Каталог статей | ||||||
Беленькова Е.А., Федорова А.А. Экономическая сущность налогов в контексте исторического развития обществаСо времени возникновения государства налоги стали необходимым звеном экономических отношений. Любое изменение в налогах становилось объектом политической борьбы, критики, так как они являлись основным источником доходов современного государства и эффективным инструментом регулирования рыночной экономики (в сочетании с денежно-кредитными инструментами). В странах с развитой рыночной экономикой посредством налогов формируется до 80-90% всех доходов государства (другие источники — прибыль государственных предприятий, займы и эмиссия). Также налоги оказывают экономическое воздействие на общественное производство, его динамику и структуру, направления инвестиций, развитие научно-технического прогресса, для решения социальных проблем[3].Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[3]. Исследования в области налогов и налогообложения проводились такими экономистами как Вагнер А., Маркс К., Петти У., Рикардо Д., Сисмонди Ж., Смит А. Вопросы налоговой системы и ее роли в рыночном хозяйстве разрабатывались в трудах Викселя К., Линдаля Э., Милля Дж., Кейнса Дж. М., Фридмена М., Алексеенко М.М., Боголепова Ф.И., Болдырева Б.Г., Буковицкого А.И.[4] В научных работах данных экономистов освещены вопросы, связанные с налогами, особенностями использования налоговых инструментов, налоговое регулирование. Но необходимо определить не только само понятие налогов, их функций, но и рассмотреть историю налогообложения в ходе исторического развития, изучить взаимосвязи социальных, религиозных и политических факторов, определить экономическую сущность налогов и основы налогообложения, что является основной целью данной работы. Документальные подтверждения существования налогов обнаруживаются примерно 2500 лет назад. В Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания государственного аппарата повлекла создание множества разнообразных налогов. Налоговые чиновники сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну[1]. Налоги обязано было платить основное население - "неблагородные", т.е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Существовало 7 уровней развития идеи налогообложения: § дар - подарок гражданина властелину за защиту от врагов; § просьба правительства к народу для решения общих задач нации; § необходимость помощи граждан правительству денежными средствами; § идея о жертвах, приносимых гражданами в интересах государства; § теория о долге гражданина перед государством; § принудительное изымание денег у граждан ради общего блага страны; § необходимая плата за жизнь в цивилизованном обществе. Для того, что бы определить объект налогообложения, необходимо рассмотреть римскую систему налогообложения (Табл.1.1)[1]. Таблица 1.1. Основные виды налогов
Римлянами была построена дорожная сеть протяженностью 80 тыс. км, но не только ради облегчения перевозок грузов, но и для ускорения сбора налогов со всех территорий огромной империи[1]. Во времена Средневековья налоги были мало распространены, поэтому носили неопределенный, временный характер и были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. В качестве основных налогов, действовавших на территории государств раннего периода новой истории в XVI—XVII вв., были поземельные налоги, налоги со строений, подушные (поголовные) налоги, акцизы, таможенные пошлины, коммунальные или местные налоги. Поземельный налог выступал в двух формах – в виде уже известной десятины и в виде налога на доход. Обычно определялся чистый доход с учетом издержек. Налог на доход мог устанавливаться фиксированным на несколько лет вперед по усредненным показателям или дифференцированным по годам в соответствии с реально полученным результатом. Нередко одновременно устанавливались обе формы налога: первая десятина шла в пользу церкви, вторая — государства. В конце XVII — начале XVIII вв. в европейских странах стало формироваться административное государство, создававшее чиновничий аппарат, что позволило сформировать рациональную налоговую систему, состоящую из прямых (подушный и подоходный налоги) и косвенных налогов (акциз). Практические проблемы функционирования налогообложения привели к началу теоретического осмысление роли налогов в финансировании расходов государства. Английский экономист Уильям Петти (1623—1687), обосновывал в своей работе «Трактат о налогах и сборах» преимущества косвенного налогообложения, приводя доводы в пользу акциза[3]. В те же годы (последняя треть XVIII в.) создавалась подлинно научная теория налогообложения. Ее основоположником считается шотландский экономист и философ Адам Смит (1723—1790). В 1776 г. вышла его книга «Исследование о природе и причинах богатства народов», на основе которой можно выделить четыре основных принципа, которые не устарели и до нашего времени: 1. Принцип справедливости - всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам; 2. Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику; 3. Принцип удобности, предполагающий, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика; 4. Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения. Именно в конце XVIII в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую политику. Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы граждан и организаций. Это привело к появлению вместо практически единственного источника доходов - земли - множества видов доходов и богатства[3]. Рассмотрев историю появления (Римская Империя) и развития налогов (Средневековье), можно определить наличие большинства схожих черт и принципов функционирования налогов и системы налогообложения, что указывает на последовательное развитие государства под влиянием социальных, религиозных, политических факторов. Но на данный момент идеальной системы налогообложения не существует. Ее существование и процесс функционирования зависит от особенностей страны, обычаев граждан, стадии экономического развития, на которой находится страна.
Литература 1. Уплата налогов — признак свободы [Электронный ресурс].- Электрон. текстовые данные (17 822 байт) - Режим доступа: [сылка более недоступна} 2. История налогообложения [Электронный ресурс].- Электрон. текстовые данные (62000 байт) - Режим доступа: [сылка более недоступна} 3. Краткая всемирная история налогов [Электронный ресурс].- Электрон. текстовые данные (121 344 байт) - Режим доступа: [сылка более недоступна} 4. Повышение роли налоговой системы в стимулировании региональных инвестиций [Электронный ресурс].- Электрон. текстовые данные (74 240 байт) - Режим доступа: [сылка более недоступна}
| ||||||