Каталог статей

Семененко И.М., Кононова Ю.Ю., Петинова В.А.

Концепция корпоративной социальной ответственности и цели деятельности предприятия

Стремительное развитие технологий, информационная революция и глобальная конкуренция – силы, строящие перед современным бизнесом новые задачи. Маркетинг и стратегический менеджмент – это инструменты достижения предприятием поставленных целей. Каждой организации важно уметь правильно поставить перед собой цели и задачи. Именно они в дальнейшем будут определять ее ценности, направления деятельности, возможности и критерии, используемые для оценки достигнутых результатов и поощрения сотрудников.

В общем смысле, цель – финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс [1]. Непосредственно цель предприятия – это выраженное количественно или качественно желаемое состояние объекта стратегического управления. Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Цели являются исходной точкой планирования и лежат в основе организационных отношений, на них базируется система мотивации, они являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов организации и ее подразделений [2].

По направленности все цели предприятия подразделяются на экономические и неэкономические. Экономические цели выражаются в показателях хозяйственной деятельности и подразделяются на количественные (например, увеличение доходов) и качественные (например, достижение технологического превосходства). Неэкономическими целями могут быть улучшение условий труда, формирование имиджа предприятия, улучшение благосостояния населения и т. п. В последнее время как одну из неэкономических целей предприятия заявляют социальную ориентацию: всё больше внимания уделяется социальным целям, реализующимся через корпоративную социальную ответственность.

Социальные цели – это так называемые гуманитарные цели – желаемые в будущем взаимоотношения между людьми, как на самом предприятии, так и с общественностью вне предприятия. Социальные цели обуславливают модель поведения по отношению к персоналу, лицам и общественным группам в подсистемах самого предприятия и во внешней среде. Такое поведение должно быть неформально закреплено в корпоративной культуре предприятия.

При определении цели социальная ориентация организации должна рассматриваться с двух точек зрения: с позиции запросов потребителя, т.е. удовлетворения потребности общества в товарах и услугах, и с позиции решения проблем обеспечения устойчивого поступательного развития самой организации при удовлетворении социальных потребностей собственного коллектива. Таким образом, социальная ориентация предприятия – его это направленность как внутрь себя, так и во внешнюю среду.

В последнее время приобретает всё большую популярность термин "корпоративная социальная ответственность" (КСО), которая в мировой практике начала использоваться еще в начале 70-х годов. Тогда возрос интерес к этическим принципам и моральным проблемам, которые могут возникнуть в крупных корпорациях. Начали появляться различные кодексы этики и уставы социальной ответственности, подчеркивающие приверженность корпораций к развитию неэкономических социальных ценностей [3].

Сегодня в широком смысле КСО представляет собой концепцию, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, беря на себя ответственность за влияние собственной деятельности на все заинтересованные стороны общественной сферы (заказчиков, поставщиков, работников, местные сообщества). КСО предполагает выход за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство, беря на себя дополнительную ответственность по принятию мер для повышения качества жизни работников и их семей, и всего местного сообщества в целом. В настоящее время разработан целый ряд руководств и стандартов отчетности, которые служат в качестве основных принципов социального учета (учет воздействия на общество посредством элементов КСО). В некоторых странах существуют специальные законодательные требования к социальному учету, аудиту и отчетности по КСО. Однако четко измерить социальную и экологическую эффективность достаточно сложно, в связи с чем и возникает достаточно споров на тему реальной необходимости КСО и ее значимости для общества.

Сущность и значение КСО с точки зрения ее влияния на внешнюю среду заключается в следующем:

вследствие предоставления потребителям более качественных товаров, работ и услуг по экономически обоснованным ценам, совершенствования систем обслуживания и соблюдения требований, касающихся здоровья и безопасности, растут конкурентоспособность предприятия и ее финансовые показатели, что, в свою очередь, положительно влияет на экономический рост отдельного региона и страны в целом и формирование бюджета;

за счет реализации социально ответственными предприятиями программ по охране окружающей среды и ресурсосбережению происходит снижение вредных выбросов в атмосферу и водные источники территорий, достигается экономия потребляемых ресурсов, что способствует улучшению экологической ситуации в регионе и сохранению его ресурсного потенциала;

в результате соблюдения корпорациями правовых и этических норм ведения бизнеса, точного следования профессиональным стандартам и стремления к добросовестной конкуренции формируется более совершенная рыночная среда региона, создающая условия для роста конкурентоспособности территории в целом;

за счет совместной с органами власти реализации целевых программ и проектов, направленных на содействие социально-экономическому развитию территорий присутствия, повышается эффективность управленческих решений отдельных компаний и региональных властей, достигаются более высокие результаты в области обеспечения качества жизни населения региона [2].

Влияние КСО на внутреннюю среду предприятия осуществляется за счет обеспечения достойных условий труда и оплаты своих работников, повышения их профессионального уровня и предоставления им комплекса социальных гарантий сверх законодательного минимума. Вследствие этого возрастает мотивация работников, средний уровень их квалификации и производительности труда, а также уровень и качество жизни населения региона в целом, социальная защищенность населения.

Таким образом, можно сделать вывод, что на современном этапе КСО должна стать неотъемлемым элементом деятельности предприятий. Сегодня руководителям необходимо понимать, что главный капитал – не природные ресурсы, а человеческий потенциал и доверие к предприятию, которые укрепляются и развиваются благодаря эффективному внедрению и управлению политикой корпоративной социальной ответственности.

Литература:

1. Доброхотов А.Л. Цель // Новая философская энциклопедия / А.Л. Доброхотов. — М.: Мысль, 2000.

2. Драчева Е.Л. Менеджмент [учеб. пособ.] / Е.Л.Драчева, Л.И. Юликов. — [2-е изд., стер.]. — М.: Издательский центр "Академия", 2002. — 288 с.

3. Костин А.Е. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: мировой опыт и концепция для РФ [Электронный ресурс] / А.Е. Костин // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. – №3. – Режим доступа: [сылка более недоступна}