Процессный, директивный и поведенческий подходы к инновационному менеджменту
Процессный подход к инновационному менеджменту анализирует функции менеджмента как взаимосвязанные. Процесс управления в данном конкретном случае будет цепочкой непрерывных действий по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации, регулированию. Его суть – координация работ.
Директивный подход включает в себя упорядочение функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах.
Данный подход основывается на методах принуждения, которые базируются на системах:
- законодательных актов страны и региона;
- нормативно-директивных и методических (обязательных к применению) документов фирмы и вышестоящей организации;
- планов, программ, заданий;
- оперативного руководства (власти), граничащего с психологическими аспектами.
Поведенческий подход – это оказание помощи работнику в осмыслении его возможностей на основе учений поведенческих наук к построению и управлению фирмой. Руководитель координирует работу, заставляет или стимулирует людей для достижения цели.
При решении проблем на практике руководители применяют основные принципы мотивации.
Мотивация – это процесс побуждения к реализации возможностей для достижения целей фирмы и личных целей.
В основе мотивации лежат потребности. Рассмотрим их признаки и характеристики:
- место в иерархии потребностей:
а) первичные (низшие) – физиологические, потребности безопасности;
б) высшие – социальные, духовные потребности, потребность в самовыражении, реализации творческих способностей;
- историческое место потребности – прошлое, будущее, настоящее;
- уровень удовлетворения потребности – полностью и частично удовлетворенные, неудовлетворенные;
- степень сопряженности потребности – слабо сопряженная потребность, сопряженная потребность, сильно сопряженная потребность;
- масштаб распространения – географический и социальный;
- частота удовлетворения – единично, непрерывно, периодически;
- природа возникновения – основные, вторичные, косвенные;
- применяемость потребности – в одной области, в нескольких областях, во всех областях;
- комплексность удовлетворения – удовлетворение происходит одним товаром, несколькими товарами, взаимозаменяемыми товарами;
- отношение общества – отрицательное, положительное, нейтральное;
- степень эластичности в зависимости от до хода и возраста – слабоэластичные, эластичные, высокоэластичные;
- способ удовлетворения – индивидуальный, групповой, общественный.
Евграфова И.Ю. Инновационный менеджмент | Кушнир И.В. Инновационный менеджмент
|