Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Баранов И.В. О политике устойчивого промышленного развитияНаблюдаемый сегодня ущерб окружающей среде в результате производственных процессов выражается в масштабном истощении природных ресурсов, ухудшении земель, исчезновении видов, ухудшении здоровья человека и изменении климата. Таким образом, промышленное развитие в том виде, в котором оно осуществляется сегодня во многих странах – неустойчиво. То есть в терминах концепции устойчивого развития это означает, что способность будущих поколений удовлетворять их собственные потребности подрывается сегодня неправильным использованием или загрязнением почв, водных ресурсов, воздуха, морских и иных природных ресурсов.В природе питательные вещества переходят от организма к организму, таким образом, вещества и энергия совершают кругооборот. Задача концепции устойчивого развития состоит в том, чтобы перенести этот природный закон в промышленность, минимизируя отходы и максимизируя кругооборот материалов и энергии. Переработка и повторное использование отходов должны максимально интегрироваться в производственные процессы, а также могут развиваться в качестве самостоятельной отрасли (например, переработка твердых бытовых отходов). Изменение климата в настоящее время является одной из важнейших проблем мирового сообщества. Недавно, в четвертом докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата ООН [1], было показано, что мировой климат изменяется с возможными катастрофическими последствиями, которые наиболее вероятны для развивающихся стран. Также показано, что часть глобального потепления происходит из-за существенной эмиссии парниковых газов (GHG), вызванной человеческой деятельностью. Почти 50 миллиардов тонн парниковых газов выбрасываются в атмосферу ежегодно. Даже установлены рекомендации, согласно которым выбросы должны быть уменьшены до уровня, который ограничит глобальное потепление не больше, чем на 2°С. Некоторыми экономистами уже подсчитано, что выполнение таких ограничений будет стоить мировой экономике от 1% [3] до 2-5% [4] ежегодного прироста мирового ВВП. Конечно, меры по ограничению выбросов будут встречены недовольством и противостоянием промышленных корпораций и индустриально развивающихся стран. Например, очевидно, что развивающиеся страны, прежде всего, нуждаются не в экологически чистой, а именно в дешевой энергии. Причем уровень эмиссии парниковых газов в развивающихся странах (за исключением Китая) во много раз меньше, чем в развитых, но при этом концентрация углерода в атмосфере (благодаря бурному росту развитых экономик за прошедшие 150 лет) сравнима с развитыми странами. Поэтому справедливо было бы позволить развивающимся странам наращивать эмиссию до некоторого предела (увеличив потребление различных энергоносителей) за счет адекватного уменьшения выбросов развитыми экономиками. То есть ответственность за уменьшение выбросов парниковых газов в настоящее время лежит, прежде всего, на развитых странах, которые в одностороннем порядке могли бы начинать проводить политику, направленную на сокращение выбросов, даже если развивающиеся страны пока к этому не готовы. В то же время, такая ситуация может привести к несогласованности промышленной политики разных стран, и все усилия развитых стран могут оказаться бесплодными. В этой связи на первый план выходит координация промышленной политики в различных странах, помощь развитых стран развивающимся при разработке программ промышленного развития, а также передача инновационных технологий «зеленой экономики» развивающимся странам на безвозмездной основе. Можно выделить некоторые предпосылки, возникновение и развитие которых окажет положительное влияние на промышленность и промышленную политику в будущем в плане их интеграции с концепцией устойчивого развития: 1. Повышение ответственности промышленности за обеспечение «экологичных» процессов производства и выпуск товаров, несущих наименьший вред окружающей среде. 2. Сплошное, а не выборочное наблюдение за промышленными предприятиями и открытость информации об экологических параметрах их производств. 3. Увеличение инвестиций в предотвращение промышленных загрязнений и выбросов. 4. Введение изменений в процессы производства и во вторичное использование отработанных материалов. 5. Воспитание отрицательного отношения правительства и общественности к повышенным экологическим рискам. 6. Повышение степени влияния экологических организаций (таких как Гринпис) на принятие решений в промышленности. 7. Увеличение страховой стоимости покрытия вреда окружающей среде. Также можно показать, какие направления дальнейших исследований в области интеграции промышленной политики и устойчивого развития наиболее перспективны (таблица 1). Таким образом, по мере обострения внимания к экологическим проблемам, промышленная политика должна эволюционировать в политику устойчивого промышленного развития. Несомненно, только сильное государственное регулирование может стимулировать технологические, организационные, институциональные и социальные инновации, которые в результате обеспечат более долговременные эколого-экономические преимущества промышленности, чем интенсивное сокращение расходов или расширение производства, которые несут серьезное давление на окружающую среду. Однако этого для построения «зеленой» промышленности не достаточно. Необходимо «креативное разрушение» в шумпетерианском смысле этого термина (Шумпетер 1942). Понятие «креативного» или «творческого разрушения», широко использовалось Йозефом Шумпетером в его книге «Капитализм, социализм и демократия» («Capitalism, Socialism and Democracy», 1942) для обозначения «процесса индустриальной мутации, которая непрерывно реконструирует экономическую структуру изнутри, разрушая старую структуру и создавая новую». Понятие «творческое разрушение» очень тесно связано с экономикой, поскольку оно объясняет многие движущие силы индустриальных изменений. Например, переход от конкурентоспособного рынка до монополистического, и наоборот.
Таблица 1 – Проблемы промышленной политики в контексте устойчивого развития и рационального использования ресурсов
Вообще можно выделить два основных варианта взаимодействия каких-либо проблемных направлений в рамках единой политики: координация и интеграция. Чаще всего, национальные правительства пытаются координировать, но не интегрировать отдельные направления политики. Координация представляет собой «компромисс» между различными решениями, что в результате должно, казалось бы, привести к достижению поставленных целей. Однако, как известно, «ни нашим, ни вашим» – это тоже вариант компромисса, поэтому часто такая координация может создавать различные противоречивые эффекты. Интеграция представляет собой объединение двух различных направлений в единое целое. Интеграция, например, может быть выражена в следующих действиях: 1) установление нескольких целей (например, экономического развития, занятости, окружающей среды и здравоохранения) в едином законодательном акте и их одновременное достижение; 2) планирование нормативных и программных инициатив с участием представителей различных органов государственной власти; 3) одновременная или поэтапная реализация политик и мониторинг с участием различных государственных органов. Кроме того, интеграция в отличие от координации осуществляется на постоянной основе, а не на периодической. Таким образом, интеграция – это нечто большее, чем координация. Интеграция экономической, экологической и социальной политики может быть изображена в виде схемы на рисунке 2 [2]. В идеальном варианте структура правительства должна соответствовать целям устойчивого развития. Например, вместо традиционного выделения министерств и ведомств по предметным областям (концентрические круги на схеме) можно предложить выделение государственных органов по проблемным областям (секторы). Интеграция промышленной и экологической политики – достаточно длительный процесс. Однако уже сейчас можно предложить некоторые меры, позволяющие сделать развитие более устойчивым (таблица 2).
Круги – сферы деятельности государства (например, транспорт, промышленность, энергетика и т.д.) Сектора – проблемы обеспечения устойчивого развития (например, изменение климата, истощение ресурсов, токсичное загрязнение и т.д.)
Рисунок 2 – Интеграция экономической, экологической и социальной политики
Итак, целью промышленной политики России должно стать обеспечение устойчивого развития страны, роста качества жизни ее граждан и конкурентоспособности отечественных производителей. Для достижения этой цели необходимо выполнение следующих задач (подцелей): – обеспечение эффективного производства товаров и услуг российскими производителями в нужном количестве и должного качества для удовлетворения потребностей жителей РФ и российского государства в этих товарах и услугах по приемлемым ценам; – обеспечение энергоэффективности и экологичности промышленного производства; – обеспечение конкурентной структуры производства в целях занятия российскими производителями существенных позиций на внешних рынках.
Таблица 2 – Интеграция механизмов контроля над климатом в промышленную политику
Литература:
2. Изменение климата, 2007. Обобщающий доклад. МГЭИК, Женева, Швейцария. 104 с.. // [сылка более недоступна} 5. Ashford N. A. Environmental Regulation, Globalization, and Innovation: Integrating Industrial, Environmental, and Trade Policies. Massachusetts Institute of Technology.// Ekonomiaz. №75, 3 cuatrimestre, 2010. 15. Stern, N. The Economics of Climate Change (The Stern Report). Cambridge: Cambridge University Press. 2006. 16. Webster, B. «Global Warming Measures will Cost Twice as Much as Predicted». The Times Online, 2 December. 2009.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||