Каталог статей

Сафонова В. И., Соцкая Я.В.

Особенности автоматизации учета расчетов по выплатам работникам

Постановка проблемы. Понятие «заработная плата» наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных видов премии, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежных и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и т.п.).

Каждое предприятие по-своему решает задачу ведения бухгалтерского учета расчетов по выплатам работникам. Но учитывая объемы распространения компьютеров, можно с уверенностью сказать, что в настоящий момент лишь очень малая часть предприятий не использует вспомогательные программные средства, позволяющие полностью или частично автоматизировать бухгалтерские операции.

В связи с этим возникает необходимость в организации учета расчетов с работниками предприятия в условиях автоматизации учета, позволяющем не только своевременно осуществлять расчеты с персоналом, но и оперативно реагировать на происходящие изменения в области труда и заработной платы путем разработки соответствующей стратегии предприятия.

Анализ последних исследований. Теоретические и методические проблемы учета труда и его оплаты всегда были предметом научных исследований и часто рассматриваются в научных работах ученых-экономистов и практиков, таких как: Бутынец Ф.Ф. [2], Завгородний В. П. [3], В.С. Лень[5],  Лишиленко О.В.[6] и др. Однако организация автоматизации учета изучена недостаточно.

Постановка цели исследования. Целью исследования является изучение теоретико-методических и практических аспектов организации автоматизированного учета расчетов по выплатам работникам.

Результаты исследования. Каждое функционирующее предприятие в первую очередь заинтересовано в финансовой стороне своей деятельности, поэтому оно рассматривает возможности сокращения издержек и минимизации времени на получение достоверной информации о текущем состоянии дел, а также отчетов за определенные временные интервалы. На каждом предприятии ведется бухгалтерская документация, и подчас от оперативности ее предоставления как руководству предприятия, так и проверяющим госструктурам, зависит направление функционирования, путь развития, а то и сам факт дальнейшего существования предприятия. Упростить решение данной задачи призвана автоматизация бухгалтерского учета.

Автоматизация бухгалтерского учета в сельском хозяйстве предусматривает и ведение электронного первичного документирования хозяйственных операций.

Каждое предприятие по-своему решает задачу ведения бухгалтерского учета. Но учитывая объемы распространения компьютеров, можно с уверенностью сказать, что в настоящий момент лишь очень малая часть предприятий не использует вспомогательные программные средства, позволяющие полностью или частично автоматизировать бухгалтерские операции. В нашей стране разработано и успешно работает множество специальных бухгалтерских программ.

На рынке программных продуктов есть много специальных бухгалтерских программ, ко­торые значительно упрощают ведение бухгалтерского учета: "1С: Бухгалтерия", "Парус", "Дебет+", "Fin Expert", "Lady Fin", "Финансы без проблем", "Турбобухгалтер" и др.

Автоматизация обработки учетной информации на предприятиях охватывает весь комплекс задач по синтетическому и аналитическому учету. Предпосыл­кой этому является организация централизованной базы данных и распределенных баз данных на местах обработки информации. Для реализации задач учета, контроля, анализа и аудита создается информационная база с использованием трехкатегориальных автоматизированных рабочих мест (АРМ) бухгалтера. [1, «Автоматизация расчета заработной платы»].

Рассмотрим информационную модель организации АРМ по учету, контролю и аудиту труда и заработной платы.

На АРМ бухгалтера I категории (цеха, отделы, участки) осуществляется ввод первичных данных, расчет и выдача информации на экран и печатающее устройство машинных документов по структурным подразделениям. Автоматизация задач по учету, контролю и аудиту труда и заработ­ной платы базируется на алгоритмах расчета, каждый реализуется обособленно.

На АРМ бухгалтера II категории (бухгалтерия) создается необходимая информационная база данных на рабочем месте бухгалтера по учету труда и заработной платы, в которой объединя­ются все данные, поступающие с АРМ бухгалтера I категории структурных подразделений.

На АРМ бухгалтера III категории (руководитель) осуществляются анализ средств на оплату труда, контроль, аудит, моделирование, прогнозирование труда и заработной платы.

Для сельскохозяйственных предприятий характерен сезонный характер производства и разрыв между переходами использования технологических процессов. Производственные расходы осуществляются длительное время и неравномерно, поэтому в процессе производства могут принимать участие как постоянные, так и сезонные рабочие, что приводит к неравномерному отнесению затрат на оплату труда. [7, с. 48-52]

Оплата труда является необходимым условием взаимоотношений между предприятием и работником. Современные условия требуют от руководства предприятия применения гибких инструментов для расчета заработной платы.

Для комплексной автоматизации расчета заработной платы, а также реализации кадровой политики предприятий мы предлагаем использовать программный продукт «1С: Зарплата и Управление Персоналом 8.0» на платформе «1C: Предприятие 8».

"1С: Зарплата и управление персоналом 8 для Украины" - это программа массового назначения для комплексной автоматизации расчета заработной платы и реализации кадровой политики предприятий и организаций. Она успешно применяется в кадровых службах и бухгалтериях, а также в других подразделениях, в задачу которых входит организация эффективной работы персонала.

"1С: Зарплата и управление персоналом 8 для Украины" создана на технологической платформе нового поколения "1С: Предприятие 8", которая обеспечивает высокую гибкость, настраиваемость, масштабируемость, производительность и эргономичность прикладных решений.

"1С: Зарплата и управление персоналом 8 для Украины" - это готовое к работе решение, в котором учтены требования законодательства, реальная практика работы предприятий и мировые тенденции развития методов мотивации и управления персоналом.

Прикладное решение "1С: Зарплата и управление персоналом 8 для Украины" решает задачи:

· расчета заработной платы;

· управления финансовой мотивацией персонала;

· исчисления регламентированных законодательством налогов и взносов с фонда оплаты труда;

· отражения начисленной зарплаты и налогов в затратах предприятия;

· управления денежными расчетами с персоналом, включая депонирование;

· учета кадров и анализа кадрового состава;

· автоматизации кадрового делопроизводства;

· планирования потребностей в персонале;

· обеспечения бизнеса кадрами;

· управления компетенциями, аттестациями работников;

· эффективного планирования занятости персонала.

"1С: Зарплата и управление персоналом 8 для Украины" позволяет автоматизировать трудоемкие рутинные операции, высвободить работников для выполнения аналитических и управленческих функций и тем самым повысить эффективность служб расчета заработной платы и управления персоналом.

Выводы. В связи с высоким уровнем конкуренции в сфере программных решений стоимость покупки, внедрения и сопровождения готовых систем автоматизации является вполне доступной для всех категорий компаний. Масштабируемость и гибкость современных программных продуктов позволяет подобрать оптимальное решение с многих точек зрения и закупить именно те модули, которые будут необходимы для учета повседневной деятельности компании. При расширении предприятия или смены его направленности возможна дозакупка недостающих модулей и перенастройка системы.

Таким образом, совершенствование организации учета расчетов с работниками путем внедрения современных технологий автоматизации позволит повысить эффективность процесса обработки данных, обеспечит руководство предприятия оперативной информацией для принятия решений о кадровом потенциале, производительности труда, размера фонда оплаты труда.

При автоматизации бухгалтерского учета важно не просто перевести всю бумажную работу на компьютер. Важно, чтобы это увеличило эффективность работы бухгалтерии и улучшило контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, что в свою очередь увеличит эффективность управления предприятием, и, как следствие, эффективность его работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Автоматизация расчета заработной платы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [сылка более недоступна}

2. Бухгалтерський фінансовий облік: підручник для студентів спеціальності «Облік і аудит» вищих навчальних закладів. / За редакцією проф. Ф.Ф. Бутинця. – 4 – е вид., доп. і перероб. – Житомир: ПП «Рута», 2002. – 688с. (142-155)

3. Завгородний В. П. Бухгалтерский учёт в Украине:  Учебное пособие для студентов вузов. – 5 изд., доп. и перераб. – К.: А.С.К., 2002. – 847с.

4. Закон Украины „Об оплате труда” за № 108/95-ВР.

5. Лень В. С., Гливенко В.В. Бухгалтерський облік в Україні: основи та практика: 3 – тє видання. Навч. Пос. – К.: Центр учбової літератури, 2008. – 608с. (193-254)

6. Лишиленко О.В. Бухгалтерський облік: Підручник. – 2 – ге вид., перероб. і доп. – Київ: Вид – во «Центр навчальної літератури», 2006. – 659с. (397-430)

7. Муравской В. Документирование в условиях полной автоматизации учета/ В. Муравской // Бухгалтерский учет и аудит. - 2008. - № 5. - С. 48-52.

Аннотация. Рассмотрена модель организации АРМ (автоматизированного рабочего места) по учету заработной платы и бухгалтерские программы.

Annotation. The model of the organization of an automated workplace under the salary account and accounting programs.