Каталог статей

Коваленко О.С.

Аудит расходов на рекламу

     Рыночные преобразования украинской экономики характеризуется развитием, взаимодействием, конкуренцией товаропроизводителей и возникновением заинтересованных групп пользователей экономической информации. В условиях возрастающей конкуренции и стремления предприятий к получению максимальной прибыли увеличивается объем информации рекламного содержания. Поэтому проблемы, связанные с использованием отечественных и международных стандартов финансовой отчетности, правил (стандартов) аудита, применением результатов аудита рекламодателями очень актуальны в настоящее время.

    Целью данной статьи является рассмотрение вопросов организации учета и аудита расходов на рекламу, связанные с классификацией и  документированием расходов на рекламу, оценкой существенности и достоверности финансовой отчётности.

    Проверка всех первичных документов, подтверждающих факт выполнения рекламных работ либо услуг является началом любой аудиторской проверки.  Такие документы должны содержать следующие реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

     Для признания расходов на рекламу в качестве расходов по обычным видам деятельности необходимо иметь первичные документы, подтверждающие факт выполнения рекламных работ и услуг. Это могут быть: договор на оказание рекламных услуг; протокол согласования цен на рекламные услуги; документация, предоставляющая право размещения средства наружной рекламы и информации, оформленная в установленном порядке; акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг); документы, подтверждающие оплату рекламных услуг (платежное поручение, корешок приходного ордера); требование-накладная и накладная на отпуск материалов на сторону; расчетно-платежная ведомость для учета заработной платы, начисленной в связи с производством рекламных расходов расчетно-платежная ведомость; акт о списании товаров (готовой продукции) в рекламных целях; декларации по налогу на рекламу и др. документы.

      Рекламные расходы следует разделить на два вида: расходы, которые учитываются при налогообложении в полном объеме и расходы, которые учитываются при налогообложении в пределах 1 процента от выручки.

       К ненормируемым расходам организации на рекламу относятся: расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети (например, в сети Интернет); расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

        Перечень ненормируемых расходов является закрытым. Все иные, не входящие в данный перечень рекламные расходы, а также расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, для целей налогообложения нормируются. Эти расходы можно учитывать при налогообложении прибыли только в пределах 1 процента от выручки. При этом в сумму выручки не включаются НДС и налог с продаж.

        Исходя из приведенного перечня, к нормируемым (прочим иным) рекламным расходам можно отнести затраты на разработку, издание и распространение (в частности, при реализации своей продукции) плакатов, афиш, рекламных писем, открыток, эскизов этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов при непосредственном вручении клиенту или отправке по почте.

        После проведения аудиторской проверки, возможна ситуация, когда при проведении  налоговой проверки предприятию предъявляются штрафные санкции за занижение налогооблагаемой базы налога на прибыль. В данной ситуации следует учесть, что  целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Украины. В том случае, когда аудиторы берут на себя дополнительную ответственность по проверке формирования налогооблагаемых баз предприятия, нужно рассматривать всю возникшую проблему в комплексе.

         Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Поэтому аудиторской организации разрешается выдавать положительные заключения даже при наличии ошибок в ведении учета на предприятии. Но вот количество (суммовой эффект - существенность) этих ошибок должно быть разумно. Аудиторская фирма, руководствуясь своими внутрифирменными и федеральными стандартами, может для каждого проверяемого предприятия устанавливать уровень существенности. Аудитор оценивает то, что является существенным, по своему профессиональному суждению, основываясь на внутрифирменных стандартах. Использование принципа существенности при составлении аудиторского заключения означает, что в нем изложены все существенные обстоятельства, обнаруженные при проведении аудита; никакие иные существенные обстоятельства не были обнаружены аудиторской организацией при проведении аудита.

        Аудитор рассматривает существенность как на уровне бухгалтерской отчетности в целом, так и в отношении остатка средств по отдельным счетам бухгалтерского учета групп однотипных операций и случаев раскрытия информации. В зависимости от рассматриваемого аспекта бухгалтерской отчетности возможны различные уровни существенности. Поэтому, если при проверке аудиторов не обнаружилось превышения количества выявленных ошибок над уровнем существенности, они смело выдают положительное аудиторское заключение и не указывают выявленные недостатки в «Письменной информации руководству аудируемого предприятия».

         Если в договоре между аудиторской фирмой и проверяемой организацией оговорен уровень и порядок определения существенности, то организация может потребовать от аудиторской фирмы компенсации за понесенный ущерб или пожаловаться на некачественно проведенный аудит. Но только в том случае, если выявленные ошибки превышают оговоренный в договоре уровень. В том же случае, когда по некоторым направлениям проверки выявились замечания, которые превышают уровень существенности, но не сильно влияют на общее положение предприятия, аудиторы имеют право выдать модифицированное заключение.

       Итак, в данной статье были рассмотрены вопросы организации учета и аудита расходов на рекламу, связанные с классификацией и  документированием расходов на рекламу, оценкой существенности и достоверности финансовой отчётности.