Каталог статей

Губарева О.И.

Модели взаимодействия бухгалтерского и налогового учета: международный опыт

     Налоговая система как инструмент экономической политики государства диктует свои правила отражения хозяйственной деятельности предприятия, которые по многим позициям принципиально отличаются от правил ведения бухгалтерского учета. В международной практике в вопросах взаимодействия бухгалтерского и налогового учета можно выделить две основные модели, которые характеризуют степень воздействия государства на вопросы учетной методологии.                    

   Первой модели присуща весьма тесная связь между системами бухгалтерского учета и налогообложения, и характерна она для стран континентальной модели  - Германии, Франции, Швеции, Бельгии, Испании, Италии, Швейцарии и др. К упомянутым странам достаточно близко примыкают южноамериканские государства, нередко выделяемые в самостоятельную модель.

  Эта концепция возникла в ХIХ веке в Пруссии, за основу было взято правило: сумма учетной (бухгалтерской) прибыли должна быть равна налогооблагаемой прибыли.     Основным достоинством этой концепции является ее логичность и простота.       

Следует отметить, что в ряде указанных стран необходимость ведения налогового учета отсутствует. К таким странам относятся: Германия, Португалия,  Франция, Бельгия,  Италия, Швейцария, Китайская народная республика.

 Отсутствие необходимости ведения налогового учета в ФРГ обусловлено тем, что в этой стране существует принцип обязательственности  (massegeblichkeitsprinzip), согласно которому счета Главной книги являются непосредственной основой для начисления налогов. Несмотря на то, что существует два типа счетов - коммерческие и налоговые, отдельного налогового учета нет, и выбор того или иного метода учета имеет прямые налоговые последствия. Большинство налоговых льгот могут быть использованы, только если они нашли отражение в счетах коммерческого учета.

        В Португалии отсутствие необходимости ведения налогового учета обусловлено тем, что бухгалтерский учет в этой стране  в очень большой степени подчинен целям налогообложения. Именно налоговые органы прямо или косвенно формируют методологические особенности учета. Подобно ситуации в нашей стране, требования португальского налогового законодательства обязательны для всех  бухгалтеров-практиков.

        Во Франции отсутствие необходимости ведения налогового учета обусловлено тем, что все положения бухгалтерского учета вытекают из коммерческого и налогового законодательства. Это оказывает существенное влияние на бухгалтерский учет путем установления системы налогообложения и требования отражать на счетах бухгалтерского учета все расходы для целей налогообложения. Процедура расчета налогооблагаемой прибыли на основе данных бухгалтерского учета строго регламентирована.    Для   определения  налоговых обязательств организации заполняют таблицы корректировок бухгалтерской прибыли установленной формы.

        В Бельгии отсутствие необходимости ведения налогового учета обусловлено действием налогового режима, при котором публикуемая годовая отчетность служит основой  для налогообложения. Акционерные общества обязаны представлять в налоговые органы баланс и подробный отчет о прибылях и убытках, а налоговые органы могут оспаривать содержание бухгалтерской отчетности и делать корректировки для определения базы налогообложения. Компании, естественно, стараются составить отчетность таким образом, чтобы исключить возможность корректировок в целях налогообложения.

        В Италии отсутствие необходимости ведения налогового учета обусловлено тем, что очень сильно влияние на бухгалтерский учет налогового законодательства. Системой своих актов оно охватывает гораздо больший круг проблем бухгалтерской практики, нежели профессиональные стандарты.  По  данным отчета о прибылях и убытках определяются налоги, взимаемые  с компаний. Таким образом, главными пользователями отчетных данных до сих пор остаются фискальные органы. Бухгалтерская отчетность служит почти исключительно целям налогового контроля.

        В КНР отсутствие необходимости ведения налогового учета обусловлено тем, что нормативное регулирование бухгалтерского учета осуществляют налоговые органы, поэтому формирование показателей бухгалтерской отчетности производится с учетом требований налогового законодательства. Особенность правовой регламентации бухгалтерского учета состоит в обязательном включении  положений об отчетности в налоговые акты самого различного уровня

        В Швейцарии   отсутствие    необходимости   ведения   налогового     учета обусловлено тем, что существует тесная связь между налогообложением и бухгалтерской отчетностью. Поскольку налоги базируются на учтенной   сумме доходов, временная разница   между   налогооблагаемым   доходом  и доходом, отраженным в отчетности,   возникает   редко.    Поэтому   фирмы   обычно    не отражают отсроченные налоги в своей отчетности.

        Вторая концепция, противоположная первой, получила распространение в Великобритании и звучит она так: сумма учетной (бухгалтерской) прибыли принципиально отлична от налогооблагаемой величины. Эту концепцию называют собственнической (англосаксонской), и она господствует преимущественно в англоговорящих странах, таких как США, Великобритания, Ирландия, Нидерланды, Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР и других.

        Ее главная особенность состоит в том, что любой финансовый отчет должен быть составлен в интересах собственников (инвесторов), зависимость системы бухгалтерского учета от налогообложения крайне слаба или практически отсутствует. Достоинством концепции является ее реалистичность. Данная концепция предполагает существование и ведение параллельно как  бухгалтерского учета, так и учета для целей налогообложения.

        В Великобритании система бухгалтерского учета развивалась независимо от государства, исходя из интересов и требований бизнеса.  В связи с тем, что налогообложение должно быть связано с конкретными событиями и фактами хозяйственной жизни компании, возникла идея создания резервных фондов под отложенное налогообложение. Правила такого резервирования изложены в стандарте SSAP 15, который предусматривает частичное резервирование отложенных налогов, в противовес международному стандарту IAS 12, требующему проводить полное резервирование. Таким образом, в Великобритании прибыль, определяемая по данным бухгалтерского учета, и используемая для целей налогообложения различаются.

        В США для исчисления налогов хозяйствующие субъекты ведут налоговый учет. В связи с тем, что существует проблема несоответствия сумм налогооблагаемой прибыли  и    прибыли    по   данным   бухгалтерского  учета,   для правильного исчисления налогов, в отчетном балансе, составляемом по стандартам GAAP, появилась статья «Отсроченные налоги». Налоговый   учет   в   США   не представляет собой некую автономную систему, а организован в тесной связи с бухгалтерским финансовым и управленческим учетом.

       Налоговый учет не может быть выделен из системы учета как самостоятельное системное образование. Он должен представлять собой подсистему бухгалтерского учета, включающую совокупность процедур группировки и обработки информации о фактах хозяйственной деятельности организации, накопленных в бухгалтерском учете, для целей исчисления налоговых обязательств по правилам, установленным налоговым законодательством.

        Таким образом, при осуществлении дальнейшего реформирования  налоговой системы России следует исходить из факта, что коль скоро Россия является равноправным членом мирового экономического сообщества, необходима ориентация налоговой системы на приоритетные тенденции развития налоговых систем ведущих держав мира с учетом специфики налогового законодательства и учетной системы нашей страны.