Каталог статей

Павлова И.В., Садекова А.М.

Анализ эффективности использования оборотных средств торгового предприятия

Оборотные средства являются одной из составных частей имущества предприятия. Состояние и эффективность их использования — одно из главных условий успешной деятельности предприятия. Развитие рыночных отношений в Украине определяет новые условия их организации. Высокая инфляция, неплатежи и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к оборотным средствам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования. Именно данный факт обуславливает актуальность темы.

Целью исследования является изучение основных показателей эффективности использования оборотных средств торговых предприятий, в частности товарных запасов и выявление возможных путей повышения этой эффективности.

Исследованием данного вопроса занимается ряд украинских ученых, среди которых Егорова С., Баканов М., Сергеев Э. и другие.

К оборотным средствам относятся запасы (сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции, товаров), дебиторская задолженность, выданные авансы, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения.

Под эффективным использованием оборотных средств понимается такое их функционирование, при котором обеспечивается устойчивое состояние финансов, строго соблюдается финансово-сметная дисциплина, достигаются наивысшие результаты при наименьших затратах. Эффективность использования оборотных средств характеризуется их структурой (долей финансирования за счет собственных средств и распределением в производственном цикле) и оборачиваемостью.

Величина собственных оборотных средств представляет собой разницу между общей суммой оборотных средств и краткосрочными обязательствами (кредиты и займы, кредиторская задолженность, авансы полученные и пр.) и является одной из характеристик финансовой устойчивости предприятия.

Структура оборотных средств показывает пропорции распределения ресурсов между отдельными элементами. Ее анализ позволяет определить, какие именно статьи являются наиболее специфичными для данного предприятия.

В процессе анализа изучают состояние и динамику оборотных средств, их размер, структуру, причины изменения, эффективность использования, источники формирования. Если по отдельным видам оборотных активов установлены нормативы, то анализ проводят и в сопоставлении с ними. До проведения анализа необходимо оборотные средства привести в сопоставимый вид. В частности, при изменении цен и тарифов следует определить оборотные активы в сопоставимой оценке (используя индексный метод пересчета) и измерить влияние инфляционных факторов на их размер.

Уровень эффективности использования общей величины оборотных средств и отдельных их видов характеризуется системой стоимостных и натуральных, количественных и качественных показателей. Торговые организации должны целесообразно и эффективно использовать оборотные средства. Это предполагает, во-первых, сохранность собственных оборотных средств, недопустимость уменьшения их суммы, имеющейся в распоряжении предприятия. Необходимым условием сохранности собственных оборотных средств  является рентабельная работа предприятия. Во-вторых, оборотные средства (собственные и заемные) должны использоваться на определенные цели и в размере, предусмотренном финансовым планом. В-третьих, оборотные средства следует использовать эффективно, т.е. планы должны выполняться при минимальной сумме оборотных средств [3].

     Рентабельность средств наиболее полно характеризует  эффективность финансовой деятельности торговых предприятий, соизмеряя затраты с результатами. С одной стороны, она включает доход — важнейший элемент прибавочного продукта, с другой стороны,— оборотные средства, имеющиеся у предприятия. Рентабельность функционирующих средств определяется отношением суммы прибыли к среднегодовым остаткам оборотных средств. Рентабельность оборотных активов обычно изучают за длительный период (5— 10 лет); анализируют абсолютные размеры и темпы ее изменения, а главное выявляют прогнозные резервы роста.

     Важнейшим показателем эффективности использования оборотных средств является время товарного обращения. Это объясняется тем, что размер необходимых торговым предприятиям оборотных средств прямо пропорционален объему товарооборота и обратно пропорционален скорости оборачиваемости.

Время обращения средств измеряется длительностью одного оборота и коэффициентом оборачиваемости. Длительность одного оборота исчисляется отношением произведения средней суммы оборотных средств,  находящихся  в распоряжении предприятия, за определенный период и  количества дней в периоде к сумме реализации за данный период.

Показатель оборачиваемости (в данном случае – длительность одного оборота в среднем за период) исчисляется как отношение среднего остатка оборотных средств (например, товарных запасов) к среднедневной реализации  в определенном периоде и измеряется в днях оборота. Для характеристики скорости оборота средств в ряде случаев применяется показатель  коэффициента оборачиваемости, который определяется как отношение выручки от реализации к средней величине оборотных средств за период. Для анализа обычно пользуются периодом оборота в днях (число дней в периоде, деленное на Коб). График динамики этого показателя в общем по предприятию и по отдельным элементам является основой для разработки концепции будущей оптимизации использования оборотных средств. Например, если период оборота дебиторской задолженности велик, то следует больше внимания уделить работе с клиентами, переводу контрактов полностью или частично на предоплату, повышению платежной дисциплины[1].

Часто под рациональным управлением оборотных средств понимают только их уменьшение. Однако это не так – их недостаток может иметь столь же негативные последствия, как и избыток. Со слишком большой величиной оборотных средств связаны проблемы дополнительных расходов на хранение излишков запасов, порчу и физическое устаревание запасов из-за длительного срока хранения, уменьшение реальной стоимости активов из-за инфляции, риск неплатежеспособности дебиторов. Нехватка оборотных средств может вызвать сбои в снабжении, а как следствие - увеличение производственного цикла и рост затрат, снижение объемов продаж из-за недостаточных запасов готовой продукции, дополнительные расходы на финансирование. Поэтому управление ОС предполагает не только снижение их величины, но и оптимизацию исходя из потребности предприятия [1].

Правильное управление запасами позволяет уменьшить производственный цикл, а следовательно, увеличить оборачиваемость средств, вкладываемых в запасы и расходы, связанные с ними, обеспечивая при этом бесперебойный цикл производства. Одним из способов оптимизации является применение метода ранжирования по значимости. Суть его в том, что по каждому виду продукции все сырье и материалы подразделяются на три категории с присвоением каждой из них соответствующего индекса - "А", "В" и "С".

Категория "А" - это запасы, являющиеся наиболее важными для обеспечения производства вследствие их малой доступности или высокой стоимости. Они постоянно контролируются и при их закупке обязательно определяется оптимальный размер заказа.

Категория "В" состоит из тех видов ТМЦ, которые менее важны для предприятия. Они проверяются и оцениваются примерно один раз в месяц. Для них также возможно применение расчета оптимального заказа.

Категория "С" включает малоценные запасы, закупаемые большими партиями [2].

В торговых предприятиях резервы и пути ускорения оборачиваемости оборотных средств в обобщенном виде зависят от двух факторов: объема товарооборота и размера оборотных средств.

Чтобы ускорить оборачиваемость, необходимо:

Ø совершенствовать товародвижение и нормализовать размещение оборотных средств;

Ø полностью и ритмично выполнять планы хозяйственной деятельности;

Ø совершенствовать организацию торговли, внедрять прогрессивные формы и методы продажи;

Ø упорядочить сбор и хранение порожней тары, ускорять возврат тары поставщикам и сдачу тарособирающим организациям;

Ø совершенствовать расчеты с поставщиками и покупателями;

Ø улучшать претензионную работу;

Ø ускорять оборот денежных средств за счет улучшения инкассации торговой выручки, строгого лимитирования остатков денежных средств в кассах торговых предприятий, в пути, на расчетном счете в банке;

Ø свести к минимуму запасы хозяйственных материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, инвентаря, спец одежды на складе, сократить подотчетные суммы, расходы будущих периодов;

Ø не допускать дебиторской задолженности.

Таким образом, эффективность использования оборотных средств торговых предприятий, следовательно, зависит прежде всего от умения управлять ими, улучшать организацию торговли, повышать уровень коммерческой и финансовой работы.

Литература:

1. [сылка более недоступна}

2. [сылка более недоступна}

3. Баканов М.И., Сергеев Э.А. Анализ эффективности использования оборотных средств // Бухгалтерский учет. 2002. № 10. С. 64-66.