Каталог статей |
Москалева С., Кривко Е., Федченко Т.В. Потенциал рынка труда Украины в условиях экономического кризисаПроблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условиях переходной экономики эти проблемы проявляются особенно остро. В недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались. К определенному моменту сложилась такая ситуация, что большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать, возникающие при этом, негативные последствия. Однако в нашей стране рынок труда только формируется. Поэтому ряд проблем – особенности формирования рынка труда, занятости и безработицы, проблемы регулирования в условиях перехода к рынку труда, региональные аспекты безработицы и другие остаются, в настоящее время, мало изученными.Переход к рынку, вызывая структурные сдвиги, спад производства и бюджетный кризис, приводит к увеличению безработицы, а следовательно – к ухудшению благосостояния населения, росту социальной и политической напряженности в стране. Целью данной работы является исследование рынков труда Украины, уяснение понятия рынка труда, положения рынка труда в Украине в условиях кризиса, определение взаимодействия рынка труда и профессионального образования Украины, предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения и рассмотрение отдельного привлечение молодежи на рынок труда. Отсутствие опыта выхода из подобного кризиса подчеркивает неразборчивость и актуальность темы. Актуальность темы обусловлено двумя обстоятельствами, а именно во-первых важностью показателя „занятость“. Это наиболее обобщенная характеристика экономики, отражает достигнутый уровень экономического развития. Во-вторых, экономическим и финансовым кризисом, которые в такой форме ранее Украине не были известны Долгое время считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу «кто не работает, тот не ест». Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий. Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате неизбежно высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных. Однако рассматривать безработицу как явление переходного периода ошибочно. Она связана и с экономическим развитием, и с изменением потребности в рабочей силе и социальном статусе самого работника. Рынок труда имеет ряд особенностей. Его составляющими элементами являются живые люди, которые выступают носителями рабочей силы и наделены такими человеческими качествами, как психофизиологические, социальные, культурные, религиозные, политические и др. Эти особенности оказывают существенное влияние на интересы мотивацию, степень трудовой активности людей и отражаются на состоянии рынка труда. Принципиальное отличие труда от всех других видов производственных ресурсов, в том что он является формой жизнедеятельности человека, реализации его жизненных целей и интересов. Именно поэтому цену труда представляет собой не просто разновидность цены на ресурс, а цену жизненного уровня престижа, благополучия работника и его семьи. Рынок труда – это рынок ресурсов труда как товара, равновесная цена и количество которого определяется взаимодействием спроса и предложения. Агенты рынка в лице предпринимателей и трудоспособного населения вступают на рынке труда в определенные взаимоотношения. Поэтому рынок труда – это такая экономическая среда или пространство, на котором в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда. [1, c.16] На данном этапе в Украине обостряется проблема взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, вследствие несоответствия структуры подготовки специалистов и работников спроса на рабочую силу (по состоянию на 01.01.09 на одно свободное рабочее место в среднем по Украине приходилось 10 безработных). Значительная часть выпускников работает не по специальности, а некоторые вынуждены обращаться в Государственную службу занятости (ГСЗ). Важным направлением социально-экономической политики развитых стран, в том числе Европейского Союза, является переход от пассивных мер политики занятости (которая основывается на системе материальной помощи “welfare”), к активным (“workfare”), особенно в направлении проведения профессиональной подготовки, переподготовки и повышение квалификации экономически активного населения. Это обуславливает развитие взаимодействия рынка труда и рынка образования. [4, c. 2-7] Переход экономики Украины на инновационно-инвестиционную модель развития невозможно без повышения эффективности системы профессионального обучения. Это будет способствовать преодолению острой социально-экономической проблемы – безработицы, вызванного дисбалансом между рынка труда и рынком профессионального образования. Экономический кризис беспощадно ударил по всему работающему населению Украины. По данным Госкомстата, в декабре 2008 года официально безработными были 844,9 тыс. наших соотечественников, что составляет 3% от числа трудоспособного населения. Ситуация на рынке труда нестабильна. Однако, по данным мониторинга, который проводит Государственная служба занятости, эта ситуация в настоящее время начинает несколько выравниваться. В январе-феврале 2009 года наблюдалось замедление темпов роста количества зарегистрированных людей в ГСЗ. Кроме того, уменьшились темпы сокращения количества вакансий.[3,c.153-158] Так, в январе нынешнего года численность людей, обратившихся в центры занятости, уменьшилась, по сравнению с декабрем 2008 года, на 129,3 тыс. человек. За первую рабочую неделю февраля в центрах занятости было зарегистрировано 32,7 тыс. человек. При этом, если в конце 2008 года количество вакансий, заявленных работодателями в службу занятости, ежедневно сокращалось в среднем на 2 тысячи, то во второй половине января 2009 года - уже на 500 единиц, а сейчас ежедневное количество вакансий практически не изменяется. Несмотря на это, в целом ситуация остается напряженной - в начале февраля текущего года на учете в центрах занятости находилось 930 тысяч человек, не занятых трудовой деятельностью, для которых в наличии было всего около 85 тыс. свободных рабочих мест. То есть на каждую вакансию претендовало 11 человек (для сравнения: в начале февраля 2008 года - 4 человека). А в ряде регионов эта цифра гораздо выше: в Винницкой области – 39, в Ивано-Франковской и Хмельницкой областях - 48, а в Черкасской области - 77 человек. Прогнозируется, что уровень безработицы, определенный по методологии Международной организации труда, в 2009 году достигнет 8,5-9,0% экономически активного населения. Услугами службы занятости в 2009 году могут воспользоваться свыше 3 млн. человек. 13 января 2009 года вступил в силу Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно уменьшении влияния мирового финансового кризиса на сферу занятости населения", который предусматривает такую антикризисную меру, как увеличение размера взносов в Фонд общеобязательного государственного страхования на случай безработицы на 0,1%. Нормы этого закона направлены на обеспечение сохранения кадрового потенциала предприятий, недопущение роста уровня безработицы и который также определил источники для покрытия дефицита бюджета страхового Фонда на случай безработицы в 2009-2010 годах. [5] В данным момент просто необходимо повышать эффективность системы организации и проведение профессионального обучения, с использованием современных подходов, которые вызваны необходимостью: Ø постоянного профессионального обучения работников, чтобы в случае их увольнения у них был достаточный запас компетентности для будущего трудоустройства; Ø развитие производства, внедрение новых технологий; Ø преодоление проблемы дисбаланса на рынках труда и общеобразовательных услуг; Ø развитие материально-технической базы учебных заведений; Ø подготовка работников и специалистов к динамичной смене ситуации на рынке труда. Таким образом, именно образование, в том числе профессиональное, является эффективным средством повышения уровня конкурентоспособности рабочей силы и позволит сбалансировать спрос и предложение на рынке труда. Это будет способствовать экономичному росту. На данный момент, перед Украинским государством стоит задание необходимости создания условий для активного участия в труде, особенно в предпринимательской деятельности, для каждого, кто этого желает тем более молодежь. Следовательно, в первую очередь необходимо повысить интерес молодежи к обучению и затем экономическую активность молодежи, снижение уровня ее безработицы и уменьшение ее длительности обуславливает необходимость реализации государственного комплекса мер и гарантий обеспечения стабильных трудовых отношений: поддержание необходимого уровня квалификации, достойного вознаграждения за труд, создание рабочих мест с достойными условиями труда, обеспечение социальной защиты молодежи от безработицы. Таким образом, развитие профессиональной подготовки тормозит из-за неэффективности системы профессионально-технического и высшего образования. Ведь большинство учебных учреждений профессиональную подготовку специалистов и работников без учета потребностей экономики, которая способствует росту количества безработных граждан. Кроме того, часть выпускников после окончания профессионального обучения устраиваются на работу не по специальности. Возрастает дефицит в рабочих кадрах и излишек специалистов по экономическим специальностям, то есть углубляется дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда.[2] Проблема дисбаланса на рынке труда также связана с неконкурентоспособностью рабочих мест. Значительное количество вакансий, зарегистрированных на рынке труда, не заполняются из-за низкой оплаты труда (только 5 % зарегистрированных вакансий предусматривали зарплату на уровне 1000 грн, 60% - меньше 500 грн.). С другой стороны, существует зависимость между уровнем образования и личным доходом (особенно среди молодежи в возрасте 15-34 года), ведь молодые люди с полным высшим образованием получали почти в три раза больше, чем те, которые имели только начальное образование. Взаимодействие всех структурных элементов механизма развития рынка труда и рынка образования позволит обеспечить эффективный мониторинг состояния рынка труда. Это будет способствовать разработке эффективных инструментов прогнозирования потребностей экономики в специалистах и работниках; внедрению современных подходов к профессиональной подготовке экономичного населения. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что конечной целью рынка труда является: - во-первых, удовлетворение профессионально-экономических интересов экономически активного населения, включая социальную защиту и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; - во-вторых, устранение проблем дисбаланса спроса и предложения на рынке труда; - в-третьих, развитие неэффективной системы профессионально-технического и высшего образования. Так как рынок труда еще только формируется, его функционирование невозможно без государственного регулирования. Главные, социально значимые цели регулирования рынка труда – это снижение уровня безработицы, поддержание оптимального соотношения между спросом и предложением рабочей силы (а значит, и косвенное установление ее цены). Для достижения всех этих целей требуется создание эффективно работающей инфраструктуры рынка труда. Ее основными элементами на государственном уровне является: определение минимально необходимых норм и нормативов функционирования рынка труда, его общих границ. Государство обеспечивает унификацию системы социального и трудового законодательства, определяет объем прав работодателей и работников в сфере найма, возможность их участия в управлении производством, пределы компетенции местных органов управления рынком труда и т.д. Помимо использования нормативов прямого действия, государство осуществляет косвенное регулирование рынка труда через налоговую, кредитно-денежную, амортизационную политику, а также с помощью других мер общеэкономического характера, то есть можно говорить о решающей роли государства в формировании рынка труда.
Список литературы 1. Гриньова В. М. , Самойленко В. В. Ринок праці: теоретико – методологічні засади та напрямки розвитку: Монографія – Х.: ВД «ІНЖЕК» 2007. – С.16, 17 2. Україна – 2015: Національнастратегія розвитку// Громадсько – політичне об єднання Українській форум. – К: 2008 3. Степура Т. Удосконалення нормативно – правового забезпечення та механізмі реалізації державного регулювання ринку праці//Вісник ПДАУ Економіка АПК – 2004 - №11(2) – С 153 – 158 4. Петрова Т. Ринок освітніх послуг і ринок праці: проблеми взаємозв’язку та взаємодії//Україна:аспекти праці. – 2006. - № 2 – С. 2 – 7 5. WWW.dzr.ua
|