главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

Нугаев Ф.Ш.

Казанский государственный финансово-экономический институт, Российская Федерация, Республика Татарстан

О внедрении международных стандартов финансовой отчетности в Республике Казахстан

Казахстан лишь недавно официально перешел на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Данный шаг имеет как очевидные плюсы, так и минусы. Рассмотрим данный вопрос более подробно.

Среди финансистов Казахстана мнение по внедрению МСФО до сих пор остаются разными - от полной необходимости перехода до неприятия самой идеи внедрения. Внедрение МСФО требует достоверных и открытых данных, ввиду этого не все организации спешат раскрыть информацию, поскольку это может привести к потере конкурентных преимуществ, снижению сбыта продукции, потере рынков и другим негативным последствиям.

Однако ключевым фактором вхождения Республики Казахстан в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, а также во Всемирную торговую организацию (ВТО) является внедрение современной системы финансовой отчетности.

Процесс внедрения МСФО в Казахстане начался до принятия соответствующей законодательной базы. Данная необходимость возникла на фондовом рынке, когда Казахстанская фондовая биржа стала предъявлять строгие требования к листинговым компаниям о сдачи финансовой отчетности по международным стандартам. Еще одним фактором способствующим возникновению и дальнейшему развития МСФО явились требования зарубежных инвесторов на представление от своих потенциальных казахстанских партнеров-компаний международной отчетности.

Согласно законодательству, действовавшему до принятия в 2007 году новой редакции Закона РК от 28.02.07 №234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», переход на МСФО затрагивал все организации.

Согласно закону Республики Казахстан от 28.02.07 №234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» финансовую отчетность по МСФО финансовые организации составляют с 1 января 2003 года, акционерные общества – с 1 января 2005 года и иные организации – с 1 января 2006 года (за исключением государственных учреждений). Новый закон о бухгалтерском учете предусматривает большой круг хозяйствующих субъектов, к которым применение МСФО не обязательно или не обязательно в полном объеме.

Основными моментами Закона являются следующие положения:

1. Введена система, при которой финансовую отчетность в соответствии с МСФО обязаны составлять только субъекты крупного предпринимательства и организации публичного интереса. Субъекты малого и среднего предпринимательства формируют финансовую отчетность по национальным стандартам финансовой отчетности. При этом применение МСФО для них не запрещено. Данные меры предприняты в целях развития и поддержки частного предпринимательства.

2. Предусматривается повышение качества финансовой отчетности и возможность осуществления ее мониторинга путем установления определенного уровня требований к главным бухгалтерам организаций.

3. Вводятся элементы саморегулирования сферы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, в частности, создание профессиональных некоммерческих общественных объединений.

4. Введено понятие Консультативного органа, состоящего из представителей профессиональных организаций, государственных органов и других организаций.

5. Введено требование аккредитации профессиональных организаций бухгалтеров и организаций по профессиональной сертификации бухгалтеров.

Внедрение МСФО в Казахстане будет способствовать следующему:

1. Создание благоприятного инвестиционного климата в стране для привлечения денежных средств.

2. Прозрачность финансовой отчетности

3. Достоверность финансового положения предприятия

4. Точность результатов деятельности компаний.

Однако переход на МСФО открывает не только новые возможности для компаний, но и таит в себе значительные трудности.

Основными проблемными вопросами перехода на МСФО являются следующие:

1. Отсутствие согласованности МСФО с другими отраслями законодательства. Анализ положений Налогового кодекса в сопоставлении с МСФО выявляет ряд несоответствий, возникновение которых неизбежно при проведении налоговых проверок.

2. Существенное отставание по времени публикации изменений международных стандартов. Это создает массу неудобств при подготовке отчетности, так как в соответствии с требованием МСФО необходимо раскрытие информации о влиянии на финансовую отчетность вводимых в будущем изменений в стандартах.

3. Нехватка квалифицированных кадров и слабая отлаженность национальной системы профессиональной сертификации. Палатой аудиторов Казахстана в 2001 году после многочисленных и длительных переговоров было принято решение о разработке уникальной программы сертификации бухгалтеров и аудиторов. В этом же году был создан Евразийский совет сертифицированных бухгалтеров и аудиторов (АССАА), который занимается разработкой экзаменационных программ в области бухгалтерского учета, управления финансами, экономики и аудита. Методика разрабатывалась при участии международных экспертов ведущих финансовых институтов и учреждений со всего мира. На сегодняшний день в Казахстане сертифицировано уже более 3 тыс. специалистов.

Основными этапами дальнейшей работы являются следующие:

1. Постоянный мониторинг соблюдения требований законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности Республики Казахстан будет способствовать более быстрому переходу на МСФО.

2. Согласно Постановления Правительства РК необходимо в полном объеме осуществить реализацию Плана мероприятий по обеспечению перехода всех юридических лиц на МСФО.

3. В целях информационного обеспечения за счет средств из республиканского бюджета необходимо создание сайта по МСФО, в котором бы рассматривались актуальные вопросы по бухгалтерскому учету и аудиту, практические аспекты перехода на МСФО и МСА, доступ для пользователей необходим на разных языках.

Важно отметить, что переход Казахстана на международные стандарты требует изучения и, следовательно, заимствования положительной мировой практики, в связи с чем планируется продолжить активное участие в международном развитии системы бухгалтерского учета и аудита.

Литература:

1. [сылка более недоступна}