Ничик Е. А., Петренко С. Н.
Целью исследования является разработка системы
тестов для составления анкеты, с помощью которой аудитор сможет оценить основные
параметры внешней среды предприятия. Данные тесты состоят из двух частей: тесты
для оценки параметров макроэкономической среды и
тесты для оценки внешнего окружения самого
предприятия (параметры микроэкономики). Среди параметров макроэкономической
среды наиболее важными являются демографические, экономические, экологические,
научно-технические (технологические), политические и культурные факторы [3]. При
оценке параметров микроэкономики учитываются такие факторы, как рынки, потребители,
конкуренция, каналы сбыта, поставщики, инфраструктура предприятия. Анкета
оценки основных параметров внешней среды параметров представлена в виде таблицы
(табл. 1).
Вопросы
|
Ответы
|
Примечания
|
Да
|
Нет
|
Параметры макроэкономической среды
|
1. Демографические
|
Представляют
ли демографические факторы и тенденции угрозу для предприятия?
|
|
|
|
Предприняло
ли предприятие какие-либо действия с тем, чтобы успешно противостоять
выявленным угрозам?
|
|
|
|
Собирается
ли предприятие предпринять какие-либо действия с тем, чтобы успешно
противостоять выявленным угрозам?
|
|
|
|
Открывают
ли демографические факторы и тенденции наилучшие возможности для предприятия?
|
|
|
|
Предприняло
ли предприятие какие-либо действия с тем, чтобы успешно использовать
открывающиеся возможности?
|
|
|
|
Собирается
ли предприятие предпринять какие-либо действия с тем, чтобы успешно
использовать открывающиеся возможности?
|
|
|
|
2. Экономические
|
Могут
ли основные тенденции (изменения) в уровне цен, доходов населения, сбережений
и условий предоставления или получения кредита повлиять на деятельность
предприятие в будущем?
|
|
|
|
Предприняло
ли предприятие какие-либо действия с тем, чтобы успешно противостоять этим
тенденциям?
|
|
|
|
Собирается
ли предприятие предпринять какие-либо действия с тем, чтобы успешно
противостоять этим тенденциям?
|
|
|
|
3. Экологические
|
Осуществляет
ли предприятие своё финансовое планирование в соответствии с прогнозами
относительно степени доступности и стоимости в будущем природных и
энергетических ресурсов?
|
|
|
|
Имеется
ли каким-либо образом выраженное (в средствах массовой информации, прогнозах
аналитиков, высказываниях местной общественности и т.п.) беспокойство
относительно роли бизнеса предприятия в загрязнении окружающей среды?
|
|
|
|
Предприняло
ли предприятие какие-либо шаги с тем, чтобы заслужить благосклонное отношение
местного населения и органов власти по части экологии?
|
|
|
|
Собирается
ли предприятие предпринять какие-либо шаги с тем, чтобы заслужить
благосклонное отношение местного населения и органов власти по части
экологии?
|
|
|
|
4. Научно-технические
(технологические)
|
Происходят
ли (или уже произошли) изменения в технологии изготовления продукции или
услуг предприятия или в его конструкции?
|
|
|
|
Занимает
ли предприятие существенную позицию в области этих технологий?
|
|
|
|
Существуют
ли аналоги или заменители продукции или услуг предприятия на рынке?
|
|
|
|
Могут
ли они со временем вытеснить с рынка изделия или услуги предприятия?
|
|
|
|
5. Политические
|
Могут
ли какие-либо из предложенных или находящихся в стадии принятия
законодательные или нормативные акты повлиять на бизнес предприятия, на его
стратегию и тактику маркетинга?
|
|
|
|
Могут
ли какие-либо действия правительства, областных или местных органов
исполнительной власти повлиять на бизнес предприятия?
|
|
|
|
Есть
ли у предприятия необходимость отслеживать и контролировать какие-либо из
них?
|
|
|
|
6. Культурные
|
Является
ли отношение общественности к выпускаемым предприятием изделиям или
предоставляемым услугам положительным?
|
|
|
|
Могут
ли какие-либо изменения в жизненном укладе потребителей, системе их жизненных
ценностей, в конечном счете, повлиять на бизнес предприятия?
|
|
|
|
Параметры микроэкономической среды
|
1. Рынки
|
Изменяются
ли главные сегменты рынка (в отрасли или регионе)?
|
|
|
|
Изменяется
ли емкость рынка (в отрасли или регионе)?
|
|
|
|
Изменяется
ли спрос на продукцию и услуги на рынке (в отрасли или регионе)?
|
|
|
|
Изменяется
ли уровень доходов на рынке (в отрасли или регионе)?
|
|
|
|
2. Потребители
|
Отдают
ли существующие и потенциальные потребители предпочтение продукции или
услугам предприятия, а не его конкурентов?
|
|
|
|
Отводят
ли существующие и потенциальные потребители лидирующую позицию предприятию по
сравнению с его конкурентами по уровню качества продукта?
|
|
|
|
Отводят
ли существующие и потенциальные потребители лидирующую позицию предприятию по
сравнению с его конкурентами по уровню цен?
|
|
|
|
Отводят
ли существующие и потенциальные потребители лидирующую позицию предприятию по
сравнению с его конкурентами по уровню торгового и сервисного обслуживания?
|
|
|
|
Отводят
ли существующие и потенциальные потребители лидирующую позицию предприятию по
сравнению с его конкурентами по уровню качества цен?
|
|
|
|
Отводят
ли существующие и потенциальные потребители лидирующую позицию предприятию по
сравнению с его конкурентами по части репутации и престижа фирмы?
|
|
|
|
Существуют
ли особенности в принятии решений о покупке продукта предприятия у
потребителей на различных сегментах рынка?
|
|
|
|
3. Конкуренция
|
Имеются
ли у предприятия серьезные конкуренты?
|
|
|
|
Могут
ли у предприятия появиться серьезные конкуренты в будущем?
|
|
|
|
Совпадают
ли цели конкурентов с целями предприятия?
|
|
|
|
Совпадают
ли стратегии конкурентов со стратегиями предприятия?
|
|
|
|
Могут
ли сильные стороны конкурентов оказывать влияние на бизнес предприятия в
будущем (или уже оказывают)?
|
|
|
|
Существенны
ли для бизнеса предприятия размеры предприятий-конкурентов и доли рынка,
которые она занимают?
|
|
|
|
Могут
ли какие-либо тенденции на рынке в будущем повлиять на расстановку сил в
конкурентной борьбе и на положение отдельных компаний?
|
|
|
|
4. Каналы сбыта
|
Существуют
ли основные каналы сбыта для продукции или услуг предприятия?
|
|
|
|
Являются
ли эти каналы эффективными?
|
|
|
|
Существует
ли потенциал увеличения объемов продаж этих каналов?
|
|
|
|
5. Поставщики
|
Существуют
ли положительные перспективы в отношении степени доступности наиболее важных
ресурсов, используемых в производстве предприятия?
|
|
|
|
Происходят
ли изменения в составе поставщиков предприятия и их системе сбыта продукции
(поставки сырья и материалов)?
|
|
|
|
6. Инфраструктура
|
Высока
ли степень доступности транспортных услуг для предприятия?
|
|
|
|
Высока
ли степень доступности складских услуг для предприятия?
|
|
|
|
Высока
ли степень доступности финансовых ресурсов (кредита) для предприятия?
|
|
|
|
Является
ли эффективной работа рекламных агентств и консультативных фирм,
специализирующихся на исследованиях рынка для предприятия?
|
|
|
|
Таким образом, на основе предложенной анкеты
аудитор может оценить основные параметры внешней среды предприятия. Вопросы анализа
макроэкономической среды предприятия связаны с определением возможных рисков
при осуществлении деятельности и проверкой готовности предприятия преодолеть
их. Оценка факторов макроэкономического плана позволяет также выявить новые
возможности для развития, перепрофилирования или диверсификации бизнеса. В
любом случае речь идет о лучшей адаптации предприятия к сложившимся или
складывающимся условиям деятельности в том или ином регионе. Оценка микроэкономической
среды позволяют уточнить, из чего собственно складываются угрозы и возможности
предприятия на рынке. Такого рода исследования необходимы при определении тех
проблем, для решения которых может потребоваться интегрированный план
маркетинга.
1. Словари и энциклопедии
на Академике. Маркетинговый Аудит. [сылка более недоступна}
2. Шкардун В. Инструменты
маркетингового аудита. Оценка внешней среды// Маркетинг и маркетинговые
исследования. – 2003. - №4.
3. Корнеева И. Маркетинговый
аудит. [сылка более недоступна}
4. Зубілевич С.Я., Голов
С.Ф. Основи аудиту. – К.: Ділова Україна, 1996.