Каталог статей

Беленькова Е.А., Федорова А.А.

Экономическая сущность налогов в контексте исторического развития общества

Со времени возникновения государства налоги стали необходимым звеном экономических отношений. Любое изменение в налогах становилось объектом политической борьбы, критики, так как они являлись основным источником доходов современного государства и эффективным инструментом регулирования рыночной экономики (в сочетании с денежно-кредитными инструментами). В странах с развитой рыночной экономикой посредством налогов формируется до 80-90% всех доходов государства (другие источники — прибыль государственных предприятий, займы и эмиссия). Также налоги оказывают экономическое воздействие на общественное производство, его динамику и структуру, направления инвестиций, развитие научно-технического прогресса, для решения социальных проблем[3].

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[3].

Исследования в области налогов и налогообложения проводились такими экономистами как  Вагнер А., Маркс К., Петти У., Рикардо Д., Сисмонди Ж., Смит А. Вопросы налоговой системы и ее роли в рыночном хозяйстве разрабатывались в трудах Викселя К., Линдаля Э., Милля Дж., Кейнса Дж. М., Фридмена М.,  Алексеенко М.М., Боголепова Ф.И., Болдырева Б.Г., Буковицкого А.И.[4]

В научных работах данных экономистов освещены вопросы, связанные с налогами, особенностями использования налоговых инструментов, налоговое регулирование. Но  необходимо определить не только само понятие налогов, их функций, но и рассмотреть историю налогообложения в ходе исторического развития, изучить взаимосвязи социальных, религиозных и политических факторов, определить экономическую сущность налогов и основы налогообложения, что является основной целью данной работы.

Документальные подтверждения существования налогов обнаруживаются примерно 2500 лет назад. В Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания государственного аппарата повлекла создание множества разнообразных налогов. Налоговые чиновники сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну[1].

Налоги обязано было платить основное население - "неблагородные", т.е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Существовало 7 уровней развития идеи налогообложения:

§ дар - подарок гражданина властелину за защиту от врагов;

§ просьба правительства к народу для решения общих задач нации;

§ необходимость помощи граждан правительству денежными средствами;

§ идея о жертвах, приносимых гражданами в интересах государства;

§ теория о долге гражданина  перед  государством;

§ принудительное изымание денег у граждан ради общего блага страны;

§ необходимая плата за жизнь в цивилизованном обществе.

Для того, что бы определить объект налогообложения, необходимо рассмотреть римскую систему налогообложения (Табл.1.1)[1].

Таблица 1.1.

Основные виды налогов

Сбор

Пошлины

Налог

на содержание надзора за рынком, за обмен и размен денег, при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати, со скота, с квартирной платы, на золотой венок в качестве выражения верноподданнических чувств представителю высшей власти, на воздвижение статуй, на содержание неимущих, на содержание бань, именитых гостей, речной стражи, тюрьмы  для недоимщиков, гарнизона, сторожевых вышек, ремонт плотин, сбор на устройство зрелищ,  благотворительность, торговый оборот

портовые пошлины при погрузке и выгрузке, дорожная пошлина, с вина, пошлины ввозные, вывозные и на пропуск в ворота

налог за закрепление сделки (налог с продаж), на наследство, на владение рабами, в продовольственный фонд столицы, земельный, специальный налог на огороды, на вино, пшеницу, огурцы, мыло, на доход от фиников, на доход с земли под постройкой, квартирный налог,

Римлянами была построена дорожная сеть протяженностью 80 тыс. км, но не только ради облегчения перевозок грузов, но и для ускорения сбора налогов со всех территорий огромной империи[1].

Во времена Средневековья налоги были мало распространены, поэтому носили неопределенный, временный характер и были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. В качестве основных налогов, действовавших на территории государств раннего периода новой истории в XVI—XVII вв., были поземельные налоги, налоги со строений, подушные (поголовные) налоги, акцизы, таможенные пошлины, коммунальные или местные налоги. Поземельный налог выступал в двух формах –  в виде уже известной десятины и в виде налога на доход. Обычно определялся чистый доход с учетом издержек. Налог на доход мог устанавливаться фиксированным на несколько лет вперед по усредненным показателям или дифференцированным по годам в соответствии с реально полученным результатом. Нередко одновременно устанавливались обе формы налога: первая десятина шла в пользу церкви, вторая — государства.  

В конце XVII — начале XVIII вв. в европейских странах стало формироваться административное государство, создававшее чиновничий аппарат, что позволило сформировать рациональную налоговую систему, состоящую из прямых (подушный и подоходный налоги) и косвенных налогов (акциз).

Практические проблемы функционирования налогообложения привели к началу теоретического осмысление роли налогов в финансировании расходов государства. Английский экономист Уильям Петти (1623—1687), обосновывал в своей работе «Трактат о налогах и сборах» преимущества косвенного налогообложения, приводя  доводы в пользу акциза[3].

В те же годы (последняя треть XVIII в.) создавалась подлинно научная теория налогообложения. Ее основоположником считается шотландский экономист и философ Адам Смит (1723—1790). В 1776 г. вышла его книга  «Исследование о природе и причинах богатства народов», на основе которой можно выделить четыре основных принципа, которые не устарели и до нашего времени:

1. Принцип справедливости - всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

2. Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику;

3. Принцип удобности, предполагающий, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

4. Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Именно в конце XVIII в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую политику. Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы граждан и организаций. Это привело к появлению вместо практически единственного источника доходов - земли - множества видов доходов и богатства[3].

Рассмотрев историю появления (Римская Империя) и развития налогов (Средневековье), можно определить наличие большинства схожих черт и принципов функционирования налогов и системы налогообложения, что указывает на последовательное развитие государства под влиянием социальных, религиозных, политических факторов. Но на данный момент идеальной системы налогообложения не существует. Ее существование и процесс функционирования зависит от особенностей страны, обычаев граждан, стадии экономического развития, на которой находится страна.

Литература

1. Уплата налогов — признак свободы [Электронный ресурс].- Электрон.  текстовые данные (17 822 байт)  - Режим доступа: [сылка более недоступна}

2. История налогообложения [Электронный ресурс].- Электрон. текстовые данные (62000 байт)  - Режим доступа: [сылка более недоступна}

3. Краткая всемирная история налогов [Электронный ресурс].- Электрон. текстовые данные (121 344 байт)  - Режим доступа: [сылка более недоступна}

4. Повышение роли налоговой системы в стимулировании региональных инвестиций [Электронный ресурс].- Электрон. текстовые данные (74 240 байт)  - Режим доступа: [сылка более недоступна}