Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Никулина С.Н. Инновационно-инвестиционное направление развития бюджетирования в перерабатывающей сфере АПКОсновная цель инновационно-инвестиционной политики в АПК - создание условий для эффективных вложений и внедрения инноваций в экономику отрасли. Возможность привлечения инвестиций, в перерабатывающую сферу окажет позитивное воздействие и на сельскохозяйственных товаропроизводителей, так как они обеспечивают необходимую ресурсно-сырьевую базу для АПК в целом. Государственная политика привлечения инвестиций в перерабатывающую отрасль АПК исходит из необходимости решения такой целевой функции, как использование ограниченных бюджетных средств на развитие этой отрасли. Мировой опыт свидетельствует, что в кризисных ситуациях роль государства возрастает. Оно может существенно повлиять на активизацию инвестиционной деятельности, оказать влияние на экономику страны, в том числе на ее продовольственное обеспечение за счет отечественных продуктов питания или импортных.Одним из необходимых условий развития перерабатывающей отрасли АПК является научно-технический прогресс, в основе которого лежат инвестиционно-инновационные процессы, которые позволяют осуществлять расширенное воспроизводство на основе освоения достижений науки и техники. Инновационно-инвестиционный процесс - процесс реализации инновационного проекта «под ключ», в ходе которого инновационная и инвестиционная деятельность осуществляются во взаимосвязи, под единым (общим) управлением [2]. Под влиянием кризисных явлений инновационный процесс в перерабатывающей отрасли АПК замедлился. Между тем инновации на современном этапе развития отрасли переработки находятся в тесной взаимосвязи с производством, распространением знаний и информации, приобретая значение важного фактора производства, от использования которого зависит экономический рост в каждой организации. Инновационная деятельность в перерабатывающей отрасли АПК должна получить дальнейшее развитие как закономерное явление современной жизни, повышая инвестиционную привлекательность организаций. База экономического роста организации - разработка, внедрение инноваций, их прогнозирование, организация финансового и управленческого учета, контроля и анализа эффективности инновационных процессов в целях повышения конкурентоспособности перерабатывающей отрасли АПК. Значительное место в системе управления инновациями и инвестициями должно отводиться бюджетированию. Основные виды инновационно-инвестиционного направления развития системы бюджетирования в перерабатывающих организациях АПК приведены в таблице 1. Таблица 1 Основные виды инновационно-инвестиционного направления развития системы бюджетирования в перерабатывающих организациях АПК
Характеристика видов инновационно-инвестиционного направления развития системы бюджетирования показывает, что сотрудники по инновациям перерабатывающих организаций АПК обязаны изучать и анализировать технические, кадровые, организационные, финансово-экономические и другие инновации, существующие на рынке. Отсюда складывается объем информации, необходимый этим сотрудникам. В свою очередь информационные потребности определяют необходимость становления и развития бюджетирования инновационно-инвестиционной деятельности в системе управленческого учета. В основу формирования бюджетирования инновационно-инвестиционной деятельности в перерабатывающих организациях АПК должны быть положены принципы, определяющие направления его развития: - определение инноваций (инвестиций) как объекта бюджетирования; - формирование в бюджетах информации об инновационно-инвестиционной деятельности организации; - использование бюджетной информации об инновационно-инвестиционной деятельности организации для принятия стратегических и тактических управленческих решений; - отражение в бюджетах инновационно-инвестиционных затрат по местам их возникновения и центрам ответственности; - обеспечение формирования информации об инновационно-инвестиционной деятельности путем применения в бюджетах аналитических статей; - отражение инноваций (инвестиций) по статьям бюджета во взаимной связи со счетами бухгалтерского учета по отдельным объектам (видам); - проведение оценки эффективности инновационно-инвестиционных мероприятий, отраженных в бюджете. Увеличение (расширение) перечня объектов бюджетирования позволит быстрее провести адаптацию инноваций и инвестиций, что позволит перерабатывающим организациям АПК увеличивать объемы производства продукции, повышать рентабельность и конкурентоспособность отрасли. Как известно, инновационно-инвестиционная деятельность может осуществляться только на основе эффективной системы сбора и систематизации информации, которая необходима для принятия управленческих решений. Большую часть такой информации менеджеры могут получить из инновационно-инвестиционных бюджетов. Таким образом, основная цель бюджетирования инновационно-инвестиционной деятельности в перерабатывающих организациях АПК – предоставить бюджетную информацию, необходимую для управления инновационно-инвестиционным процессом, которая способствует созданию, внедрению и эффективному применению инноваций. Следовательно, бюджетирование инновационно-инвестиционной деятельности в перерабатывающих организациях АПК направлено на получение следующей бюджетной информации: - затрат на внедрение инноваций капитального характера; - оборотных средств, вложенных в инновационный сегмент деятельности; - себестоимости продукции, произведенной и реализованной с применением нововведений; - управленческих расходов на внедрение организационных нововведений; - коммерческих расходов на реализацию инновационной маркетинговой стратегии организации; - результатов хозяйственно-финансовой деятельности организации, с учетом внедрения и применения нововведений. В результате этой информации можно принять управленческое решение о возможности неиспользования нововведений или напротив их активному внедрению и использованию, что также является и задачей управленческого учета. Известно, что в учетно-аналитическое обеспечение управления инновационно-инвестиционным процессом входит информация, предоставляемая финансовым, управленческим, налоговым, оперативным учетом, отражаемая его эффективность в организации. Вследствие этого бюджетирование инновационно-инвестиционной деятельности по нашему мнению, не является обособленным. Оно входит в систему информационного обеспечения управления инновационно-инвестиционным процессом подсистемой управленческого учета, и используется для принятия управленческих решений в области инновационного менеджмента. Отличительными особенностями бюджетирования инновационно-инвестиционной деятельности перерабатывающих организаций АПК являются: - возможность и необходимость бюджетирования инновационно-инвестиционной деятельности; - составление бюджетов инновационно-инвестиционного процесса с учетом влияния факторов внешней среды; - расширение объектов бюджетирования (инвестиции в основные средства, нематериальные активы и т.д.); - достижение стратегической цели и получение стратегического преимущества; - выявление потребности в изменении конкурентной среды и достижение конкурентного преимущества; - определение долгосрочной инновационно-инвестиционной политики организации. - определение краткосрочной цели инновационно-инвестиционной политики организации; - достижение определенного уровня экономической эффективности; - бюджетирование с учетом стратегической направленности организации; - контроль выполнения инновационно-инвестиционного бюджета; - составление отчетов об исполнении бюджета инновационных инвестиций; - анализ исполнения бюджетов инноваций и отклонений факта от плана; - управление сегментами деятельности, бизнес-единицами. Таким образом, бюджетирование инновационно-инвестиционной деятельности в перерабатывающей отрасли АПК обеспечивает бюджетное планирование, учет, отчетность, контроль, анализ затрат, результатов инновационной деятельности, денежных потоков и получение информации для принятия стратегических управленческих решений, направленных на получение устойчивых конкурентных преимуществ и повышение экономической эффективности деятельности инновационных перерабатывающих организаций.
Литература: 1. Проняева Л.И. Управленческий учет и инновационно-инвестиционная политика в АПК //Экономический анализ: теория и практика.- 2008.- № 19 2. Официальный сайт «Консультант Плюс» Режим доступа: [сылка более недоступна} | |||||||||||||||||||||||||||||||||