Каталог статей

Шарин А.Н.

К вопросу о создании специализированных рыбных бирж в России

Вопрос создания биржевой системы торговли водными биологическими ресурсами (ВБР) в Российской Федерации в последние годы является особенно актуальным, что подтверждается повышенным вниманием к нему со стороны государства. Большие усилия, предпринятые Президентом и Правительством Российской Федерации по сохранению водных биоресурсов страны, привели к принятию решения о создании абсолютно новой системы сбытовых отношений в рыбной отрасли.

Создание рыбных бирж планировалось в шести портовых городах России: Санкт-Петербурге, Мурманске, Калининграде, Петропавловске-Комчатском, Южно-Сахалинске и Владивостоке, а также производилась разработка правовой базы. В тоже время уже более чем в 20 странах мира давно успешно существуют и функционируют учреждения, к которым чаще всего применяется общий собирательный термин – «рыбные биржи». Однако этот термин не отражает специфики возникновения и функционирования указанных учреждений, а также существенных отличий в их нормативно-правовом статусе и механизме работы. Более того, неверное использование этого термина зачастую приводит к искажённому представлению об их деятельности, поскольку существующие рыбные биржи – это, как правило, сбытовые кооперативы, выкупающие продукцию у мелких производителей для последующей перепродажи, либо партнерства крупных рыбопроизводителей.

Для более точного и ясного понимания проблемы в табл. кратко охарактеризованы некоторые существующие учреждения.

Так, существующие в мире рыбные торговые площадки не могут быть отнесены ни к товарным биржам, ни к фондовым биржам. Они, как правило, являются сбытовыми кооперативами, созданными для выкупа уловов у мелких рыболовных компаний, либо партнёрствами крупных рыбопроизводителей для продвижения товара на внешний рынок.

Таблица

Краткая характеристика существующих учреждений, к которым чаще всего применяется общий собирательный термин - «рыбные биржи»

Страна

Официальное название учреждения

Год

создания

Оборот,

тыс. тонн/год

Участники

Европейский Союз

Норвегия

Норвежское рыболовное сбытовое товарищество

1954

более 400

Участники - сбытовые кооперативы, мелкие рыболовные хозяйства, фермерские хозяйства.

Приобретает у производителей продукцию и продаёт её на внутреннем и внешнем рынках крупным сбытовым компаниям.

Исландия

Исландская рыбная биржа

1969

120

Участники - сбытовые кооперативы мелких предприятий.
Приобретает у производителей продукцию и продаёт её на внутреннем и внешнем рынках крупным сбытовым компаниям. Является основным покупателем уловов для мелких предприятий.

Нидерланды

Рыбная биржа Зеебрюгге

1986

300

Участники - транспортно-логистические предприятия Германии и Нидерландов.

Приобретает у мелких рыболовных предприятий Голландии, Швеции и Дании уловы и размещает их на хранение в холодильных и складских мощностях для последующей перепродажи на внутреннем и внешнем рынках сбытовым сетям.

Италия

Рыболовный кооперативный союз Италии

1978

300

Участники - владельцы рыболовных предприятий, складских помещений и транспортных предприятий.
Приобретает у производителей продукцию и продаёт её на внутреннем и внешнем рынках крупным сбытовым компаниям. Располагает своими филиалами в 29 городах Италии.

Португалия

Рыбная биржа в Лиссабоне

1986

100

Участники - сбытовые кооперативы.

Приобретает у производителей продукцию и продаёт её на внутреннем и внешнем рынках крупным сбытовым компаниям.

Испания

Рыбная биржа Бильбао

1990

120

Участники - сбытовые кооперативы и финансово-кредитные учреждения.

Приобретает у производителей продукцию и продаёт её на внутреннем и внешнем рынках крупным сбытовым компаниям.

Греция

Рыбная биржа в Афинах

1986

80

Участники - сбытовые кооперативы и финансово-кредит­ные учреждения.

Приобретает у производителей продукцию и продаёт её на внутреннем и внешнем рынках крупным сбытовым компа­ниям.

Латинская Америка

Чили

Рыбная биржа в Сантьяго-де-Чили

1989

250

Создана фермерскими хозяйствами, выращивающими лосось. В дальнейшем к ней присоединились и предпри­ятия из рыболовного сектора.

Приобретает у производителей продукцию и продаёт её на внутреннем и внешнем рынках крупным сбытовым компа­ниям.

Эквадор

Рыбная биржа в Эквадоре

1996

120

Создана предприятиями, специализирующимися на разве­дении тилапии.

Складирует приобретаемый товар и реализует его пре­имущественно сбытовым сетям в США.

Аргентина

Рыбная биржа в Буэнос-Айресе

1984

100

Создана в форме правительственного агентства, приобре­тающего продукцию мелких рыболовных предприятий.

Бразилия

Рыбная биржа в Бразилии

1998

80

Создана по аргентинскому образцу.

Перу

Рыбная биржа в Перу

1978

400

Создана производителями рыбной муки. Существует в форме закрытого партнёрства, обеспечивающего согласо­ванные цены на производимую рыбную муку.

Азия

Гонконг

(Сянган)

Рыбная биржа в Гонконге

1976

200

Создана сбытовыми предприятиями. Приобретает у произ­водителей продукцию для её поставок в розничные сети.

Вьетнам

Рыбная биржа в Сайгоне

2000

600

Создана производителями пангасиуса для продвижения продукции на внешние рынки. Существует в форме закры­того партнёрства, имеющего правительственную под­держку.

Индия

Рыбная биржа в Мумбае

1999

150

Создана сбытовыми кооперативами, объединяющими производителей креветки для её продвижения на внешние рынки.

Сингапур

Рыбная биржа в Сингапуре

1988

180

Представляет собой оптовый и мелкооптовый рынок.

Таиланд

Рыбная биржа в Таиланде

1999

180

Представляет собой закрытое партнёрство производителей креветки для её продвижения на внешние рынки.

Филиппины

Рыбная биржа на Филиппинах

1991

100

Представляет собой оптовый и мелкооптовый рынок.

Япония

Торговая система Всеяпонской ассоциации рыболовной отрасли

1951

350

Функционирует в качестве организационно-правовой формы сбытового товарищества, финансируемого финан­сово-кредитными учреждениями. Приобретает продукцию у мелких производителей.

Республика Корея

Рыбные аукционы в Пусане

1980-е

до 1 000

Функционируют на базе складских и холодильных ком­плексов, построенных за счёт гос. инвестиций. Являются торговыми площадками.

Торги проводятся в форме аукционов между покупателями и продавцами и только после предварительной экспертизы выборочных партий из выставляемых к продаже лотов. Электронные торги без предварительной проверки каче­ства продукции и фьючерсные торги не допускаются.

Австралия

Австралия

Рыбная биржа в Сиднее

1998

80

Создана производителями фермерской рыбы (баррамунди) для её продвижения на внешний рынок.

Северная Америка

США

Рыбные аукционы в Сиэтле

1980-е

150

Аукционы проводятся по тем же правилам и с теми же ограничениями, что и аукционы в Пусане.

Составлено по: [1, 3].

Необходимость создания таких сбытовых торговых площадок была обусловлена главной особенностью рыболовства в этих странах: от 60 до 80% вылова приходится на мелкие предприятия, а доля маломерного флота в совокупном тоннаже доходит до 90%. Для сравнения, весь океанический флот ЕC составляет 90 единиц, а океанический флот России – более 250 единиц. Принципиально иная структура рыболовства, принципиально иная структура технической вооружённости рыбопромыслового флота и принципиально иная структура запасов ВБР обусловили необходимость создания специализированных каналов доступа на рынок для мелких предприятий.

Решение о создании торговых площадок принимались рыболовными предприятиями добровольно. Торговые площадки создавались на базе сбытовых кооперативов и при их финансовом содействии. Существуют только два примера, когда торговая площадка не является собственником выкупаемых водных биоресурсов (аукционы в Пусане и Сиэтле). Однако и здесь форма проведения торгов не имеет ничего общего с процедурами и правилами, применяемыми на товарных и фондовых биржах. Торги проводятся только после тщательной экспертизы товара и только в форме аукциона. Ценовые колебания на один и тот же вид продукции колеблется в разы в зависимости от её качества или предпочтений покупателя. Предыдущие ценовые котировки не являются основанием для ценообразования в будущем (в отличие от бирж, для которых эта функция одна из основных).

Таким образом, рыбные торговые площадки – это принципиально иной по своему экономическому содержанию и организационно-правовым формам и процедурам механизм, чем товарные и фондовые биржи. При этом применение точных терминов при изучении существующих за рубежом специализированных рыбных торговых площадок, понимание их экономического смысла, знание истории их возникновения и действительных принципов функционирования могут помочь избежать управленческих ошибок.

Так, современная товарная биржа – это организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам. Товарная биржа – важный элемент экономики, который страхует от рисков, формирует рыночную цену на товары и сырье [2].

Обычно организационно-правовой формой товарной биржи является акционерное общество. В то же время это могут быть и товарищества, общества с ограниченной ответственностью, смешанные товарищества либо та или иная форма некоммерческой организации (чаще всего некоммерческое партнерство). Последнее объясняется тем, что, будучи по своему фактическому положению на рынке посреднической организацией, товарная биржа никогда не выступает непосредственным участником коммерческих сделок и не ставит своей целью получение прибыли. Ее непосредственной задачей является обеспечение своим членам достижения наилучших результатов в деловой деятельности.

Членами биржи могут быть не только граждане своей страны, но и иностранные граждане и организации (юридические лица), которым в законодательном порядке разрешено заниматься предпринимательской деятельностью. Однако не любой человек и не любая организация могут стать членами биржи. Для этого надо соответствовать требованиям её устава и иметь достаточный стартовый капитал, чтобы уплатить весьма крупный паевой взнос или купить почти столь же дорогое брокерское место на бирже. К тому же членом биржи можно стать только по решению биржевого совета.

Часто устав биржи предполагает разный статус членов биржи. На Чикагской торговой бирже, например, члены со статусом GIM могут совершать операции по всем фьючерсным контрактам, указанным в правительственном каталоге рынка фьючерсных контрактов на ценные бумаги. Привилегированные члены этой биржи со статусом IDEM пользуются преимуществами в торговле по всем фьючерсным контрактам по индексам, долговым обязательствам и драгоценным металлам. Члены этой же биржи со статусом СОМ имеют право торговли по контрактам, представленным в списке товарных опционов на бирже [2, 5].

В структуре товарных бирж есть специальные подразделения – биржевые комитеты (комиссии), которые выполняют определённый, заранее заданный круг функций подготовки и проведения биржевого процесса. Обычно в их число входят комитеты по правилам биржевой торговли, по стандартам и качеству, котировальный комитет, информационные биржевые службы.

Комитет по правилам занят составлением новых правил и внесением изменений в действующие правила биржевой торговли, подготовкой типовых контрактов, контролем за соблюдением норм и правил, ознакомлением с правилами заинтересованных лиц.

С самого начала своей деятельности биржа уделяет большое внимание качеству торгуемых товаров. Комитет по стандартам и качеству вырабатывает биржевые стандарты, осуществляет экспертизу качества товаров, представляемых на торги, готовит акты экспертизы. Важным условием стабильной и регулярной работы товарной биржи является четко продуманная система допуска товара к котировке на бирже.

Котировальный комитет, исходя из конъюнктуры рынка, ранее осуществлённых сделок, определяет средний уровень и соотношение цен на биржевые товары, то есть проводит котировку товаров. Одновременно он готовит биржевой бюллетень справочных цен. В нем публикуются данные о минимальных и максимальных значениях цен, по которым совершались сделки на бирже. Такой бюллетень служит весомым подспорьем для брокеров.

Информационные службы обеспечивают движение информации по каналам связи и информационный сервис в соответствии с принятым порядком и технологией проведения биржевого процесса. Сердцевину биржи представляет операционный зал, разделённый на специализированные торговые секции, каждая из которых занята совершением либо определённых видов торговых сделок, либо сделок по группам и видам товаров. На крупных биржах обычно имеется до пяти и более таких секций.

Для фиксации и регистрации результатов сделок в структуре биржи выделяется регистрационное бюро (комитет). Основная функция его заключается в документальном закреплении текущей биржевой цены, на которую согласились обе стороны, участвующие в сделке. Для обеспечения денежных операций, сопутствующих сделке, требуемые расчеты проводит расчетная палата.

Наряду с этими основными элементами биржевых структур, характеризующих устройство биржи, в ее состав должна входить биржевая арбитражная комиссия. Она призвана разрешать конфликтные ситуации и тем самым обеспечивать правовой, юридический порядок.

Товарные биржи выполняют следующие основные функции.

1. Ежедневное установление цены на товар. Результаты торгов на товарных биржах становятся моментально известны во всем мире благодаря современным средствам связи и информации. Таким образом, цены товарных бирж являются индикатором соотношения спроса и предложения на конкретный товар в данный момент.

2. Хеджирование. Это форма страхования цены (защиты от риска изменения цены), по которой продается или покупается товар в будущем. Хеджирование является одной из первейших функций биржи уже более ста лет.

3. Гарантия поставки товара (гарантия исполнения обязательств по контракту). Гарантия поставки реального товара, купленного или проданного на бирже, обеспечивается наличием достаточного количества товара, имеющегося на складах биржи. Например, у Лондонской биржи металлов (The London Metal Exchange, LME), ведущей мировой товарной биржи, специализирующаяся на торговле цветными металлами (медь, алюминий, олово, никель, свинец, цинк), имеется семь складов на территории Великобритании, десять складов в Европе (Роттердам, Генуя, Гамбург, Антверпен и др.), семь на Дальнем Востоке (Япония, Сингапур) и склад в Северной Америке. Гарантия исполнения обязательств по контрактам, заключенным на бирже (фьючерсы, опционы), обеспечивается созданием специальной системы расчетов, принятием законодательства о биржах и разработкой правил совершения сделок на бирже, контролем за деятельностью бирж со стороны государственных органов.

4. Наряду с выполнением своих основных функций, биржи являются институтом рыночной экономики, который предоставляет следующие возможности для участников рыночных отношений:

· игра на разнице цен (спекулятивные операции). Данного рода операции не имеют целью поставку или получение реального товара (спекулянты играют важную роль во фьючерсной торговле, повышая ликвидность рынка и принимая на себя ценовые риски, помогая тем самым хеджерам);

· возможность инвестирования капитала в биржевые активы. Многие фирмы (в частности, финансовые, инвестиционные и др.), стремясь обезопасить свои деньги от инфляции, скупают партии товара. В случае повышения цен на товар это помогает им не только обезопасить деньги от инфляции, но иногда получить более выгодный доход, чем на традиционном рынке капиталов;

· арбитражные операции (несколько логически связанных сделок, направленных на извлечение прибыли из разницы в ценах на одинаковые или связанные активы в одно и то же время на разных рынках (биржах в разных странах) (пространственный арбитраж), либо на одном и том же рынке в разные моменты времени (временной арбитраж, обычная биржевая спекуляция);

· финансирование. Этой услугой биржи могут пользоваться владельцы варранта (складского свидетельства биржи, дающего право распоряжаться товаром). Допустим, владелец не хочет продавать товар, но ему нужны на время деньги. В этом случае он может через брокера организовать продажу варранта с одновременной покупкой товара с поставкой в будущем. Эта операция, известная как лендинг (lending), позволяет сохранить позицию владельца товара, получив на время денежные средства.

При создании российских рыбных бирж планируется, что на них будет производиться продажа как только что выловленных по квотам ВБР, так и продуктов их переработки.  Для работы этих бирж будет характерно то, что торговля на внутреннем рынке будет проводиться по желанию компаний, а поставки на экспорт будут осуществляться только с помощью биржевого механизма. То есть, при поставках морепродуктов на внутренний рынок рыбопромысловые компании смогут выбирать – продавать их через биржу, либо напрямую покупателям, а вот поставки на экспорт должны и будут проходить только через биржу.

По мнению руководителя Федерального агентства по рыболовству А. Крайнего, создание российских рыбных бирж позволит убрать с рынка посредников и снизить для конечного потребителя розничные цены на рыбу и морепродукты минимум на 20-40% [4].

Однако в процессе создания системы биржевой торговли ВБР в Российской Федерации возникают существенные проблемы.

1. Долгосрочные контрактные обязательства, сковывающие действия рыбодобывающих предприятий. Рыбодобывающие компании связанны контрактными обязательствами с отечественными и зарубежными покупателями. Их нельзя срывать, выставляя товар на биржевую площадку, где не договорные, а рыночные цены. В связи с этим невозможно для всех осуществить мгновенный переход страны на биржевую торговлю.

2. Появление дополнительных затрат, которые увеличивают себестоимость продукции. Рыбные биржи будут брать от сделки 0,1% (без учета НДС), эти деньги пойдут на содержание самой биржи. Данный тариф невысок, для сравнения на секции товарного рынка МФБ действует более высокий тариф – 0,5% (с учетом НДС). Товарная биржа «Юмекс» взимает по сделкам до 0,25% (без учета НДС). Несмотря на то, что на первый взгляд комиссионные отчисления сравнительно невысоки, по крупным контрактам сумма оказывается значительной. Более того, не предполагается, что рыбные биржи будут государственными, а будут созданы на коммерческой основе.

3. Сложность организации введения предварительного допоставочного контроля качества. Организация контроля качества требует большие усилия в ее работе, а также немалые затраты на ее осуществление, так как необходимо привлекать дополнительный орган – инспекцию, которая будет следить за надлежащим качеством биржевого товара. Следовательно, увеличится себестоимость, включаемая в рыночную стоимость продукции.

4. Сложность в организации системы листинга и привлечения на биржу мелких частных организаций. Данная проблема заключается в том, что эти предприниматели не способны совершать крупные сделки, то есть на биржу в основном допускаются юридические лица с высокой платежеспособностью и с возможностью постоянно участвовать в биржевых торгах.

5. Создание биржи выгодно крупным оптовикам. Они будут закупать большие партии товаров и хранить на своих складах, а потом продавать по более высокой цене. Вместо понижения цен для потребителей и роста настоящей конкуренции может получиться всего лишь имитация последней. То есть биржа способна подорвать монопольное положение лишь перекупщиков товара, державших высокие цены на рыбу, но монополизация в сфере розничной торговли всё равно останется. Появление бирж лишь сместит центр максимальной прибыли от посредников к торговле.

Хотя рыбная биржа может стать действительно эффективным инструментом для рыбной отрасли, но она не дает гарантий того, что цены на рыбу и морепродукты снизятся. В Российской Федерации высокомонополизированная экономика, поэтому такой инструмент, как биржа, не помогает снизить цены, поскольку существует взаимодействие между поставщиками биоресурсов, при котором они действуют исходя из интересов друг друга.

Дальний Восток России почти всегда являлся регионом-лидером в рыбной отрасли России. Множественные долгосрочные контракты с зарубежными покупателями дают нашим рыболовам большую свободу и уверенность в выполнении своих обязательств, как перед контрагентами, так и перед собственной страной. Долгосрочные поставочные контракты дают доступ к кредитным линиям, сниженным ценам на ремонт судов и их промвооружения даже в зарубежных странах, таких, как Республика Корея.

Если представить что в один момент вся экспортная деятельность с водными биоресурсами будет переведена на биржевые рельсы, то рыбодобывающая отрасль России, с ее традициями и бизнес-этикой не успеет перестроиться без потерь. А это значит, что российскую рыбную промышленность ждет несколько долгих кризисных лет, во время которых она будет адаптироваться к новым условиям, а государство будет совершенствовать законодательную базу, устраняя те несовершенства, которые будут выявляться в ходе апробирования новой системы и тем самым создавать все новые и новые внешние условия для предприятий рыбодобывающей отрасли, а значит, и их зарубежных партнеров.

Поскольку одномоментный переход России на систему реализации ВБР через биржевые механизмы невозможен в связи с существующими проблемами современной рыбной отрасли России, то необходимо постепенное применение некоторых элементов биржевой торговли с использованием опыта зарубежных стран в создании рыбных бирж. Таким образом,  Правительство Российской Федерации может предотвратить возникновение негативных последствий для рыбодобывающей отрасли, связанное с резким изменением архитектуры рынка и экономических отношений между его субъектами, а также создать диверсифицированную сбытовую инфраструктуру, которая должна включать в себя следующие элементы.

1. Создание широкой ассортиментной линейки рыбопродукции (формирование продуктов, позволяющих привлечь новых клиентов из различных сегментов рынка (как продукты массового спроса, так и продукты брендов «де люкс» и «органик»), разработка мероприятий по формированию и укреплению российских рыбохозяйственных брендов).

2. Проработка концепций сбыта продукции (создание развитой сбытовой инфраструктуры по сбыту рыбы и морепродуктов для внутреннего рынка России и рынков стран СНГ, а также продвижения российской продукции на рынки развитых стан).

3. Создание складской инфраструктуры, включая сухие и рефрижераторные склады, платформы для погрузки и разгрузки контейнеров и т.д.;

4. Создание современной системы контроля качества потребляемой в пищу рыбы и морепродукции.

5. Создание биржевой площадки по торговле морскими биоресурсами, ориентированной на опционные контракты, с дальнейшей переориентацией в полноценную биржевую торговлю.

Литература:

1. Биржевая торговля ВБР: мировой опыт // Ассоциация добытчиков минтая. – Владивосток, 2010. - 18 с.

2. Стровский Л.Е., Казанцев С.К., Паршина Е.А. и др. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2004, с. 613-632.

3. Мировой опыт биржевой торговли водными биоресурсами. – [сылка более недоступна}

4. Рыбные биржи – за и против. Обзор материалов прессы. – [сылка более недоступна}

5. Товарные биржи. – [сылка более недоступна}