Евграфова И.Ю. Инновационный менеджмент

Процессный, директивный и поведенческий подходы к инновационному менеджменту

Процессный подход к инновационному менеджменту анализирует функции менеджмента как взаимосвязанные. Процесс управления в данном конкретном случае будет цепочкой непрерывных действий по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации, регулированию. Его суть – координация работ.

Директивный подход включает в себя упорядочение функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах.

Данный подход основывается на методах принуждения, которые базируются на системах:

  1. законодательных актов страны и региона;
  2. нормативно-директивных и методических (обязательных к применению) документов фирмы и вышестоящей организации;
  3. планов, программ, заданий;
  4. оперативного руководства (власти), граничащего с психологическими аспектами.

Поведенческий подход – это оказание помощи работнику в осмыслении его возможностей на основе учений поведенческих наук к построению и управлению фирмой. Руководитель координирует работу, заставляет или стимулирует людей для достижения цели.

При решении проблем на практике руководители применяют основные принципы мотивации.

Мотивация – это процесс побуждения к реализации возможностей для достижения целей фирмы и личных целей.

В основе мотивации лежат потребности. Рассмотрим их признаки и характеристики:

  1. место в иерархии потребностей:

    а) первичные (низшие) – физиологические, потребности безопасности;
    б) высшие – социальные, духовные потребности, потребность в самовыражении, реализации творческих способностей;

  2. историческое место потребности – прошлое, будущее, настоящее;
  3. уровень удовлетворения потребности – полностью и частично удовлетворенные, неудовлетворенные;
  4. степень сопряженности потребности – слабо сопряженная потребность, сопряженная потребность, сильно сопряженная потребность;
  5. масштаб распространения – географический и социальный;
  6. частота удовлетворения – единично, непрерывно, периодически;
  7. природа возникновения – основные, вторичные, косвенные;
  8. применяемость потребности – в одной области, в нескольких областях, во всех областях;
  9. комплексность удовлетворения – удовлетворение происходит одним товаром, несколькими товарами, взаимозаменяемыми товарами;
  10. отношение общества – отрицательное, положительное, нейтральное;
  11. степень эластичности в зависимости от до хода и возраста – слабоэластичные, эластичные, высокоэластичные;
  12. способ удовлетворения – индивидуальный, групповой, общественный.


Евграфова И.Ю. Инновационный менеджмент | Кушнир И.В. Инновационный менеджмент