Экономикс (Макконнелл К.Р., Брю С.Л.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Спрос и предложение: эластичность и реальные проявления
Нехватка ресурсов, неограниченные потребности - вот чем сейчас занимается наука экономике. Именно из-за неограниченных потребностей мы должны искать все более эффективные методы применения дефицитных ресурсов. Наша экономическая система пытается решить эту проблему двумя путями. Первый — полная занятость всех имеющихся ресурсов — предмет исследований макроэкономики. Второй — эффективное использование занятых ресурсов. На этом сосредоточено внимание микроэкономики. В распределении ресурсов капиталистические страны полагаются на рыночную систему. Так что начнем с анализа индивидуальных цен и рыночной системы, в частности с того, как действует рыночный механизм и насколько он эффективен в использовании ресурсов в рамках капиталистической экономики. Для оценки этой эффективности мы рассмотрим индивидуальные цены в самых разнообразных рыночных условиях. В главе 3 Анализ индивидуальных рынков: спрос и предложение мы исследовали методы анализа спроса и предложения. Если вы не очень хорошо запомнили этот материал, вам лучше вернуться к «Кратким повторениям», «Ключевым графикам» и «Резюме» главы 3. В настоящей главе мы постараемся углубить наше понимание спроса и предложения следующим образом:
Ценовая эластичность спросаСогласно закону спроса, в ответ на снижение цены потребители станут приобретать больше продукта. Однако степень восприимчивости потребителей к изменению цены бывает весьма различна в зависимости от продукта, а также в зависимости от диапазона изменения цены на один и тот же продукт. Восприимчивость, или чувствительность, потребителей к изменению цены продукта определяется ценовой эластичностью спроса. Для спроса на некоторые продукты характерна относительная восприимчивость потребителей к изменениям цены; небольшие изменения цены приводят к значительным изменениям количества покупаемой продукции. Спрос на такие продукты принято называть относительно эластичным или просто эластичным. Но есть и другие продукты, к изменениям цены на которые потребители относительно невосприимчивы, то есть такие продукты, весьма существенные изменения цены которых ведут лишь к небольшим изменениям количества покупок. В подобных случаях говорят, что спрос относительно неэластичный или просто неэластичный. Формула ценовой эластичностиСтепень ценовой эластичности или неэластичности спроса экономисты измеряют при помощи коэффициента Ed, который рассчитывается по формуле
Процентные изменения, используемые в этой формуле, вычисляются путем деления изменения цены на исходную цену и соответствующего изменения величины спроса на исходную величину спроса. Таким образом, нашу формулу можно представить в следующем виде:
Пользуйтесь процентными показателями. Почему для измерения восприимчивости потребителей к изменению цен применяются процентные, а не абсолютные величины? Тому есть две причины. 1. Выбор единицы измерения. При использовании абсолютных величин наше представление о восприимчивости потребителей попадает в зависимость от произвольного выбора единицы измерения. Покажем это на примере. Если цена продукта впадает с 3 до 2 дол., а потребители в результате увеличивают объем покупок с 60 до 100 фунтов, то может показаться, что потребители весьма чувствительны к изменению цены, и спрос, таким образом, является эластичным. Ведь в конце концов изменение цены на одну единицу привело к изменению величины спроса на 40 единиц. Однако, заменив доллары на центы в качестве единицы измерения (а почему бы нет?), мы обнаружим, что изменение цены на 100 единиц вы звало изменение величины спроса на 40 единиц, что создает впечатление неэластичности. Использование же процентных величин позволяет избежать подобных проблем. В данном случае падение цены составило 33%, измеряем ли мы его в долларах (1 дол./ 3 дол.) или в центах (100 центов/300 центов). 2. Сравнение продуктов. Пользуясь процентными величинами, мы можем с большей достоверностью сравнивать восприимчивость потребителей к изменению цен на различные продукты. Бессмысленно сравнивать воздействие на величину спроса увеличения на 1 дол. цены автомобиля стоимостью 10 тыс. дол. и равного увеличения цены банки пива стоимостью 1 дол. Цена автомобиля повышается на 0,01%, а цена банки пива - на 100%! Если бы мы увеличили цены обоих товаров на 1% - автомобиля на 100 дол., пива на 1 цент, - наше сравнение восприимчивости потребителей к изменению цен было бы более осмысленным. Не обращайте внимание на знак минус. Нисходящий характер кривой спроса, как мы знаем, свидетельствует об обратной зависимости между ценой и величиной спроса. Это значит, что коэффициент ценовой эластичности спроса в любом случае величина отрицательная. Так, если цена падает, то величина спроса растет. А это означает, что числитель в нашей формуле имеет положительное, а знаменатель — отрицательное значение, давая в итоге отрицательную величину Ed. Экономисты, как правило, пренебрегают знаком минус и просто используют абсолютную величину коэффициента эластичности, дабы избежать недоразумений, которые могли бы возникнуть в противном случае. Странно было бы утверждать, что коэффициент Ed, равный -4, больше коэффициента Ed, равного -2. Подобную путаницу легко устранить, сказав, что Ed, равный 4, свидетельствует о большей эластичности, чем Ed, равный 2. Поэтому в дальнейшем мы будем пренебрегать знаком минус применительно к коэффициенту ценовой эластичности спроса, указывая лишь его абсолютную величину. Между прочим, с предложением подобной путаницы не возникает, поскольку цена продукта и величина его предложения связаны между собой прямо пропорционально. Интерпретация. Теперь давайте займемся интерпретацией нашей формулы. 1. Эластичность. Спрос является эластичным, когда данное процентное изменение цены вызывает большее процентное изменение величины спроса. Например, если снижение цены на 2% приводит к увеличению величины спроса на 4%, то спрос эластичный. В подобных случаях эластичного спроса коэффициент Ed всегда больше единицы; в нашем примере он равен 2. 2. Неэластичность. Когда данное процентное изменение цены сопровождается относительно меньшим изменением величины спроса, спрос является неэластичным. К примеру, если снижение цены на 3% ведет к увеличению спроса лишь на 1%, то такой спрос неэластичен. Ясно, что при неэластичном спросе коэффициент Ed всегда меньше единицы. В частности, в данном случае Ed равен 0,33. 3. Иные случаи. Между эластичным и неэластичным спросом пролегает некая пограничная полоса, куда укладываются ситуации, в которых процентное изменение цены и сопровождающее его процентное изменение величины спроса равны друг другу. К этим особым случаям применяется термин единичная эластичность, поскольку Ed здесь в точности равен единице. Говоря о неэластичном спросе, экономисты не имеют в виду абсолютную нечувствительность потребителей к изменению цен. Термином совершенно неэластичный спрос обозначается крайний случай, когда изменение цены вообще не приводит ни к какому изменению величины спроса. Примерами могут служить спрос больных диабетом на инсулин или же спрос наркоманов на героин. Графически подобную ситуацию описывает кривая спроса, параллельная вертикальной оси координат, такая, как D1 на рис. 20-1.
И наоборот, когда экономисты говорят об эластичном спросе, они не имеют в виду, что потребители абсолютно чувствительны к изменению цены. В крайней ситуации, когда малейшее снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, мы называем спрос совершенно эластичным. Кривая совершенно эластичного спроса представляет собой прямую линию, параллельную горизонтальной оси координат, подобную D2 на Рис. 20-1. Из главы 23 Определение цены и объема производства - чистая конкуренция мы узнаем, что кривая спроса принимает такой вид, когда фирма продает свою продукцию на чисто конкурентном рынке. Следующий шаг: формула центральной точкиС помощью гипотетических числовых данных из табл. 20-1, характеризующих спрос, легко объяснить одну досадную проблему, связанную с применением формулы ценовой эластичности. Как видно из таблицы, в ценовом интервале 5-4 дол. имеются две комбинации цены и величины спроса: 5 дол. - четыре единицы продукта и 4 дол. - пять единиц продукта. Какую из них нам следует выбрать при расчете коэффициента Ed в качестве базовой для вычисления процентных изменений цены и спроса, используемых в формуле эластичности? Результат расчета зависит от нашего выбора.
Если в качестве отправной точки мы принимаем комбинацию 5 дол. - четыре единицы продукта, то цена меняется с 5 до 4 дол., что составляет 20%, а величина спроса меняется с четырех до пяти единиц продукта, что составляет 25%. Подставив эти значения процентных изменений в формулу, мы получим коэффициент эластичности, равный 25/20, или 1,25, что указывает на некоторую эластичность спроса. Если же в качестве отправной точки мы выбираем комбинацию 4 дол. - пять единиц продукта, цена меняется с 4 до 5 дол., так что процентное изменение составляет 25%, а величина спроса меняется с пяти до четырех единиц (процентное изменение 20%). Следовательно, коэффициент эластичности равен 20/25 или 0,80, что свидетельствует о неэластичном спросе. Так как же обстоит дело? Эластичен спрос или неэластичен? Разрешить эту проблему позволяет использование в качестве отправной точки средних значений двух анализируемых цен и величин спроса. В ценовом интервале 5-4 дол. такая базовая цена равна 4,50 дол., а базовая величина спроса - четыре с половиной единицы продукта. В этом случае процентное изменение цены, так же как и величина спроса, составляет примерно 22%, а следовательно, Ed равен 1. Этот результат представляет собой оценку эластичности в центральной точке ценового интервала 5-4 дол. Теперь мы можем усовершенствовать нашу прежнюю формулу эластичности, придав ей следующий вид:
Подставив в нее числовые данные, соответствующие ценовому интервалу 5-4 дол., получим
Это означает, что при комбинации центральных точек цены и величины спроса 4,50 дол. - четыре с половиной единицы продукта ценовая эластичность спроса равна единице (единичная эластичность). В данном случае изменение цены на 1% должно привести к такому же (на 1%) изменению величины спроса. Вы можете сами удостовериться в правильности расчетов эластичности в ценовых интервалах 1-2 и 7-8 дол., приведенных в столбце (3) табл. 20-1. Истолковать значение Ed в ценовом интервале 1 — 2 дол. можно так, что изменение цены на 1% вызовет изменение величины спроса на 0,20%. В интервале 7-8 дол. изменение цены на 1% приведет к изменению величины спроса на 5%. Графический анализНа рис. 20-2а мы построили кривую спроса по данным табл. 20-1. Это графическое изображение отразило два момента.
1. Эластичность спроса и ценовой интервал. В разных ценовых интервалах одной и той же шкалы, или кривой, спроса эластичность, как правило, различна. На всех кривых спроса, имеющих форму прямой, а также на большинстве других кривых спроса спрос более эластичен в верхней левой части (интервал цен 5-8 дол.), чем в нижней правой части (интервал цен 4-1 дол.). Это обстоятельство является следствием арифметических свойств параметров эластичности. В частности, в верхней левой части кривой процентное изменение величины спроса больше, поскольку исходная величина спроса, из которой выводится это процентное изменение, довольно мала. Точно так же процентное изменение цены здесь незначительно, потому что исходная цена, на основе которой это изменение рассчитывается, велика. Такое относительно крупное процентное изменение величины спроса, деленное на относительно малое процентное изменение цены, дает в итоге большую величину Ed, то есть эластичный спрос. Для нижней правой части кривой справедливы обратные соотношения. Здесь процентное изменение величины спроса незначительно, поскольку исходная величина спроса, определяющая это изменение, велика. Таким образом, процентное изменение цены здесь весьма существенно, поскольку исходная цена, из которой рассчитывается это относительное изменение, низка. Небольшое процентное изменение величины спроса, деленное на относительно крупное процентное изменение цены, дает в итоге малую величину Ed, то есть неэластичный спрос. Задание: постройте две кривые спроса, имеющие форму прямых, параллельных друг другу. Покажите, что в любом ценовом интервале спрос эластичнее на кривой, более близкой к началу координат. 2. Эластичность и наклон кривой спроса. Внешний вид - наклон - кривой спроса не дает оснований судить об эластичности спроса. Тонкость здесь состоит в том, что наклон кривой спроса - пологий или крутой — определяется абсолютными изменениями цены и величины спроса, в то время как эластичность зависит от их относительных, или процентных, изменений. Обратите внимание, что на рис. 20-2а наша кривая спроса имеет форму прямой, а это по определению означает постоянный наклон на всем ее протяжении. Вместе с тем мы уже видели, что эта кривая эластична в интервале высоких цен (8-5 дол.) и неэластична в интервале низких цен (4-1 дол.). Краткое повторение 20-1
Оценка по показателю общей выручкиОбщая выручка определяется умножением цены на величину спроса. Ценовая эластичность представляет собой соотношение относительных изменений цены и величины спроса. Следовательно, эластичность показывает нам, что происходит с общей выручкой. И в самом деле, вероятно, простейший способ определить эластичен или неэластичен спрос -провести оценку по показателю общей выручки, то есть понаблюдать за тем, что происходит с общей выручкой - совокупными расходами с точки зрения покупателей - при изменении цены продукта. 1. Эластичный спрос. Если спрос эластичен, снижение цены приведет к увеличению общей выручки. В этом случае даже при более низкой цене за единицу продукта прирост продаж (измененный в единицах продукта) оказывается более чем достаточным для компенсации потерь от снижения цены. На рис. 20-2а эта ситуация проиллюстрирована в ценовом интервале 8—7 дол. кривой спроса, построенной по данным табл. 20-1. (На время отвлекитесь от рис. 20-2б.) Разумеется, общая выручка равна цене, умноженной на количество купленного продукта (величину спроса). Следовательно, прямоугольником 0P8aQ1 представлена общая выручка (8 дол.) при цене Р8 (8 дол.) и величине спроса Q1 (одна единица продукта). Когда цена снижается до Р7 (7 дол.), вызывая рост величины спроса до Q2 (две единицы продукта), размер общей выручки меняется до 0P7bQ2 (14 дол.), что очевидно больше, чем 0P8aQ1. Общая выручка увеличилась, поскольку потери от снижения цены за единицу продукта (область P7P8ac) меньше прироста поступлений благодаря увеличению продаж (площадь Q1cbQ2), сопутствующему снижению цены. В частности, снижение цены на 1 дол. применительно к исходной единице продукта (Q1) означает потерю 1 дол. Но одновременно это снижение цены ведет к увеличению продаж на одну единицу (с Q1 до Q2), что дает прирост выручки на 7 дол. Таким образом, чистый прирост общей выручки составляет 6 дол. (7 дол. - 1 дол.). Те же рассуждения применимы и к противоположной ситуации: если спрос эластичен, повышение цены приводит к сокращению общей выручки. Прирост общей выручки вследствие повышения цены за единицу продукта (площадь P7P8ac) оказывается меньше потерь, связанных с сопутствующим уменьшением продаж (площадь Q1cbQ2). При эластичном спросе изменение цены меняет размер общей выручки в противоположном направлении. 2. Неэластичный спрос. Если спрос неэластичен, повышение цены сокращает общую выручку. Незначительное увеличение продаж не покрывает снижение выручки в расчете на единицу продукта, и в конечном итоге общая выручка уменьшается. Как видно из рис. 20-2а, именно это происходит в ценовом интервале 2-1 дол. нашей кривой спроса. Изначально общая выручка равна 0P2fQ7 (14 дол.) при цене Р2 (2 дол.) и величине спроса Q7 (семь единиц продукта). Если мы снизим цену до Р1 (1 дол.), величина спроса возрастет до Q8 (восемь единиц продукта), а размер общей выручки изменится до 0P1hQ8 (8 дол.), что очевидно меньше, чем 0P2fQ7. Выручка сокращается, поскольку потери от снижения цены за единицу продукта (площадь P1P2fg) превосходят прирост поступлений от сопутствующего увеличения продаж (площадь Q7ghQ8). Снижение цены каждой из семи единиц продукта (Q7) на 1 дол. оборачивается потерей 7 дол. выручки. Этому снижению цен сопутствует увеличение продаж на одну единицу продукта (с Q7 до Q8), в результате чего выручка возрастает на 1 дол. В конечном итоге чистое сокращение общей выручки составляет 6 дол. (= 1 дол. - 7 дол.). И вновь та же схема действует в противоположном случае: если спрос неэластичен, повышение цены увеличивает общую выручку. При неэластичном спросе изменение цены меняет размер общей выручки в том же самом направлении. 3. Единичная эластичность. В особом случае единичной эластичности повышение или снижение цены никак не отражается на общей выручке. Потери от снижения цены за единицу продукта в точности компенсируются приростом выручки вследствие сопутствующего увеличения продаж. И наоборот, прирост выручки от увеличения цены единицы продукта полностью перекрывается потерями, вызванными сопутствующим сокращением величины спроса. Как мы видим на рис. 20-2а, по цене 5 дол. будет продано четыре единицы продукта, что принесет общую выручку в размере 20 дол. По 4 дол. всего будет продано пять единиц продукта, и общая выручка по-прежнему останется 20 дол. Для четырех единиц продукта, которые могли бы быть проданы по 5 дол., снижение цены на 1 дол. за единицу означает потерю 4 дол. выручки. Но это полностью перекрывается приростом выручки на 4 дол. в результате продажи дополнительной единицы продукта по более низкой цене 4 дол. Графическая иллюстрация. Соотношение ценовой эластичности спроса и величины общей выручки можно представить графически, сопоставив рис. 20-2а и 20-2б. На рис. 20-2б мы нанесли 8 точек, соответствующих комбинациям общей выручки и величины спроса из столбцов (1) и (4) табл. 20-1. Снижение цены в интервале 8-5 дол. приводит к увеличению общей выручки. Из расчета коэффициента эластичности в табл. 20-1 мы знаем, что спрос на этом интервале эластичен, поэтому любое процентное снижение цены вызывает большее по масштабу процентное приращение величины спроса. Снижение цены за единицу продукта с избытком перекрывается увеличением продаж и, следовательно, ростом общей выручки. Ценовой интервал 5-4 дол. характеризуется единичной эластичностью. Здесь процентное снижение цены вызывает равное по масштабам процентное приращение величины спроса. Таким образом, падение цены полностью компенсируется увеличением количества покупок, и поэтому общая выручка остается неизменной. И наконец, наш расчет Ed говорит о том, что в ценовом интервале 4-1 дол. спрос неэластичен, то есть здесь любое процентное снижение цены сопровождается меньшим по масштабам увеличением продаж, в результате чего общая выручка сокращается. Обратные выводы также справедливы. Повышение цены на эластичном ценовом интервале 8-5 дол. сокращает общую выручку. Равным образом повышение цены на неэластичном ценовом интервале 4-1 дол. увеличивает общую выручку. Замечание. В табл. 20-2 приведены основные характеристики ценовой эластичности спроса, и потому она заслуживает внимательного изучения. Таблица 20-2.
Факторы ценовой эластичности спросаКаких-либо строгих правил, касающихся факторов, определяющих эластичность спроса, не существует. Однако важно и полезно знать следующие моменты. 1. Заменяемость. Вообще говоря, чем больше у конкретного продукта хороших заменителей, тем эластичнее спрос на него. В дальнейшем мы увидим, что на чисто конкурентном рынке, где по определению существует огромное количество идеальных заменителей продуктов, предлагаемых любым продавцом, кривая спроса на продукты каждого отдельного продавца является совершенно эластичной. Если один из конкурирующих продавцов моркови или картофеля повысит цену на свой продукт, покупатели немедленно переориентируются на легкодоступные идеальные заменители, предлагаемые его многочисленными конкурентами. В равной мере мы могли бы ожидать, что снижение внешнеторговых барьеров увеличит эластичность спроса на большинство продуктов, поскольку приведет к появлению множества доступных их заменителей. Так, в условиях свободной торговли иностранные автомобили «хонда», «тойота», «ниссан», «мазда», «фольксваген» и другие становятся эффективными заменителями отечественных машин. С другой стороны, спрос диабетиков на инсулин или наркоманов на героин в высшей степени неэластичен: у этих продуктов нет близких аналогов. Эластичность спроса на продукт зависит от того, насколько узко он определяется. Спрос на машинное масло определенной марки (скажем, Quaker State), несомненно, более эластичен, чем спрос на машинное масло вообще. Масло Quaker State легко заменимо маслом многих других марок, в то время как в целом у машинного масла нет хорошего заменителя. 2. Удельный вес в доходе потребителя. При прочих равных условиях, чем большее место занимает цена продукта в бюджете потребителя, тем более эластичен спрос на него. 10%-ный рост цен на карандаши или жевательную резинку выразится всего лишь в нескольких центах и практически не отразится на величине спроса на эти продукты. В то же время 10%-ный рост иен на автомашины или жилые дома составит, скажем, 1,5 тыс. и 10 тыс. дол. соответственно. Подобное повышение цен представляет весьма существенную долю годового дохода многих семей, так что в результате можно ожидать значительного сокращения величины спроса на эти продукты. 3. Предметы роскоши и предметы первой необходимости. Спрос на предметы первой необходимости, как правило, неэластичен; спрос же на предметы роскоши обычно эластичен. Хлеб и электроэнергия - общепризнанные предметы первой необходимости; без них мы долго «не протянем». Повышение цен не приведет к существенному сокращению потребления хлеба или электричества для освещения и других бытовых нужд. Обратите внимание на очень низкую ценовую эластичность спроса на эти продукты в табл. 20-3. Еще более яркий пример: никто не отказывается от операции во время острого приступа аппендицита из-за того, что плата за медицинское обслуживание только что повысилась! С другой стороны, круиз по Карибскому морю и изумруды являются предметами роскоши, от которых по определению можно отказаться без особых затруднений. Если цены на такие путешествия или изумруды поднимутся, их можно не покупать, и, приняв такое решение, никто не столкнется с большими неудобствами.
Спрос на соль обычно крайне неэластичен по нескольким причинам. Это предмет первой необходимости; хороших заменителей соли мало; и наконец, соль занимает ничтожное место в семейном бюджете. 4. Фактор времени. Обычно спрос на продукт тем эластичнее, чем больше времени имеется у потребителей для принятия решений, поскольку большинство из них - люди привычки. Если цена на продукт растет, нам требуется время, чтобы найти и опробовать другие продукты, пока мы не убедимся в их приемлемости. Если цена говядины повысится на 10%, потребители, возможно, не сразу сократят свои покупки. Но со временем они могут переключиться на птицу или рыбу, которые они теперь «распробовали». Еще один фактор - это долговечность продукта. Исследования показывают, что краткосрочный спрос на бензин менее эластичен (0,2), чем долгосрочный спрос (0,7). В долгосрочной перспективе крупные пожирающие бензин автомобили изнашиваются и по мере подорожания бензина заменяются меньшими по размеру, более экономичными машинами. В эмпирическом исследовании системы пригородного железнодорожного сообщения г. Филадельфии утверждается, что долгосрочная эластичность спроса на железнодорожные билеты почти в 3 раза превышает его краткосрочную эластичность. Точнее, краткосрочная реакция пассажиров (то есть реакция, возникающая непосредственно в момент изменения цены билета) неэластична (0,68). Наоборот, долгосрочная реакция (определяемая за четырехлетний период) эластична (1,84). Большая долгосрочная эластичность объясняется тем, что со временем у потенциальных пассажиров железнодорожного транспорта появляется возможность принять необходимые решения о покупке автомобиля, подборе попутчиков для совместных поездок на одном автомобиле или перемене места жительства и работы. Такое различие эластичности привело исследователей к выводу о том, что система пригородного сообщения, обслуживающая около 100 тыс. пассажиров, могла бы немедленно увеличить ежедневную выручку на 8 тыс. дол., повысив цену одного билета на 0,25 дол., или примерно на 9%. Почему? Потому что краткосрочный спрос неэластичен. Однако в долгосрочной перспективе те же 9% прироста цены приведут, согласно оценке, к сокращению общей выручки более чем на 19 тыс. дол. в день, поскольку спрос эластичен. Общий вывод таков: повышение цены, выгодное в краткосрочной перспективе, чревато финансовыми затруднениями в долгосрочной перспективе. В табл. 20-3 приводятся оценки ценовой эластичности спроса на разнообразные товары и услуги. Попробуйте объяснить и обосновать каждый из этих коэффициентов эластичности, опираясь на только что рассмотренные факторы эластичности. Краткое повторение 20-2
Реальные проявленияКак показывают приведенные ниже примеры, концепция ценовой эластичности спроса имеет огромное практическое значение. 1. Небывалый урожай. Спрос на большинство продуктов сельскохозяйственного производства в высшей степени неэластичен (вероятно, не более 0,20-0,25). По этой причине увеличение объема производства таких продуктов, вызванное благоприятными погодными условиями или повышением производительности сельского хозяйства, приводит как к снижению цен на фермерскую продукцию, так и к сокращению общей выручки (дохода) фермеров. Для фермеров (крестьян), как группы, неэластичный характер спроса на их продукцию означает, что щедрый урожай может быть весьма нежелательным! А для политиков это означает, что увеличение дохода фермеров зависит от ограничения фермерского производства. 2. Автоматизация. Характер воздействия автоматизации, то есть быстрого технологического прогресса, на уровень занятости частично зависит от эластичности спроса на производимый продукт. Предположим, что фирма устанавливает новое трудосберегающее оборудование, и это приводит к технологической безработице, скажем, 500 рабочих. Предположим также, что часть экономии на издержках, полученной благодаря технологическому прогрессу, передается потребителям путем снижения цен. Теперь воздействие снижения цен на объем продаж фирмы, а следовательно, и на количество необходимых ей рабочих будет зависеть от эластичности спроса на продукт. Эластичный спрос мог бы обеспечить такое расширение продаж, что некоторые, все или даже более 500 вытесненных рабочих будут вновь наняты фирмой. Неэластичность спроса будет означать, что лишь немногие (либо вообще никто) из уволенных рабочих смогут вновь получить работу, так как прирост объема продаж и производства фирмы будет невелик. 3. Дерегулирование воздушного транспорта. Первым следствием дерегулирования воздушного транспорта в конце 70-х годов было увеличение прибылей многих авиакомпаний. Объяснялось это тем, что отмена государственного регулирования привела к усилению конкуренции между авиакомпаниями и, таким образом, к снижению платы за воздушные перевозки. Более низкие транспортные тарифы в сочетании с эластичным спросом на воздушные путешествия вызвали рост доходов. Поскольку дополнительные издержки, связанные с перелетом целиком заполненного самолета в отличие от частично заполненного, минимальны, рост доходов опережал рост издержек и прибыли увеличивались. Но эта высокая прибыльность продержалась недолго по трем причинам: конкурентная борьба за новые маршруты привела к снижению прибылей; рост цен на топливо увеличил эксплуатационные издержки; длительная «война тарифов» также отрицательно сказалась на прибылях. 4. Акцизный налог. Выбирая, какие товары и услуги обложить акцизом, правительство принимает во внимание эластичность спроса на них. Если на какой-то продукт установлен налог в 1 дол., а объем продаж составляет 10 тыс. единиц, то налоговые поступления составят 10 тыс. дол. Теперь, если налог будет повышен, скажем, до 1,5 дол. и соответственно более высокая цена в силу эластичности спроса приведет к сокращению продаж до 5 тыс. единиц, налоговые поступления сократятся до 7500 дол. Повышение налога на продукт, спрос на который является эластичным, повлечет за собой уменьшение налоговых поступлений. Это заставляет законодателей, вводя акцизные налоги, искать такие продукты, спрос на которые неэластичен, например, алкогольные напитки, бензин, сигареты. В 1991 г., пытаясь сократить бюджетный дефицит, федеральное правительство и в самом деле повысило налог именно на эти три категории товаров. Однако налоговая деятельность правительства не всегда безупречна. В том же 1991 г. Конгресс ввел 10%-ный акциз на яхты стоимостью свыше 100 тыс. дол. Сочтя спрос на яхты неэластичным, Конгресс рассчитывал, что эта мера не окажет сколько-нибудь серьезного воздействия на объем продаж, и надеялся получить за 5 лет прирост налоговых поступлений в размере 1,5 млрд дол. Но спрос оказался более эластичным, чем ожидалось. В ответ на повышение налога многие владельцы прогулочных судов решили сохранить свои старые яхты на более длительный срок, а некоторые потенциальные первичные покупатели отказались от своих приобретения прогулочных яхт. В южной Флориде объем продаж сократился почти на 90%, поскольку многие потенциальные покупатели предпочли уйти от налога, приобретая яхты на Багамах. Кроме того, налоговые поступления правительства сократились и под воздействием экономического спада 1990-1991 гг., в результате которого спрос на большинство товаров длительного пользования, включая яхты, сместился влево. В 1991 г. 10%-ный акциз на яхты принес всего 30 млн дол. налоговых поступлений. Введение этого налога вкупе с экономическим спадом нанесли серьезный удар по производителям яхт. В первый год введения акциза треть яхтостроительных компаний США свернула свое производство и более 20 тыс. рабочих остались без работы. В 1993 г. Конгресс отменил этот налог. 5. Кокаин и уличная преступность. Уверенность в том, что спрос наркоманов на кокаин в высшей степени неэластичен, заставляет общество идти на неуклюжие компромиссы в законодательной борьбе с этим злом. Обычные попытки сократить потребление кокаина сводятся к тому, чтобы ограничить его предложение, то есть сделать наркотик менее доступным, препятствуя его поставкам в США. Но к чему может привести такая политика в случае ее успеха? При крайне неэластичном спросе «уличная» цена кокаина для наркоманов резко возрастет, тогда как количество приобретаемого наркотика сократится лишь незначительно. Для наркодельцов это означает крупный прирост доходов и прибылей, а для наркоманов - увеличение совокупных расходов на кокаин. Поскольку основную часть дохода, затрачиваемого на кокаин, наркоманы добывают преступным путем — воровством, грабежами, разбоем, проституцией, мошенничеством, - при увеличении совокупных расходов наркоманов на кокаин количество таких преступлений неизбежно возрастет. Таким образом, стремление правоохранительных органов поставить под контроль распространение наркомании может привести к росту преступности среди наркоманов. В последние годы широко обсуждается вопрос о легализации торговли наркотиками. Сторонники такого шага настаивают на том, что наркотики следует воспринимать так же, как алкоголь; их торговлю и потребление для взрослого населения следует узаконить, обеспечивая контроль за их чистотой и действенностью. Та война с наркотиками, которая ведется сегодня, утверждают они, неэффективна и сопряжена со значительными и постоянно растущими издержками, включая наращивание сил полиции, строительство новых тюрем, перегруженность системы судопроизводства, не говоря уже о непредсказуемых человеческих издержках. По их мнению, легализация торговли наркотиками существенно сократила бы их оборот, поскольку лишила бы торговцев значительной доли прибыли. Синтетический кокаин, к примеру, дешев в производстве и мог бы продаваться на легальном рынке по низким ценам. А из-за крайне неэластичного спроса потребление этого более дешевого наркотика возрастет весьма незначительно. Объем совокупных расходов наркоманов на кокаин сократится, равно как и уличная преступность, служащая источником средств для этих расходов. Противники легализации заявляют, что помимо собственно наркоманов, отличающихся неэластичным спросом, существует еще один сегмент рынка наркотиков, где спрос более эластичен. Это случайные (нерегулярные) потребители зелья, «любители побаловаться», и они станут покупать дешевый кокаин, но откажутся от дорогого, заменив его, скажем, алкоголем. При снижении цены кокаина, связанном с легализацией, его потребление в этой группе увеличится, и со временем многие «любители» пополнят ряды настоящих наркоманов. В результате уличная преступность и социальные издержки наркомании возрастут. 6. Минимальная заработная плата. Федеральный закон о минимальной заработной плате запрещает нанимателям платить работникам меньше 4,25 дол. в час. Критики закона утверждают, что минимальная заработная плата, превышающая ее равновесный уровень, смещает спрос нанимателей назад и вверх вдоль нисходящих кривых спроса на труд и приводит к безработице, особенно среди работников моложе 20 лет. С другой стороны, работники, сохранившие свои рабочие места в условиях установленного минимума заработной платы, получают более высокий доход, чем в иных обстоятельствах. Величина дохода, который теряют безработные и приобретают те, кто сохранил занятость, зависит от эластичности спроса на труд молодых рабочих. Исследования показывают, что спрос довольно неэластичен; коэффициент эластичности, вероятно, не превышает 0,15-0,25. Если эти оценки верны, из них следует, что дополнительный доход, связанный с минимальной заработной платой, превышает потерю дохода. Аргументация критиков минимальной заработной платы была бы убедительнее, если бы спрос на труд молодых работников был эластичным. Ценовая эластичность предложенияКонцепция ценовой эластичности применима и к предложению. Если производители восприимчивы к изменению цен, то предложение эластично; если же они относительно нечувствительны к изменению цен, то предложение неэластично. Степень ценовой эластичности при неэластичности предложения рассчитывается точно так же, как и в случае со спросом; разница лишь в том, что «процентное изменение величины спроса» мы заменяем на «процентное изменение величины предложения».
Раньше мы уже объяснили, почему для вычисления процентных изменений величины спроса и цены используются центральные точки. Предположим, цена повысилась с 4 до 6 дол., вызвав рост величины предложения с 10 до 14 единиц продукта. Процентное изменение величины предложения составляет 4/12, или 33%, а цены - 2/5, или 40%. Подставив эти значения в нашу формулу, мы определим, что эластичность предложения равна 40/33, или + 1,21. Поскольку цена и величина предложения находятся в прямой зависимости, коэффициент Es всегда имеет положительное значение. Основной фактор, определяющий ценовую эластичность предложения, — это количество времени, которым располагает производитель, для того чтобы ответить на данное изменение цены продукта. Вообще говоря, чем больше у производителя времени, для того чтобы приспособиться к конкретному изменению цены, тем большего ответного изменения объема производства и соответственно большей эластичности предложения нам следует ожидать. Реакция фирмы на рост цены продукта X зависит от ее способности перераспределить ресурсы в пользу производства продукта Х за счет производства других продуктов (цены которых предполагаются неизменными). А перераспределение ресурсов требует времени: чем продолжительнее время, тем сильнее «подвижность» ресурсов. Следовательно, тем больше изменится объем производства в ответ на изменение цены и тем выше будет эластичность предложения. Анализируя влияние фактора времени на эластичность предложения, экономисты различают кратчайший рыночный период, краткосрочный и долгосрочный периоды. 1. Рыночный период. Кратчайший рыночный период настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. Предположим, что мелкий фермер привез на рынок на одном грузовике весь свой урожай помидоров данного сезона. Кривая предложения будет совершенно неэластична (вертикальна); фермер продаст все, что он привез, независимо от того, высока или низка цена. Почему? Потому что он все равно не сможет предложить больше томатов, чем привез на своем грузовике, даже если цена помидоров превысит его ожидания. Если бы он и захотел предложить больше, ведь томаты невозможно вырастить за ночь. Понадобится целый сельскохозяйственный сезон, чтобы отреагировать на повышение цены производством большего количества продукции. С другой стороны, поскольку томаты — продукт скоропортящийся, фермер не может изъять его с рынка, даже если цена окажется ниже его ожиданий, - он все равно продаст то, что привез. Издержки производства в этом случае не повлияют на принятое решение. Даже если цена томатов упадет гораздо ниже уровня издержек производства, фермер тем не менее полностью реализует свой товар, просто чтобы не потерять все, если помидоры испортятся. Таким образом, в пределах очень короткого промежутка времени предложение томатов со стороны нашего фермера - величина постоянная: он может предложить лишь столько, сколько привез на грузовике, как бы высока ни была цена; причем угроза порчи вынуждает фермера продать всю продукцию, как бы ни низка была цена. На рис. 20-3а представлена кривая совершенно неэластичного предложения со стороны фермера в пределах кратчайшего рыночного периода. Заметьте, что этот и другие мелкие фермеры не способны отреагировать на предполагаемое увеличение спроса: им не хватает времени, чтобы расширить предложение. Рост цены с Ро до Рm лишь нормирует потребление фиксированного количества продукта, но никоим образом не ведет к росту его производства.
2. Краткосрочный период. В пределах краткосрочного периода производственные мощности отдельных производителей и всей отрасли остаются неизменными. Однако фирмы имеют достаточно времени, чтобы использовать свои мощности более или менее интенсивно. Так, за короткий период предприятие нашего фермера, под которым мы будем подразумевать его землю и сельскохозяйственную технику, не претерпевает никаких изменений, однако этого времени фермеру хватит для внедрения более интенсивных методов выращивания томатов: применения большего количества труда, удобрений и пестицидов для получения урожая. В результате на предполагаемое увеличение спроса фермер ответит увеличением производства, а это найдет отражение в большей эластичности предложения томатов, как показывает прямая Ss на рис. 20-3б. Обратите внимание, что увеличению спроса соответствует в данном случае относительно большее, чем в пределах кратчайшего рыночного периода, изменение величины предложения (с Qo до Qs) и относительно меньшее изменение цены (с Ро до Ps). Цена, таким образом, оказывается ниже, чем в кратчайшем рыночном периоде. 3. Долгосрочный период. Долгосрочный период достаточно продолжителен для того, чтобы фирмы успели принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к изменившейся ситуации. Отдельные фирмы могут расширить (или сократить) свои производственные мощности; новые фирмы могут присоединиться к отрасли (а старые - покинуть ее). В «отрасли по производству томатов» наш фермер имеет возможность приобрести дополнительный участок земли, а также закупить больше машин и оборудования. Кроме того, увеличение спроса и соответствующий рост цен могут привлечь к выращиванию помидоров больше фермеров. Такие изменения означают еще более сильную реакцию со стороны предложения, то есть еще более эластичную кривую предложения SL. В результате, как показано на рис. 20-3в, следствием увеличения спроса станет незначительное изменение цены (с Рo до Рl) И крупное изменение объема производства (с Qo до Ql). Эластичность предложения не оценивается показателем общей выручки. Между ценой и величиной предложения обнаруживается прямая, или положительная, зависимость; кривая предложения является восходящей. Вне зависимости от степени эластичности или неэластичности предложения цена и общая выручка всегда движутся в одном и том же направлении. Перекрестная эластичность спроса и эластичность спроса по доходуВ то время как ценовая эластичность измеряет чувствительность величины спроса или предложения к изменению цены, иногда бывает полезно знать, каким образом на потребление продукта влияет изменение цены сопряженного продукта либо изменение дохода. Перекрестная эластичность спросаПредположим, компания Coca-Cola рассматривает вопрос о снижении цены на «спрайт». При этом руководство компании интересует не только ценовая эластичность спроса на «спрайт» (увеличится или уменьшится общая выручка в результате снижения цены), но также и то, не нанесет ли увеличение объема продаж «спрайта» ущерба продаже собственно «кока-колы». Насколько чувствительна величина спроса на один продукт («кока-колу») к изменению цены другого продукта («спрайта»)? До какой степени снижение цены и расширение продаж «спрайта» сокращает объем продаж «кока-колы»? Концепция перекрестной эластичности спроса проливает свет на эти вопросы, поскольку позволяет измерить, насколько чувствительно потребление (объем покупок) одного продукта (скажем, X) к изменению цены какого-то другого продукта (скажем, Y). Перекрестная эластичность спроса рассчитывается так же, как простая ценовая эластичность, с той лишь разницей, что в этом случае процентное изменение потребления продукта X соотносится с процентным изменением цены продукта Y.
Эта концепция эластичности позволяет количественно оценить и глубже понять взаимозаменяемость и взаимодополняемость товаров, о которых мы говорили в главе 3. Товары-заменители. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, то есть если величина спроса на продукт X изменяется прямо пропорционально цене продукта Y, значит, X и Y - взаимозаменяемые товары. Например, рост цены на масло (Y) заставляет потребителей покупать больше маргарина (X). Чем больше величина положительного коэффициента, тем больше степень заменяемости двух товаров. Сопутствующие товары. Если коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, мы можем заключить, что продукты X и Y «идут в комплекте» и представляют собой взаимодополняемые товары. Так, рост цены фотоаппаратов приведет к сокращению количества покупаемой фотопленки. Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемость двух товаров. Несопряженные товары. Нулевой или почти нулевой коэффициент перекрестной эластичности свидетельствует о том, что два продукта никак не связаны между собой или являются независимыми товарами. Например, едва ли следует ожидать, что изменение цены на масло окажет какое-либо влияние на объем покупок фотопленки. Эластичность спроса по доходуКонцепция эластичности спроса по доходу позволяет измерить процентное изменение величины спроса, обусловленное тем или иным процентным изменением потребительского дохода:
Нормальные товары. Для большинства товаров коэффициент эластичности по доходу имеет положительное значение. Еще раз обратившись к главе 3 Анализ индивидуальных рынков: спрос и предложение, вспомните, что продукты, приобретение которых растет по мере увеличения доходов, называются нормальными товарами, или товарами высшей категории. Однако положительные коэффициенты эластичности существенно различаются по величине в зависимости от продукта. Например, эластичность по доходу спроса на автомобили оценивается примерно в +3,00, тогда как для большинства продуктов сельского хозяйства она колеблется около +0,20. Товары низшей категории. Отрицательное значение коэффициента эластичности по доходу указывает на товар низшей категории. Восстановленные автомобильные покрышки, картофель, капуста, автобусные билеты, поношенная одежда и дешевые крепленые вина - наиболее вероятные представители этой категории. Потребители сокращают покупки такого рода продуктов по мере роста своих доходов. Практическое применение. Оценки эластичности спроса по доходу могут оказаться полезны и обычным людям, и политическим деятелям. Если вы занимаетесь инвестициями на фондовом рынке, вы, возможно, захотите найти «растущие» отрасли или фирмы, стоимость акций которых со временем должна заметно возрасти. При прочих равных условиях высокая эластичность спроса по доходу указывает на именно такую искомую отрасль, низкая же эластичность говорит о том, что эта отрасль вам не подходит. К примеру, высокий положительный коэффициент эластичности по доходу спроса на автомобили, который мы уже упоминали, свидетельствует о большей вероятности долгосрочного процветания этой отрасли в сравнении с сельским хозяйством, низкая эластичность спроса по доходу на продукцию которого отражает его хронические затруднения. Для местных властей эластичность по доходу спроса на новую недвижимость может послужить ценным инструментом оценки будущих поступлений от налога на собственность. Если ежегодный рост доходов на местном уровне составляет, скажем, 3%, то повлечет ли это за собой пропорциональное увеличение (или сокращение) покупок нового жилья и, следовательно, расширение налоговой базы? И наконец, согласно некоторым оценкам, эластичность по доходу спроса на медицинские услуги составляет примерно +1,0, указывая на то, что расходы на здравоохранение растут пропорционально доходу. Исходя из этого реформаторы могут заключить, что необычайный рост расходов на здравоохранение в последние десятилетия был вызван не увеличением доходов, а какими-то иными факторами. Табл. 20-4 содержит удобное обобщенное описание концепций перекрестной эластичности спроса и эластичности спроса по доходу.
Применение анализа спроса и предложения: государственное регулирование ценК анализу спроса и предложения и концепции эластичности мы будем обращаться еще не раз. Давайте закрепим наши представления об этих аналитических инструментах и их значимости; для этого мы рассмотрим некоторые последствия государственного регулирования цен на товары. Время от времени у широкой общественности или правительства складывается впечатление, что механизм спроса и предложения порождает цены либо несправедливо высокие для покупателей, либо несправедливо низкие для продавцов. В таких случаях правительство может вмешаться, законодательно установив высший или низший пределы цен. Потолки цен и дефицитыПотолок цены представляет собой законодательно установленную максимальную цену, которую продавец вправе запрашивать за свой товар или услугу. Любая цена ниже этого потолка вполне законна, цена, превышающая его, незаконна. Потолки цен на конкретные продукты устанавливают на том основании, что они якобы позволяют потребителям приобретать некоторые товары или услуги первой необходимости, которые они не смогли бы купить при равновесных ценах. Примером могут служить контроль за арендной платой и законы о ростовщичестве (определяющие максимальную процентную ставку, которую разрешается взимать с должников). Потолки цен, или общий контроль за ценами, применялись для ограничения инфляционных процессов в экономике. К контролю за ценами пришлось прибегнуть во время второй мировой войны; в меньшей степени он использовался в период корейского конфликта. Регулирование цен в период второй мировой войны. Давайте вернемся во времена второй мировой войны и проанализируем последствия установления потолка цен, например на масло. В начале 40-х годов экономический подъем, вызванный войной, сместил кривую спроса на масло вправо, так что, как показано на рис. 20-4, равновесная, или рыночная, цена (Р) равнялась, скажем, 1,2 дол. за фунт. С одной стороны, быстрое повышение цен на масло способствовало ускорению инфляции, с другой — вытесняло из числа покупателей масла те семьи, чьи денежные доходы не поспевали за быстрым ростом стоимости жизни. Поэтому, чтобы противодействовать инфляции и сохранить масло на столах бедняков, правительство ввело потолок цены (Рс) на уровне, например, 90 центов за фунт. Заметьте, что установление потолка цены имеет смысл при условии, что он ниже равновесной цены. Потолок цены, скажем, 1,5 дол. не оказал бы никакого непосредственного воздействия на рынок масла.
Каковы последствия введения этого потолка цен на уровне 90 центов? Способность свободного рынка к нормированию потребления будет парализована. Существование потолка цен создает устойчивый дефицит масла. При цене Рс величина спроса на масло будет равна Qd, а величина предложения - только Qs. Следовательно, возникнет устойчивый дефицит, равный разнице между Qs и Qd. Величина дефицита находится в прямой зависимости от эластичности спроса и предложения. Чем больше эластичность, тем крупнее дефицит. Суть здесь в том, что установление цены Рс нарушает обычные процессы рыночного приспособления, когда конкуренция между покупателями приводит к росту цены, тем самым одновременно стимулируя расширение производства и вытесняя некоторых покупателей с рынка до тех пор, пока дефицит не исчезнет при равновесном уровне цены и равновесном объеме производства (Р и Q). Препятствуя саморегуляции рынка, ценовой потолок создает проблемы, порождаемые неравновесием рынка. 1. Проблема нормирования. Как распределить наличное количество продукта Qs между потребителями, предъявляющими спрос на количество Qd? Следует ли распределять продукт в порядке очередности, то есть между теми, кто хочет и может стоять в очереди дольше других? Или бакалейщик должен распределять масло, как говорится, по блату? Нерегулируемый дефицит вряд ли отвечает целям справедливого распределения масла. Поэтому во избежание распределения по принципу «кто больше захватит» правительству следует создать некую организационную систему нормирования потребления продукта. Именно так было сделано в период второй мировой войны, когда были выпущены потребительские карточки (талоны) для обеспечения справедливого распределения. Эффективная система нормирования предполагает печатание потребительских карточек, соответствующих Qs фунтов масла, и их справедливое распределение между потребителями, чтобы, например, и богатая, и бедная семья из четырех человек получила одинаковое количество талонов. 2. «Черный» рынок. Однако использование системы нормирования не предотвращает другой проблемы. В частности, кривая спроса на рис. 20-4 свидетельствует о наличии множества покупателей, стремящихся приобрести масло по цене, превышающей установленный потолок. И конечно, бакалейщикам выгоднее продавать масло по более высокой цене. Поэтому, несмотря на значительное усиление бюрократического аппарата, сопровождавшее введение контроля за ценами во время второй мировой войны, в тот период широко распространились нелегальные «черные» рынки — рынки, на которых многое покупалось и продавалось по ценам, превосходящим установленные пределы. Дополнительные трудности были связаны с подделкой потребительских карточек. Контроль за уровнем арендной платы. Примерно в 200 крупных американских городах, включая Нью-Йорк, Бостон, Сан-Франциско, законодательно введен контроль за уровнем арендной платы (платы за жилье). Это законодательство принято с благими намерениями. Его цель - защитить семьи с низкими доходами от непомерного роста арендной платы, вызванного предполагаемой нехваткой жилья, и сделать жилье более доступным для бедных. Каков же реальный экономический эффект этой меры? Со стороны спроса, действительно, при арендной плате ниже равновесной больше семей пожелают снять жилье; то есть при более низких ценах величина спроса на арендуемое жилье возрастет. Проблемы возникают со стороны предложения. Под воздействием регулирования цен владельцы жилья утрачивают заинтересованность в том, чтобы предлагать жилье на рынке. В краткосрочной перспективе они, возможно, продадут принадлежащие им квартиры либо обратят их в кондоминиумы. В долгосрочной же перспективе из-за низкой арендной платы собственникам жилья становится невыгодно ремонтировать или обновлять жилищный фонд. Контроль за арендной платой — одна из причин появления в крупных городах заброшенных жилых зданий. Кроме того, потенциальные новые инвесторы в жилищное строительство, например страховые компании и пенсионные фонды, обнаруживают, что им выгоднее вкладывать средства в строительство офисных зданий, торговых центров, мотелей, то есть туда, где арендная плата не регулируется. Короче говоря, контроль за арендной платой искажает рыночные сигналы и таким образом приводит к искажениям в распределении ресурсов: слишком мало ресурсов вкладывается в строительство арендуемого жилья и слишком много - в иные области. Хотя контроль за арендной платой, как правило, вводится для смягчения последствий предполагаемой нехватки жилья, но, по иронии судьбы, на практике именно этот контроль служит основной причиной подобной нехватки. Поток процентов по кредитным картам. В последние годы в Конгресс было внесено несколько законопроектов об установлении единого для всей страны потолка процентной ставки, взимаемой при расчетах по кредитным карточкам. В нескольких штатах подобные законы уже приняты, в других они находятся на стадии обсуждения. Обычно необходимость введения потолка процентной ставки объясняют тем, что банки и различные магазины, выпускающие кредитные карточки, якобы «надувают» пользователей, особенно имеющих низкие доходы, устанавливая процентные ставки в среднем на уровне 16-17%. Какой может быть реакция на законодательное введение более низкой, чем равновесная, процентной ставки по кредитным карточкам? Сокращение процентного дохода, связанное с официальным введением потолка процентной ставки, вынудит эмитентов кредитных карточек либо снижать издержки, либо наращивать выручку. 1. Эмитенты кредитных карточек могут ужесточить условия предоставления кредита, с тем чтобы сократить потери от неплатежеспособности клиентов, а также затраты, связанные со сбором платежей. В частности, людям с низким уровнем дохода и молодым людям, еще не обладающим устойчивой кредитоспособностью, станет гораздо труднее при обрести кредитные карточки. 2. Может быть повышен годовой сбор, взимаемый с держателей кредитных карточек, равно как и отчисления с торговцев за продажу товаров по кредитным карточкам. Кроме того, с держателей карточек, возможно, будут взимать плату за каждую сделку. 3. Держателям карточек обычно предоставляется так называемый льготный период, в течение которого кредит является беспроцентным. Вполне возможно, что этот период будет сокращен или даже полностью отменен. 4. Могут быть устранены «дополнительные услуги» по некоторым кредитным карточкам, например дополнительные гарантии на товары, купленные по ним. 5. Наконец, различные магазины, выпускающие кредитные карточки, могут повысить свои отпускные цены, с тем чтобы попытаться компенсировать сокращение процентного дохода. Это означало бы, что покупатели, расплачивающиеся наличными, субсидируют покупателей, использующих кредитные карточки. Концерты рок-групп. Было бы неверно связывать искусственное занижение цен исключительно с политикой правительства. Звезды рока порой продают билеты на свои концерты по ценам ниже нормальных рыночных. Билеты, как правило, распределяются посредством живых очередей, и спекуляция ими является обычным явлением. С какой бы стати рок-звездам субсидировать своих поклонников — по крайней мере тех, кому посчастливилось достать билет, — через искусственно заниженные по сравнению с равновесными цены? Почему бы им не повысить цены до нормального рыночного уровня и не получать больше дохода от гастролей? Ответ заключается в том, что длинные очереди поклонников, часами или даже днями ожидающих дешевых билетов, привлекают внимание прессы так же, как и попытки тех, кому не досталось билета, проникнуть в концертные залы. Бесплатная реклама, реально стоящая миллионы долларов, несомненно, стимулирует продажу кассет и компакт-дисков, которая и является основным источником дохода всякой рок-группы. Так что «подарок» в форме заниженных цен на билеты, который рок-звезда преподносит своим поклонникам, оказывается выгодным для нее самой. Кроме того, этот «подарок» и от поклонников требует определенных издержек, а именно альтернативных издержек в форме времени, затраченного на стояние в очередях за билетами. Между прочим, в широко распространенной спекуляции билетами на музыкальные и спортивные мероприятия многие люди усматривают своего рода грабеж, где прибыль грабителя (продавца) представляет собой убыток для жертвы (покупателя). Но для большинства экономистов добровольный характер спекулятивных сделок означает, что либо обе стороны - и продавец, и покупатель -получают прибыль (выгоду), либо обмена не происходит. В процессе такого обмена активы (билеты) перераспределяются от тех, кто ценит их меньше, к тем, кто ценит их больше. Кроме того, и концерт, и спортивный матч тоже выигрывают от того, что туда попадает наиболее заинтересованная аудитория (см. Снова о допущении «при прочих равных условиях»). Низшие пределы цен и товарные излишкиНизший предел цены — это минимальная цена, установленная правительством. Любая цена выше этого предела или равная ему законна, цена ниже этого предела незаконна. Низший предел цены, превышающий равновесную цену, обычно вводится тогда, когда в обществе складывается представление, что свободная работа рыночной системы не обеспечивает достаточный уровень дохода некоторым категориям поставщиков ресурсов или производителей. Законодательство о минимальном уровне заработной платы и поддержание цен на сельскохозяйственную продукцию - вот два примера установления правительством низшего предела цен. Давайте рассмотрим эту меру применительно к конкретному сельскохозяйственному продукту. Предположим, текущая рыночная цена кукурузы составляет 2 дол. за бушель, и в результате доходы многих фермеров чрезвычайно низки. Правительство принимает решение помочь им, официально установив низкий предел цены (или «поддержав» цену на уровне) 3 дол. за бушель. Каковы будут последствия? При любой цене выше равновесной величина предложения превысит величину спроса, то есть возникнет устойчивый избыток предложения, или излишек продукта. Фермеры будут стремиться производить и предлагать на рынке больше продукта, чем захотят приобрести частные покупатели по минимальной цене. Размеры этого излишка пропорциональны эластичности спроса и предложения. Чем больше эластичность спроса и предложения, тем больше возникающий в результате излишек. Так же как и в случае с потолком цен, официальное регулирование низшего предела цены парализует способность свободного рынка к нормированию. Рис. 20-5 наглядно иллюстрирует эффект введения низшего предела цены. Пускай SS и DD — это кривые предложения кукурузы и спроса на нее. Очевидно, равновесная цена равна Р, а равновесное количество продукта - Q. Если правительство установит низший предел цены Pf, фермеры будут производить Qs продукта, однако частные покупатели по такой цене приобретут лишь количество Qd. Возникающий в результате излишек продукта равен разности между Qs и Qd.
Справиться с излишком, порождаемым установлением низшего предела цен, правительство может двумя путями. 1. Ограничить предложение (например, договориться с фермерами о предельных посевных площадях под данную культуру) или увеличить спрос (например, разработать новые возможности использования сельскохозяйственных продуктов). Это позволит сократить разрыв между равновесной ценой и низшим пределом цены, а следовательно, и величину возникающего в результате излишка. 2. Если эти усилия окажутся не вполне успешными, то правительство должно закупить излишнюю продукцию (тем самым субсидируя фермеров) и заложить ее на хранение либо как-то иначе распорядиться ею (см. гл. 33 Сельское хозяйство: экономика и политика). ВыводПотолки и низшие пределы цен лишают свободные рыночные силы спроса и предложения присущей им способности устанавливать соответствие между решениями производителей о поставках и решениями покупателей о спросе. Свободное ценообразование автоматически нормирует потребление продукта; регулирование цен этого не делает. Соответственно правительству приходится брать на себя решение организационной проблемы нормирования, порождаемой установлением ценовых потолков, а также проблемы закупки или уничтожения излишков, возникающей вследствие введения низших пределов цен. Государственное регулирование цен имеет противоречивые последствия. Предполагаемые выгоды для потребителей и производителей от введения потолков и низших пределов цен следует поэтому сопоставлять с издержками, связанными с вызванными ими дефицитами и излишками продукта. Более того, наш анализ контроля за ценами в период второй мировой войны, контроля за уровнем арендной платы и последствий установления потолка процентной ставки по кредитным карточкам показывает, что государственное вмешательство в деятельность рынка порой влечет за собой непредсказуемые и нежелательные побочные эффекты. Контроль за уровнем арендной платы может послужить тормозом для жилищного строительства и обновления наличного жилищного фонда. А введение потолка процентной ставки по кредитным карточкам, вместо того чтобы защитить семьи с низкими доходами от необходимости платить высокие проценты, просто лишает их доступа к кредиту. Краткое повторение 20-3
РЕЗЮМЕ
Рыночные силы и ценность образованияПроисходивший в последние годы рост доходов работников с высшим образованием по сравнению с доходами менее образованных работников отражает тот факт, что предложение высококвалифицированных кадров на рынке труда не поспевает за стремительно растущим спросом на их квалификацию. Сравнение реальных средних доходов выпускников колледжей и средних школ показывает, что начиная с 1980 г. разрыв между ними - именуемый «надбавкой за высшее образование» - резко увеличился. Другими словами, ценность образования продолжает расти. Эту все увеличивающуюся разницу в доходах можно также объяснить изменениями спроса и предложения, затрагивающими услуги работников со средним и высшим образованием.
На вертикальной оси графика мы откладываем соотношения среднего дохода выпускников колледжей и среднего дохода выпускников средних школ. Такое соотношение, равное 1,5, указывает на то, что выпускники колледжей зарабатывают на 50% больше, чем выпускники средних школ. Горизонтальная ось показывает долю молодых людей (в возрасте от 25 до 34 лет), не менее 4 лет отучившихся в колледже. Вертикальные (совершенно неэластичные) кривые предложения отражают ситуацию, когда численность выпускников колледжей не слишком быстро реагирует на изменение соотношения доходов. Например, при росте этого соотношения понадобится 4-5 лет, пока дополнительный набор студентов колледжей получит свои дипломы и попадет на рынок труда. Нисходящие кривые спроса показывают, что чем меньше надбавка за высшее образование, тем большее количество выпускников колледжей захотят нанять работодатели. В 1967 г. мы отмечаем соотношение доходов, близкое к 1,5, а это говорит о том, что в указанном году выпускники колледжей зарабатывали примерно на 50% больше, чем выпускники средних школ. Но к 1987 г. этот разрыв увеличился до 70%. Объясняется это тем, что, несмотря на увеличение предложения выпускников колледжей (с 16,5 до бопее 24% молодых людей в возрасте от 25 до 34 лет), спрос возрос на относительно большую величину. Почему? Что касается спроса, то начиная примерно с 1980 г. технический прогресс все больше и больше опирается на квалификацию. Нововведения способствуют росту производительности труда и, следовательно, увеличению спроса на более образованных работников в большей мере, чем росту производительности менее квалифицированных работников. Одной лишь компьютеризацией рабочих мест можно объяснить от 1/3 до 2/3 увеличения отдачи от образования. Это также объясняется более интенсивным использованием в производстве высокотехнологичных средств производства. Снижение мировых торговых барьеров также повлияло на спрос на рынке труда. Более низкие барьеры привели к увеличению внешнего спроса на экспортируемые высокотехнологичные виды продукции и более квалифицированную рабочую силу, производящую их. И наоборот, более свободная торговля расширила внутренний спрос на недорогие импортные товары, изготовленные менее квалифицированной иностранной рабочей силой. Такой импорт привел к усилению конкуренции, с которой сталкиваются менее квалифицированные рабочие в Соединенных Штатах и которая сдерживает рост их доходов. Приток малоквалифицированной рабочей силы из числа иммигрантов в 80-х годах тоже замедлил рост доходов менее образованной части трудовых ресурсов в США. Почему же предложение выпускников колледжей на рынке труда не увеличилось больше, чем показано на графике, сдерживая таким образом рост надбавки за высшее образование? В конце концов, поскольку разрыв в доходах стал увеличиваться еще в начале 80-х годов, не способствовало ли это тому, что больше молодежи начало поступать и со временем заканчивать колледжи? Но другие факторы - в частности, повышение реальной стоимости образования в колледже - ограничили рост предложения выпускников колледжей на рынке труда. В 80-х годах стоимость высшего образования в государственных колледжах в 2 раза опережала темпы инфляции, а в частных школах - в 3 раза. В то же время государственные пособия и кредиты студентам отставали от темпов инфляции. Выводы: растущая экономическая ценность высшего образования объясняется относительным увеличением спроса на выпускников колледжей, что, в свою очередь, определяется ориентацией технического прогресса на квалифицированные трудовые ресурсы, а также усилением свободы в мировой торговле. Отставание предложения выпускников колледжей от спроса на них - результат быстрого роста реальной стоимости высшего образования и сокращения субсидий на образование. Некоторые последствия. Во-первых, в настоящее время индивидуальное экономическое благосостояние более тесно, чем прежде, связано с уровнем образования человека. Во-вторых, разрыв в заработной плате более и менее образованных работников все время растет и способствует установлению большего неравенства доходов в экономике в целом. В-третьих, процветание любого города, штата или региона все в большей мере зависит от его заботы об образовании. Источник: Groshen E. L. and Drozdowski С. The Recent Rise in the Value of Education: Market Forces at Work//Economic Commentary. Federal Reserve Bank of Cleveland. 15 August, 1992. экономикс |