История экономических учений (Роньшина Н.И.) |
Экономическое развитие России в период перестройки
Предыстория перестройки. Предпосылки ее возникновенияПосле смерти Л. И. Брежнева 9 ноября 1982 г. в высших эшелонах власти вновь началась борьба за лидерство. Об ее остроте свидетельствует тот факт, что за короткий срок 2 раза на посту генерального секретаря ЦК КПСС оказывались лица, физически немощные и уже в силу этого заведомо «временные» как руководители правящей партии: Ю. В. Андропов и К. У. Черненко. Первый из них, коммунист-консерватор по убеждениям и многолетний шеф КГБ, запомнился народу тем, что приступил к серьезной борьбе с коррупцией, включая среднее и высшее звенья госаппарата, и укреплению трудовой дисциплины. Второй генсек начал с того, что пригласил на Пленум ЦК КПСС около полусотни разжалованных Андроповым высокопоставленных аппаратчиков. Вновь по всей стране зазвучали пропагандистские фанфары о небывалых успехах социализма и «зримых ростках коммунизма». Тем временем в стареющей партийно-государственной элите постепенно укрепились позиции относительно молодых и энергичных политиков, не только боровшихся за власть, но и готовых в большей или меньшей степени к обновлению системы. В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев, Председателем Совета Министров СССР – Н. И. Рыжков (в декабре 1990 г. его сменил В. С. Павлов). Так начался следующий и последний этап в истории СССР, названный вскоре «перестройкой». Главной задачей было прекращение распада системы «государственного социализма», а также гарантировать интересы его правящей верхушки – номенклатуры, сформировавшей этих политиков и выдвинувшей их наверх (причем первая часть задачи подчинялась второй и довольно скоро она была отброшена). Средством избирается осторожное преобразование общественных структур, в первую очередь экономики. Однако целостная и заранее проработанная концепция того, как это сделать, отсутствовала. Решения горбачевской администрации зачастую не шли впереди общественных процессов и не направляли их, а шли за ними – с нулевой в таких случаях результативностью. В огромной степени это объяснялось запоздалостью реформ, глубиной общего кризиса, успевшего охватить основные звенья системы. Сыграло негативную роль и другое обстоятельство – в первые годы «перестройки» не было серьезных социально-политических сил, способных оказывать давление на государственное руководство, побуждая его искать эффективные и адекватные ситуации решения. В обществе имелось лишь довольно абстрактное желание перемен; до осознанной готовности широких масс к радикальным преобразованиям, к смене модели общественного развития еще предстояло пройти большой и трудный путь. Реформирование политической системы. Реформа избирательной системы. Анализ либеральных и других движенийИспытывая нарастающие трудности в экономике, руководство страны во главе с М. С. Горбачевым с лета 1988 г. решилось на реформирование политической системы СССР. Подталкивало его к реформам и другое обстоятельство: появление новых политических сил, грозивших в дальнейшем подорвать монополию КПСС на власть. На первом этапе целью политического преобразования было укрепление руководящей роли КПСС в стране с помощью оживления Советов, установление в советской системе разделения властей и элементов парламентаризма. Появляется новый высший орган законодательной власти – Съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды. Выборы депутатов проходили в 1989 – 1990 гг. альтернативно. Из народных депутатов сформировали постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик. Вводилась новая должность – председатель Совета (от Верховного до районного). Председателем Верховного Совета СССР стал Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев (март 1989 г.), председателем Верховного Совета РСФСР – Б. Н. Ельцин (май 1990 г.). Еще раньше (с середины 1987 г.) был провозглашен курс на «гласность». Это было контролируемое властью смягчение цензуры над средствами массовой информации, устранение «спецхранов» в библиотеках, печатание ранее запрещенных книг и т. п. Началась деятельность по реабилитации жертв репрессий. Резко усилился процесс образования новых политических партий с крайне узкой социальной базой, зато самого широкого спектра: от монархистских до анархистских. В республиках появляются массовые движения и партии национальной (а часто и националистической) ориентации. В Прибалтике, Армении, Грузии и Молдавии они получили устойчивое большинство в Верховных Советах. В ряде крупных городов России также возникли аналогичные общественно-политические образования, различные по составу и целям. Большинство новых политических партий и движений открыто заняло антикоммунистические и антисоциалистические позиции, отражая растущее недовольство народа неспособностью правящей партии остановить развал экономики и падение жизненного уровня. Кризис охватывает и КПСС. В ней наметились три основных течения: социал-демократическое, центристское и ортодоксально-традиционалистское. Происходит массовый отток из компартии. В 1989 – 1990 гг. компартии Латвии, Литвы и Эстонии заявили о своем выходе из КПСС. В стране начинают складываться новые центры реальной власти. Это были республиканские съезды народных депутатов и Верховных Советов, где происходило блокирование политиков либерально-демократической ориентации, прошедших в «парламенты» на волне критики КПСС, и старых опытных партократов. Весной и летом 1990 г. союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете, устанавливавшие приоритет своих законов над законами Союза. Страна вступила в полосу дезинтеграции. На протяжении десятилетий центр систематически перекачивал материальные и финансовые ресурсы из России в национальные республики, стремясь где ускорить развитие отсталых регионов, где «умиротворить» народы, насильно включенные в состав советской империи, более высоким по сравнению со всей страной уровнем жизни. Но, превратив Россию в «донора» и обескровив ее, у руководства СССР так и не получилось снять напряженные отношения между нациями. Большую роль здесь сыграли и слишком сильный централизм в управлении, и указания союзных органов, что надо делать в области использования природных ресурсов, демографического, социального и экономического развития республик без должного учета их собственных интересов, и многочисленные факты неуважения национальной культуры, языка, обычаев. Казалось, что все было спокойно, говорились речи о дружбе народов, а на самом деле не затухали очаги межнациональной розни, непонимания и разногласий. Коммунистическую идеологию пронизывала идея о праве наций на самоопределение вплоть до отделения. Единое государство – СССР – во всех конституциях, начиная с 1924 г., официально рассматривалось в качестве «добровольного союза суверенных советских республик», обладающих правом свободного выхода из него. В республиках органы власти и управления, мало отличавшиеся по реальным полномочиям от аналогичных органов в областях Российской Федерации, имели тем не менее все атрибуты собственной суверенной государственности: законодательные, исполнительные, судебные, министерства и т. д. Во время дальнейшего ослабления КПСС все эти конституционные положения начали с нараставшей силой работать против центра, создавая, помимо прочего, благоприятный международно-юридический фон для его развала. В таких условиях горбачевская администрация, теряя инициативу, перешла весной 1990 г. ко второму этапу политических реформ. Постепенно они распространились и на сферу государственного устройства СССР. Отличительными чертами этого этапа были:
Экономические реформы. Экономическая реформа 1987 г. Программа «500 дней»В апреле 1985 г. Пленум ЦК КПСС провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его рычагами считались научно-техническая революция, технологическое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора». Предполагался энтузиазм рабочих, но он не был подкреплен необходимой техникой и квалификацией работников. Это привело не к уменьшению сроков работы, а к значительному увеличению числа аварий в различных отраслях народного хозяйства. Крупнейшей из них стала катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. В середине 1980-х гг. по всей стране развертываются две административные кампании: борьба с алкоголизмом и «нетрудовыми доходами». Опять возобновились чиновничье рвение и азарт. Резкое сокращение предложения спиртных напитков, вырубка виноградников, повышение цен на алкоголь привели к росту спекуляции спиртным, самогоноварению, массовым отравлениям суррогатами. Борьба с «нетрудовыми доходами» сводилась к очередному наступлению сельских властей на личные подсобные хозяйства. К собственно экономической реформе власти обратились летом 1987 г. Были заметно расширены права предприятий. В частности, они получили возможность самостоятельно продвигаться на внешний рынок, вести совместную деятельность с иностранными фирмами. Сокращалось число министерств и ведомств, между ними и предприятиями провозглашались «партнерские», а не командные отношения. Директивный государственный план заменялся госзаказом. На селе было установлено 5 форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и крестьянских (фермерских) хозяйств. В 1988 г. принимаются законы, открывшие простор в более чем 30 видах производства услуг и товаров. Побочным следствием этого стало фактическое узаконивание «теневой экономики» и ее капиталов. Принятый в ноябре 1989 г. Закон об аренде и арендных отношениях предоставил право горожанам и сельским жителям брать землю в аренду в наследственное пользование на срок до 50 лет. Они могли свободно распоряжаться полученной продукцией. Но земля, как и раньше, реально была в собственности местных Советов и колхозов. А они неохотно шли навстречу новым фермерам. Частное предпринимательство на селе сдерживало и то, что договоры аренды могли быть аннулированы верхами в одностороннем порядке с уведомлением за 2 месяца. Следующим шагом хозяйственной реформы было постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем ряд других законодательных актов. В них предусматривались постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление частного предпринимательства и др. Однако механизм и сроки реализации этих мер были намечены приблизительно, неконкретно. Слабым их местом являлась проработка болезненных в социальном плане, но насущно необходимых для оптимизации производства вопросов реформирования кредитной и ценовой политики, системы снабжения предприятий и оптовой торговли оборудованием, сырьем, энергоносителями. Тогда же вниманию общественности была предложена альтернативная «Программа 500 дней», подготовленная коллективом экономистов во главе с Г. А. Явлинским и С. С. Шаталиным. В ней намечалось провести в сжатый срок кардинальную приватизацию госпредприятий с ориентацией на прямой переход к свободным рыночным ценам, существенно ограничить экономическую власть центра. Правительство отклонило эту программу. В общем экономическая политика администрации Горбачева отличалась непоследовательностью и неполнотой, это увеличивало кризис народного хозяйства, дисбаланс между его различными структурами. Этому также способствовало то, что безусловное большинство принимаемых законов не работало. Они портились бюрократическим аппаратом на местах, усматривавшим в непривычных начинаниях центра открытую угрозу своему благополучию и существованию. Экономическая ситуация продолжала ухудшаться. С 1988 г. началось уменьшение производства в сельском хозяйстве в целом, с 1990 г. – в промышленности. Сильно увеличились инфляционные тенденции из-за гигантского бюджетного дефицита. Уровень жизни населения стремительно падал, делая для простых людей споры власти о реформе в экономике все менее заслуживающими доверия. В условиях инфляции деньги теряли вес, поднимался ажиотажный спрос на товары. Летом 1989 г. по стране прокатилась первая волна массовых забастовок рабочих. С тех пор они уже постоянно сопутствовали «перестройке». Диалектика «нового мышления». Начало разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Распад социалистической системыПридя к власти, горбачевская администрация утвердила обычные приоритеты СССР в сфере международных отношений. Но уже в 1987 – 1988 гг. в них привносятся принципиальные исправления в духе уже популяризуемого М. С. Горбачевым «нового политического мышления». Поворот в советской дипломатии диктовался насущной потребностью придать свежий импульс внешней политике СССР, зашедшей по многим серьезным позициям в тупик. Основные принципы «нового политического мышления»:
Реализация этого курса, с одной стороны, имела положительные результаты, с другой – закончилась внешнеполитическими провалами СССР. Характерной чертой нового этапа советской дипломатии были ежегодные встречи М. С. Горбачева с лидерами США. Заключенные с США договоры об уничтожении ракет средней и малой дальности (декабрь 1987 г.) и об ограничении стратегических наступательных вооружений положили начало тенденции к сокращению ядерного оружия в мире. В это же время начались долгие переговоры по сокращению уровня привычных вооружений. В 1990 г. было подписано соглашение об их существенном снижении в Европе. Также СССР в одностороннем порядке принял решение об уменьшении оборонных расходов и сокращении численности собственных Вооруженных сил на 500 человек. Благополучное формирование отношений с капиталистическими странами затронуло и Японию, чему в значительной степени способствовало посещение М. С. Горбачевым в апреле 1991 г. Токио. Советская делегация проявила готовность оживить двусторонние связи и официально признала существование вопроса о государственной принадлежности четырех островов Южно-Курильской гряды. Новые внешнеполитические приемы СССР положительно проявили себя в ликвидации очагов международной напряженности и локальных вооруженных конфликтов. За май 1988 – февраль 1989 гг. были выведены советские войска из Афганистана. После этого II съезд народных депутатов СССР признал «необъявленную войну» против соседней страны, которая раньше была дружественной, грубой политической ошибкой. Горбачевская дипломатия приложила немало усилий к прекращению гражданских войн в некоторых странах (Анголе, Камбодже и Никарагуа), формированию в них коалиционных правительств из представителей противоборствующих сторон, к победе путем капитальных политических преобразований режима апартеида в ЮАР, поиску справедливого решения палестинского вопроса. Улучшаются советско-китайские отношения. В качестве условий для этого Пекин выдвигал вывод советских войск из Афганистана и Монголии, а вьетнамских – из Камбоджи. Москва выполнила эти условия и после визита М. С. Горбачева в Китай весной 1989 г. между двумя странами была восстановлена приграничная торговля, подписана серия соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве. Этот же год стал переломным в отношениях СССР со странами «социалистического содружества». Начался форсированный вывод войск с советских баз в Центральной и Восточной Европе. На опасения многих лидеров соцстран, что некоторые конкретные решения, диктуемые «новым мышлением», могут повлечь за собой дестабилизацию там общественно-политической обстановки, горбачевская администрация ответила экономическим давлением, пригрозив, в частности, перевести хозяйственные взаиморасчеты с дружественными странами на свободно конвертируемую валюту. Вскоре это было сделано. Это обострило отношения между странами-членами СЭВ и послужило причиной быстрого развала как их экономического, так и военно-политического союза. Официально СЭВ и ОВД расформированы весной 1991 г. Руководство СССР не вмешивалось в процессы, быстро и кардинально менявшие политический и социально-экономический образ бывших союзных государств. Курс на отход от СССР и установление более близких связей с Западом взяли и почти все новые правительства стран Центральной и Восточной Европы. Они сразу были готовы вступить в НАТО и Общий рынок. СССР остался без старых союзников, а новых не приобрел. Поэтому страна стремительно теряла инициативу в мировых делах и оказалась в фарватере внешней политики стран НАТО. Ухудшение экономического положения Советского Союза, которому способствовало обвальное снижение поставок по странам бывшего СЭВ, вынудило горбачевскую администрацию обратиться в 1990 – 1991 гг. за финансовой и материальной поддержкой к ведущим державам мира, так называемой «семерке». В эти годы Запад оказал СССР гуманитарную помощь продовольственными и медицинскими товарами (но она в основном досталась номенклатурным кругам или попала в руки дельцов коррумпированной торговой сети). Но обстоятельной финансовой помощи не последовало, хотя «семерка» и Международный валютный фонд обещали ее СССР. Они больше склонялись поддерживать отдельные союзные республики, поощряя их сепаратизм, и все меньше верили в политическую дееспособность Президента СССР. Крушение Советского Союза сделало США единственной сверхдержавой мира. Кушнир И.В. История экономических учений | Костакова Т.А. История экономических учений | Роньшина Н.И. История экономических учений | Татарников Е.А. История экономических учений |