Каталог статей |
Меркулова А.П., Иванова К.А. Проблемы трансграничного сотрудничества Украины и ЕвропыТрансграничное сотрудничество - совместные действия, направленные на установление и углубление экономических, социальных, научно-технических, экологических, культурных и иных отношений между территориальными громадами, их представительными органами, местными органами исполнительной власти Украины и территориальными громадами, соответствующими органами власти других государств в пределах компетенции, определенной их национальным законодательством.Современная концепция трансграничного сотрудничества в сфере регионального развития прежде всего предлагает переосмыслить наши устаревшие представления об административно-территориальном устройстве страны, о жителях приграничных территориях, о развитии этих территорий, о присущих им проблемах и т. д. Какие бы перспективные цели ни преследовали государства, создавая и укрепляя свои границы, жители приграничных регионов оказываются в невыгодном положении, испытывая на себе все ограничения, связанные с передвижением людей, товаров и услуг, становясь жертвами региональной диспропорции. Для самостоятельного же решения своих проблем у них нет ни средств, ни возможностей. Как результат, многие регионы превращаются в депрессивные, отсталые территории. Между тем, от уровня развития этих территорий, от качества жизни зависит многое, в том числе и целостность рубежного государства [2]. На международном уровне для решения этих проблем, а также для выравнивания европейских регионов, стирания границ между ними, с целью создания единой процветающей Европы в 1980 году и была принята Европейская рамочная конвенция о трансграничном сотрудничестве между территориальными общинами или властями, направленная на более тесное сотрудничество между приграничными регионами в сфере экономики, экологии, науки, культуры. Для этих целей в Европе созданы и функционируют еврорегионы. Еврорегионы, как форма приграничного сотрудничества, способствуют не только усилению и углублению добрососедских отношений между государствами, но и являются своеобразным инструментом для интеграции той или иной страны в европейские структуры. Эти регионы создаются для того, чтобы объединить местные власти для решения вопросов, направленных на улучшение жизни населения приграничных территорий. Это особенно важно для Украины в связи с продвижением границ Евросоюза. Еврорегионы рассматриваются и как средство урегулирования возможных территориальных проблем двух государств. Они снимают напряжение в части возможных территориальных претензий. Позволяют решать проблемы, связанные с положением национальных меньшинств. Это своего рода и полигон для апробации совместимости законодательства различных стран и правовых систем [1]. Пытаясь следовать европейскому опыту, Украина еще семь лет назад, когда о необходимости трансграничного сотрудничества говорилось лишь в научных кругах, обратила свои взоры к такому феномену, как еврорегионы. В 1993 году она приняла участие в создании первого — Карпатского — еврорегиона. В него вошли четыре области Украины (Закарпатская, Львовская, Ивано-Франковская и Черновицкая) и приграничные регионы Польши, Венгрии, Словакии и Румынии. В 1998 году с участием Одесской области и трех уездов от Румынии и Молдовы был создан еврорегион «Нижний Дунай». Однако сегодня можно говорить лишь о попытках приблизиться к пониманию такого феномена, как еврорегионы, поскольку законодательная база Украины позволяет пока что лишь имитировать на своей территории европейские модели. Сложность вопроса в том, что единственным субъектом международного права есть государство. И если бы еврорегионы создавались на основе международных соглашений, тогда нормы сотрудничества между местными властями регулировались бы напрямую. Но дело в том, что в Западной Европе они тоже не создаются путем подписания международных соглашений. Поэтому выход в данной ситуации видится один — передать часть полномочий региональным властям [3]. Существует проблема объединения интересов всех участников. Если говорить о еврорегионе «Нижний Дунай», то здесь все еще не могут определиться, что является приоритетом в сотрудничестве. До сих пор нет общей концепции, стратегии развития. И если говорить о каких-то практических шагах, то движение заметно лишь в развитии двухсторонних отношений между Украиной и Румынией. Таким образом, Украине необходимо решать возникшие проблемы, касающиеся нормативной базы и согласования интересов, путём создания стратегий развития, которые смогут решить возникающие разногласия. В противном случае для Украины интеграция в европейское экономическое пространство будет продолжительным.
Литература: 1. Давыденко, Л. Н., Литвинюк, А. И. Трансграничное сотрудничество: экономические и институциональные основы. [Текст] – Минск: БГПУ, 2006. – 207 с. – ISBN: 5-5371-83700 2. Яровой Г.О. Регионализм и трансграничное сотрудничество в Европе. [Текст] – Киев: Юнити, 2007. – 312 с. - ISBN:978-5-87857-129-6 3. Зеркало недели. [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные (56143 байт). 2007. – Режим доступа: < [сылка более недоступна} |