Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Журило П.П. Система материально-технического обеспечения внутренних войск МВД России, метод оценки её экономической безопасностиПроводимая в России социально-экономическая реформа, основанная на идее свободного рынка и философии монетаризма, а также реформирование МВД России, внутренних войск МВД России явились причиной ряда проблем, связанных с обеспечением экономической безопасности государства в целом, и его силовой составляющей, в частности.Нормальное функционирование внутренних войск МВД России всецело определяется мощной и хорошо организованной системой их экономического обеспечения. При этом основная нагрузка в данной области приходится на долю тыла внутренних войск и, в первую очередь, на систему материально-технического обеспечения войск. Предлагаемый метод позволяет с помощью методического аппарата рискологии оценить состоятельность рыночных субъектов, планируемых к экономическому сотрудничеству, тем самым, обезопасив систему материального обеспечения от возникновения угрозы недопоставки материальных средств для внутренних войск МВД России в связи с недобросовестностью поставщиков. Он устанавливает принципы и порядок определения угрозы невыполнения обязательств, а также порядок расчета несостоятельности рыночного субъекта, предполагаемого к экономическому сотрудничеству. Категория «угроза невыполнения обязательств» является оценкой возможности несвоевременного исполнения, неисполнения или частичного неисполнения рыночным субъектом своих обязательств по поставке материальных средств в перспективе. Несостоятельность рыночного субъекта, предполагаемого к экономическому сотрудничеству, является предельным размером совокупной величины несоответствий требованиям, предъявляемым системой материально-технического обеспечения к поставщику, по выполнению контрактных обязательств на поставку материальных средств.
Выделяются пять основных групп негативных факторов, которые могут спровоцировать невыполнение рыночным субъектом своих обязательств. К ним относятся: - негативные факторы, связанные с деловой историей и репутацией рыночного субъекта (U1); - негативные факторы, связанные с финансовым состоянием рыночного субъекта (U2); - негативные факторы, связанные с перспективным финансовым состоянием рыночного субъекта (U3); - негативные факторы, связанные с эффективностью финансовой политики и прозрачностью финансовой отчетности рыночного субъекта (U4); - негативные факторы, связанные с производственным оснащением и уровнем использования современных технологий рыночного субъекта (U5). По результатам анализа влияние каждого негативного фактора оценивается как низкое/среднее/высокое в соответствии с определенными основными характеристиками. Агрегированная оценка Оа влияния негативных факторов на способность рыночного субъекта в перспективе исполнять свои обязательства перед системой материально-технического обеспечения определяется следующим образом: Рассчитывается Ni, где i-индекс группы по значениям «Оценка влияния негативных факторов» (1 - низкое, 2 - среднее, 3 - высокое): Ni = (количество попаданий в i-группу, взвешенное с учетом значимости фактора). Значимость негативных факторов при получении агрегированной оценки определяется по таблице 1. Рассчитывается агрегированная оценка Оа для определения угрозы невыполнения обязательств: , (1) табл. 1 Значимость негативных факторов
В зависимости от фактического значения, которое принимает агрегированная оценка Оа, рыночный субъект относится к определенной категории угрозы невыполнения обязательств (табл. 2). Рыночным субъектам, финансовое состояние которых в настоящее время оценено как неблагополучное может быть присвоена категория несостоятельности выше UB3. табл. 2 Значимость факторов угрозы
Расчет угрозы несостоятельности рыночного субъекта осуществляется в следующем порядке. Производится определение базовой величины Q для расчета угрозы несостоятельности рыночного субъекта. Так как контракты с организациями заключаются обычно на один год, для органов управления системой материально-технического обеспечения наиболее важным является способность рыночных субъектов в случае неисполнения обязательств своевременно погасить их путем выплаты денежных средств в сумме стоимости предполагаемых к выполнению услуг, увеличенной на сумму компенсаций (неустоек), в краткосрочной перспективе. Данные выплаты организация может обеспечить лишь исходя из стоимости ликвидных активов, уменьшенной на стоимость краткосрочных пассивов (обязательств). Таким образом, база для расчета угрозы несостоятельности рыночного субъекта будет определяться следующим образом: , (2) где: А1 - наиболее ликвидные активы, А2 - быстро реализуемые активы, P1 - наиболее срочные обязательства, P2 - краткосрочные пассивы. Показатели А1, А2, P1, P2 определяются как средние величины за четыре последних отчетных квартала по формуле средневзвешенной хронологической: , (3) Производится определение расчетного показателя угрозы Угроза н.с. в пределах которого возможно заключение контракта, что предусматривает корректировку полученной базовой величины Q в зависимости от уровня угрозы: (4) где Krk - корректирующий коэффициент уровня угрозы, принимает следующие значения: для уровня UB1: Krk= 1,00; для уровня UB2: Krk= 0,75; для уровня UB3: Krk= 0,25. Если полученная агрегированная оценка Оа влияния негативных факторов Ui принадлежит к двум интервалам значений, при расчете степени угрозы несостоятельности рыночного субъекта целесообразно учитывать процентное соотношение принадлежности к каждому интервалу, в этом случае возможна корректировка базовой величины Q на коэффициенты Krk для категорий угроз. Важным отличием данного метода от традиционных является использование в качестве итогового рейтинга показателя вероятности отказа от выполнения заказа вместо общепринятых показателей финансовой устойчивости контрагента, в целом метод включает адаптированный к специфике деятельности системы материально-технического обеспечения наиболее приемлемый инструментарий анализа и оценки угроз и предполагает новый подход к определению степени влияния негативных факторов порождаемых недобросовестной деятельностью рыночных субъектов. В соответствии с результатами прогноза, оценки рыночных субъектов, предполагаемых к экономическому сотрудничеству, можно, утверждать с вероятностью 0,95, что при заключении контрактов на предполагаемый планируемый период, возможный объем недопоставленных рассматриваемых видов материальных средств по срокам в разрезе исследуемых компаний не превысит 2% от сформированного плана, что характеризует состояние экономической безопасности системы материально-технического обеспечения по данному направлению как надёжное. В качестве критерия оценки экономической эффективности процесса обеспечения экономической безопасности системы материально-технического обеспечения целесообразно принять уровень реализации базового потенциала органов управления системой в целях наиболее полного и своевременного обеспечения внутренних войск МВД России в рассматриваемых видах материально-технических средств. Для расчета сравнительной эффективности управления существующим и реорганизованным закупочными процессами предлагается определить уровень реализации их потенциала (Nз.п.). В качестве эталонного потенциала принимаются параметры реорганизованного, с учётом предлагаемой концепции, системы и метода, закупочного процесса. Величина Nз.п. зависит от следующих факторов: - уровня функционального соответствия численности элементов закупочного процесса решаемым задачам (Nэ); - уровня оптимальности принимаемых решений по закупкам (No); - степени использования информации для принятия решения (Nu); - уровня технической оснащенности средствами автоматизации (Nm); - уровня поставок, осуществляемых без срыва закупочной деятельности (Nф). Следовательно, уровень реализации потенциала закупочного процесса в общем виде можно представить: (5) Уровень функционального соответствия закупочного процесса решаемым задачам (Nэ): , (6) необходимые трудозатраты Тн: , (7) Коэффициент непостоянства номенклатурных позиций Kин: , (8) Условная трудоемкость по номенклатурным позициям Тну : , (9) Коэффициент непостоянства числа поставщиков Kнп: , (10) Условная трудоемкость по поставщикам Тпу: , (11) Уровень оптимальности принимаемых решений по закупкам внутренними войсками МВД России рассматриваемых видов материально-технических средств (Nо): , (12) где: Nоб - количество решений, принимаемых с использованием технологии управления рисками; Nобщ - общее количество решений, принимаемых в ходе закупок внутренними войсками МВД РФ рассматриваемых видов материальных средствах. Степень использования экономической информации для принятия решения (Nи) выражается зависимостью: , (13) где Iисп и Iвход - общее количество случаев использования документа (показателя) и общее количество имеющихся документов (показателей). Уровень технической оснащенности средствами автоматизации (Nт): , (14) где Rф и Rтреб - фактическая и требуемая оснащенность закупочных органов (баз, складов, хранилищ) средствами автоматизации. Уровень выполнения плана-заказа в процессе закупочной деятельности (Nф) представлен формулой: , (15) где: Vф - объем закупленных материальных средств, поставляемых без срыва (по показателям качества, полноты номенклатуры, сроков, объемов закупки); Vпл - объем материальных средств, предполагаемый к поставке по контрактам. С учетом требований, предъявляемых к экономической эффективности, сущности функционирования процесса закупок внутренними войсками МВД России рассматриваемых видов материально-технических средств, а также с учетом существующих методов формирования обобщенных показателей значение N з.п. можно представить следующей зависимостью: 0 ≤ Nз.п. ≤ 1, (16) где: Ni= (Nэ,No,Nu,Nm,Nф), Вi = В1, В2, В3, В4, В5. - весомость Ni в баллах. При значении Nз.п= 1 обеспечивается полная реализация потенциала. Если значение критерия Nз.п.< 1, то в экономической эффективности закупочного процесса имеются недостатки в потенциале и необходимо осуществление мер по приближению частных показателей к оптимальным значениям. Таким образом, выбранные показатели по мере убывания их важности располагаются в следующей последовательности: Nф , Nэ , No , Nu , Nm. Результаты ранжирования: B1= 48, B2 = 36, B3 = 28, B4 = 19, B5 = 10. Выражение для определения эффективности закупочного процесса примет вид: (17) С целью определения уровня выполнения плана-заказа в процессе закупочной деятельности (Nф) используем расчетные данные вычислительного эксперимента и фактические показатели объема закупленных материально-технических средств, поставляемых без срыва (по показателям качества, полноты номенклатуры, сроков, объемов закупки) и предполагаемых к поставке по контрактам. Согласно расчетам уровень выполнения плана-заказа в процессе закупочной деятельности (Nф) составит 0,98 от плана-заказа. Уровень функционального соответствия спроектированного закупочного процесса решаемым задачам (Nэ) рассчитаем при помощи формул и данных, полученных в УОМТО ДТ МВД России, штабе тыла ГКВВ МВД России и определенных для предлагаемого закупочного процесса. Он составит: Для расчета уровня оптимальности принимаемых решений по закупкам внутренними войсками МВД России рассматриваемых видов материально-технических средств (Nо) использовалась информация, полученная на основе анализа закупочной деятельности УОМТО ДТ МВД России, штаба тыла ГКВВ МВД России, и параметры разработанного процесса. Расчет привел к следующему результату: No = = 0,88. Степень использования экономической информации для принятия решения (Nи) составила N и = 0,69 Уровень технической оснащенности средствами автоматизации (Nт) закупочных органов: Nm = = 0,84. определим эффективность управления закупочным процессом: Nз.п. = (48Nф + 36Nэ + 28No + 19Nu + 10Nm)/141 = (480,98 + 360,75 + 280,88 + 190,69 + 100,84)/141= 0,91 Полученные значения показателя Nз.п. свидетельствуют о том, что экономическая эффективность закупочного процесса вследствие его реорганизации на основе использования разработанных инновационных методов вырастет на 9% (1-0,91). Было определено, что использование предложенного метода мониторинга внешней среды позволит повысить эффективность по основным показателям закупочного процесса на 9%. Важнейшим направлением в плане практической реализации процесса обеспечения экономической безопасности системы материально-технического обеспечения является планирование, которое осуществляется на основе выработанной концепции. Одним из важнейших направлений обеспечения экономической безопасности системы материально-технического обеспечения является выявление, предотвращение, нейтрализация, пресечение, локализация, отражение опасностей и угроз, а в случае необходимости – возмещение ущерба, восстановление объектов защиты, пострадавших в результате противоправных действий, халатности, форс-мажорных обстоятельств и др.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||