компании, защититься от сомнительных аудиторских компаний сложно, поскольку имеются несоответствия реалиям положения закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».  Выход из этого положения известен из мировой практики доказательства состоятельности исполнителя услуг и качества – сертификация соответствия независимой третьей стороной.

  К проблеме можно отнести наличие старого оборудования и нового, к которому используемая методика не может соответствовать этому оборудованию, а также в разноплановой документации по предприятиям. Кроме всего, по результатам экспертизы эксперт не имеет права настаивать на осуществлении своих рекомендаций, т.е. присутствует необязательность проведения рекомендаций к исполнению в жизнь. Проблема энергоаудита часто касается инструментального исследования, ибо не все аудиторские компании имеют полный комплект оборудования для проведения тепловизионного осмотра, инструментального контроля качества и количества электрической энергии, освещенности и состояния систем теплоснабжения, приборы для мониторинга температурно-влажностных режимов и т.д.  Негативная сторона и в неидеальности заказчика, ибо некоторые руководители рассматривают энергоаудит не с точки зрения  энергоэкономии, а  с точки зрения получения  энергопаспорта, так как штраф за отсутствие паспорта значительно меньше стоимости энергоаудита, т.е. руководителю выгоднее платить за штраф, чем за энергоаудит[2].

Чтобы помочь  и защитить интересы собственников, профессионально оценить экономическую стороны отдельных проектов, подготовить документы для привлечения инвестиций, провести переговоры с инвесторами государство организовало Федеральную энергосервисную компанию; в этом направлении действуют и РЭА, и ряд международных институтов (ЕБРР, Рудеа и прочие). Саморегулируемые организации по мере сил берут на себя разъяснительную работу, привлекают экспертов, пытаются давать обратную связь. Так, 6 СРО из Москвы, Казани, Екатеринбурга, Томска создали первый в России Союз саморегулируемых организаций в области энергетических обследований, цель которого – объединить усилия, выработать позицию и донести ее до органов власти. На повестке дня – именно озвученные проблемы отрасли. В определенной степени они являются естественным следствием бурно растущего рынка. И чем скорее они будут решены, тем увереннее будет работа на своем поприще.

В Республике Татарстан созданы необходимые условия для реализации государственной политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе обращено внимание и к энергоаудиту. Энергетические обследования проводят энергоаудиторские компании, являющиеся членами саморегулируемых организаций. Одна из известнейших компаний, ООО «Казанская Энергосберегающая Компания»  проводит все виды энергоаудиторских работ: первичный, очередной, предэксплуатационный, экспресс-аудит, комплексное обследование, полное инструментальное обследование, обследование технологических процессов. Имеет в своем распоряжении комплект оборудования для проведения тепловизионного осмотра, инструментального контроля качества и количества электрической энергии, освещенности и состояния систем теплоснабжения, а также приборы для мониторинга температурно-влажностных режимов.

Какова реальная обстановка с аудитом и энергосбережением в республике?  Счетная палата Республики Татарстан  провела проверку эффективности аудита в бюджетной сфере на примере деятельности Министерства труда, занятости и социальной защиты, имеющей широкую сеть подведомственных учреждений (232 единицы) и сделала следующие выводы [3].

  Выполнение Министерством отраслевой программы энергоресурсоэффективности не оказало существенного влияния на снижение объемов потребления энергоносителей и выделяемых на их оплату бюджетных ассигнований.   Отраслевая Программа энергоресурсоэффективности в своем настоящем виде не обеспечивает достоверность определяемых показателей и требует методологической доработки.  Показатели регулярных Отчетов Министерства, его подведомственных учреждений о реализации Программы не соответствуют данным, выявленным в ходе аудита.  Экономический эффект от реализации отраслевой Программы энергоресурсоэффективности отсутствует.  Министерством не уделялось должное внимание вопросам планирования, соответствия фактически производимых расходов реальной потребности учреждений отрасли в энергоресурсах.  При проведении капитального ремонта объектов отрасли Министерством не обеспечивалось  эффективное внедрение энергосберегающих технологий.  В большинстве случаев работники учреждений не обладают достаточными навыками в вопросах энергосбережения.  Высокий уровень физического и морального износа технологического оборудования увеличивает себестоимость энергетических ресурсов и соответственно стоимость услуг поставщиков. Как следствие, растет объем потребности в бюджетных средствах на оплату коммунальных услуг. Подведомственными учреждениями не обеспечивалась в полной мере эффективность расходования средств бюджета РТ при использовании энергетических ресурсов и проведении мероприятий по энергосбережению, во многих случаях низкое качество проведения энергосберегающих мероприятий не обеспечивала экономического эффекта от расходования бюджетных средств на указанные цели.  В отдельных случаях не выполнялись требования финансового законодательства в части соблюдения лимитов авансирования при расчетах с подрядными организациями, а также контроля за учетом и сохранностью приобретенных за счет средств бюджета РТ товарно-материальных ценностей.

Литература:

1. «Научно-методические принципы энергосбережения и энергоаудита. Научное и учебно-методическое справочное пособие». Научно-методические принципы энергоаудита и энергоменеджмента. /Троицкий-Марков Т.Е., Будадин О.Н., Михайлов С.А., Потапов А.И./ М. «Наука». 2005. - 544с.                              2. Труды конференции «Повышение надежности и эффективности эксплуатации электрических станций и энергетических систем» / Особенности проведения энергоаудита систем теплоснабжения ЖКХ. В.Г.Хромченков, В.А.Рыженков, Ю.В.Яворовский. МЭИ, 2010. www.energy2010.mpei.ru.
3.  Отчет Счетной палаты Республики Татарстан о результатах аудита эффективности расходования бюджетных средств при использовании энергетических ресурсов Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и его подведомственными учреждениями в 2006-2008 годах и за 9 месяцев 2009 года.