Каталог статей

Юнусова Г., Кинзябулатова А.

Особенности налогообложения электронного бизнеса

Электронная коммерция быстро меняет привычные способы ведения бизнеса. Всего лишь пять лет назад немногие люди имели опыт покупок по Интернету, и ещё меньшее число компаний было представлено в Сети. Сегодня количество онлайновых операций растёт бурными темпами, а компании на любом рынке и в любом регионе мира спешат включить электронную коммерцию в свои бизнес-планы.

Однако развитие виртуальной коммерции сдерживается целым рядом причин экономического, социально-психологического и чисто технического характера. К чисто техническим проблемам можно отнести разработку программного и аппаратного обеспечения, необходимого для ведения электронного бизнеса, а также развитие коммуникационной инфраструктуры. Важная проблема осуществления платежей по сети имеет, помимо технических, много тонких юридических и налоговых аспектов.

Некоторые начинающие интернет-коммерсанты, полагают, что раз их бизнес происходит в виртуальном пространстве, то в реальном мире они никому ничего не должны. С таким подходом не согласны налоговые власти всех стран мира. С их точки зрения, Интернет есть лишь способ общения между продавцом и покупателем, никак не отменяющий налоговых обязанностей, возникающих в результате сделок между ними. Однако же несомненно, что в налогообложении электронной коммерции есть своя специфика. В настоящее время общепринятый среди законодателей разных стран подход - нет никакой необходимости вводить новые разновидности налогов для обложения электронной коммерции. Вполне можно обойтись и традиционными видами налогов, надо только приспособить их к новым условиям. Налоги делятся на две группы: прямые и косвенные. К прямым налогам относятся налог на прибыль организаций, а также налог на доход физических лиц. К косвенным - НДС и налог с продаж. Прямые налоги на прибыль и доход взимаются с компаний и с населения почти во всех странах мира. Как правило, страна, в которой зарегистрирована компания, облагает налогом доходы компании, полученные во всех странах мира. Но кроме этого, страна, с территории которой получены доходы, может тоже обложить их налогами. При этом если деятельность в этой стране ведется через постоянное представительство, его доходы облагаются, таким образом, как если бы это была обычная местная компания. Если же такого представительства нет, полученный доход может в определенных случаях облагаться налогом у источника выплаты. Это значит, что этот налог удерживает и перечисляет государству местная компания, являющаяся источником дохода. Чтобы избежать ситуации, когда один и тот же доход облагается налогом дважды в разных странах, заключаются международные налоговые договоры. В принципе, при обложении налогом на прибыль нет никакой разницы, каким именно бизнесом занимается компания, обычным или электронным. Однако некоторая специфика во втором случае все-таки есть. Самым тонким вопросом применительно к электронной коммерции здесь является вопрос наличия или отсутствия постоянного представительства. В современных условиях мобильности бизнес-процессов понятие постоянного представительства в значительной степени размывается или, как минимум, нуждается в корректировке.

К косвенным налогам относят налог с продаж и налог на добавленную стоимость (НДС). По своей экономической природе они являются налогами на потребление. Косвенными же они называются потому, что собираются с потребителя не напрямую, а через продавца, который включает налог в цену продаваемого товара или услуги, а затем перечисляет его государству. При этом налог исчисляется не только по результатам отчетного периода, как в случае прямых налогов, а по каждой операции отдельно. Наибольший интерес для нас в смысле электронной коммерции представляют налоговые системы наиболее развитых стран, в первую очередь Европы и Северной Америки. В Европе распространен НДС, и законодательство о нем в значительной степени унифицировано в соответствии с директивами Европейского союза. В США и Канаде применяется налог с продаж, причем налог этот не носит федерального статуса, а взимается на уровне штата (в Канаде - провинции) или на муниципальном. Соответственно ставки налога и правила исчисления налоговой базы сильно варьируются. Поскольку эти налоги на потребление, то решающую роль при обложении ими тех или иных операций играет не местонахождение продавца, как в случае прямых налогов, а место реализации товара или услуги. Поэтому, кстати, использование оффшорных компаний обычно не позволяет сэкономить на налогах этого типа. Однако при определении места реализации в случае электронной коммерции имеются серьезные теоретические проблемы. При взимании же налога у властей возникают проблемы практические.

Существует непримиримое противоречие между имманентной глобальностью и неделимостью сети Интернет, и узкой национальной ограниченностью юрисдикции властей, вводящих налоги в этом виртуальном пространстве. До некоторой степени это противоречие разрешается самими хозяйствующими субъектами путем локализации виртуального бизнеса на территории, где власти намеренно отказались от налогообложения международных коммерческих операций, то есть в одном из оффшорных финансовых центров. Власти многих оффшорных зон уже осознали всю радужность этой перспективы и активно трудятся над созданием благоприятных налоговых условий для электронной коммерции на своих островах.